В статье исследуются проблемы и перспективы развития Национального банка Чеченской Республики. Выявлены основные проблемы административной юрисдикции Национального банка и банковской системы Чеченской Республики в финансовой сфере на современном этапе их развития. Предложен авторский подход к развитию банковской системы Чеченской Республики на долгосрочную перспективу.
Ключевые слова: национальный банк, банковская система, административная юрисдикция, кредитные учреждения, кредитная деятельность, кредитные ресурсы, финансовая сфера, традиционная банковская система, исламские банки
В рыночной экономике банковский сектор занимает особое место. Банки, с одной стороны, аккумулируют вклады населения и юридических лиц, с другой — генерируют деловую активность через кредитование и инвестирование различных бизнес-проектов.
Исторический опыт показывает, что банковскому сектору свойственно проявлять высокую эффективность там, где имеются:
− развитые рыночные отношения;
− социально-политическая стабильность;
− благоприятный инвестиционный климат;
− емкий внутренний рынок.
Страны и регионы, отвечающие этим условиям и обеспечивающие на своей территории дух конкуренции, пользуются максимальным набором банковских услуг на максимально выгодных условиях.
Проблемы развития Национального банка Чеченской Республики в современных условиях. Главными проблемами банковской системы продолжают оставаться отсутствие зарегистрированных банков второго уровня на территории региона и недостаточно развитость административной юрисдикции между Национальным банком и Правительством Чеченской Республики.
В условиях динамично идущих процессов восстановления и развития социально-экономической сферы республики наблюдается заметный рост потребностей в банковских услугах, кредитных ресурсах как со стороны юридических, так и со стороны физических лиц. Однако Национальному банку Чеченской Республики до сих пор не удается создать на территории региона адекватную возросшему спросу систему банков второго уровня, прежде всего из-за отсутствия необходимых условий. Их можно сформировать только при согласованных, продуманных действиях Национального банка и Правительства Чеченской Республики. Согласованность усилий этих институтов требуется при разработке и реализации комплекса мер, способных:
− повысить экономическую и банковскую активность в регионе;
− улучшить инвестиционный климат;
− обеспечить дух конкуренции на внутреннем рынке.
Существенной проблемой нынешней банковской системы республики является и ограниченный перечень оказываемых ее кредитными учреждениями услуг.
Серьезной проблемой становится «текучесть» банковских учреждений в республике и неустойчивость динамики их количественного роста.
После достаточно длительного периода хаоса Чеченская Республика почти полностью утратила свою промышленно-производственную базу, а сельское хозяйство пришло в упадок. Прежде она входила в число регионов Юга России, в структуре экономики которых промышленность занимала определяющее место. Сейчас характеристики промышленности республики несопоставимы с аналогичными характеристиками даже сопредельных регионов Северо-Кавказского федерального округа (СКФО), которые имеют сельскохозяйственную специализацию [6].
Однако следует начать с создания максимально благоприятного инвестиционного климата через ликвидацию искусственных барьеров (как коррупционных, так и бюрократических) на пути развития среднего и малого предпринимательства. В частности, чтобы сделать внутренний рынок республики конкурентоспособным, необходимо:
− срочно пересмотреть арендную плату за государственные и муниципальные нежилые помещения в сторону существенного ее понижения;
− поощрять организационно-инфраструктурной поддержкой инвесторов, создающих альтернативные торговые и производственные площадки;
− сокращать сроки согласования бизнес-проектов с различными ведомствами и придать этому процессу транспарентность.
Важно за короткие сроки преобразовать неэффективные государственные унитарные предприятия в новые формы хозяйствования через их приватизацию.
Чтобы вывести производственный сектор экономики Чеченской Республики на среднероссийский уровень, как предусматривают Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2025 года и Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, необходимо в течение ряда лет сделать в него значительные инвестиции [7].
На данном этапе Чеченская Республика неконкурентоспособна по получаемым кредитам, столь необходимым ей в условиях восстановления и развития экономики, даже среди регионов Юга России.
Аутсайдерское положение Чеченской Республики среди регионов Юга России можно объяснить несколькими причинами. С одной стороны, не решенными до конца остаются вопросы, возникшие вокруг расчетов по вкладам физических лиц, сделанным на территории республики до военных событий. С другой стороны, остается слабой организация работы Чеченского отделения Сберегательного банка РФ: отсутствует разветвленная сеть внутренних структурных подразделений филиала, ограничен перечень оказываемых услуг.
Проведенный анализ состояния банковской системы и реального сектора экономики Чеченской Республики показывает, что в регионе отсутствует отвечающая насущным потребностям кредитная система. Пока она состоит из Чеченского регионального филиала ПАО «Россельхозбанк» и его внутренних структурных подразделений. Таким образом, можно заключить, что данный филиал занимает монопольное положение на кредитном рынке республики. В нынешнем виде банковская система Чеченской Республики значительно уступает по своим кредитным возможностям своему аналогу в 1993–1996 гг. В тот период функционировали 18 коммерческих банков, сейчас — ни одного [2].
Крайне важно понять, что в условиях развития республики на рыночной основе невозможна активизация ее участия в общероссийских и мирохозяйственных процессах без современной банковской системы. Поэтому создание «кровеносной системы» экономики должно стать одной из приоритетных задач проводимой региональной политики.
Перспективы развития Национального банка Чеченской республики в условиях регионализации и глобализации. Состояние банковского сектора и ряд особых условий, в которых находится республика, обязывают руководителей региона заняться развитием административной юрисдикцией в финансовой сфере форсированными темпами, с учетом отечественного и мирового опыта.
Первым шагом на этом пути должны стать согласованные усилия Национального банка и Правительства Чеченской Республики по разработке и реализации комплекса мер, способных активизировать экономическую и банковскую деятельность, улучшить инвестиционный климат, обеспечить дух конкуренции на внутреннем рынке республики.
В ближайшие годы Национальный банк Чеченской Республики реально должен стать связующим звеном региональной экономической системы с общероссийской, выполняя роль, с одной стороны, проводника денежно-кредитной политики Банка России, с другой — проводника политики развития финансового и нефинансового секторов экономики Чеченской Республики.
Экономический блок Правительства Чеченской Республики во взаимодействии с Национальным банком обязан за короткие сроки:
− установить и снять все препятствующие развитию предпринимательской инициативы коррупционные и бюрократические преграды;
− выявлять и решать проблемы, мешающие росту инвестиционной привлекательности региона.
В этом ряду отправной точкой должно стать обеспечение на территории республики свободы конкуренции и свободы предпринимательства. Национальному банку вместе с руководством республики следует провести работу, связанную с разъяснением возможности и необходимости открытия на территории региона частных банков.
Последовательное решение перечисленных задач, с учетом позитивного опыта из отечественной и мировой практики, позволит республике вывести ее традиционную банковскую систему не только на среднероссийский уровень, но и на уровень регионов, которые являются лидерами в данной сфере.
Однако обеспечить растущие потребности республики в финансовых ресурсах доступными кредитами традиционная банковская система в обозримом будущем окажется не в состоянии. В связи с этим, целесообразно сформировать условия для появления в регионе исламских банков. Такой подход полностью укладывается в основополагающий принцип Европейского союза — «единство в многообразии».
Исламские банки являются финансовыми учреждениями, деятельность которых выстроена в соответствии с нормами исламского права. Это значит, что в отличие от классических европейских банков они не осуществляют кредитование на процентной основе. Эти банки финансируют конкретные проекты на условиях отчисления доли прибыли в случае успешности проекта. При отсутствии прибыли в банк возвращается только та сумма, которую получил заемщик. Иными словами, исламский банк разделяет с заемщиком коммерческие риски. Отмеченные принципы применяются в ряде восточных стран, и их опыт показывает, что исламские банки вполне конкурентоспособны.
Следует обратить внимание и на то, что в последние десятилетия в мире активно используются возможности исламских банков в содействии экономическому развитию. Открыты и успешно функционируют подобные банки в США, Великобритании, Западной Европе, Австралии. Между развитыми странами мира идет определенная конкуренция за привлечение в их экономику исламских банков.
Еще в 2009 г. бывшая министр экономики, промышленности и занятости Франции К. Лагард (ныне — глава МВФ) в ходе встречи с лидерами Катара заявила: «Мы изменили налоговую систему и в настоящее время дорабатываем правовое поле, чтобы дать возможность исламским финансам прийти во Францию. Мы приветствуем прямые зарубежные инвестиции во Францию, и мы также приветствуем развитие исламских финансов. Наша команда упорно трудилась, чтобы убрать налоговые препятствия и улучшить нормативно-правовую базу, чтобы на ее основе могли функционировать исламские финансы» [10].
На встрече с бизнес-сообществом Саудовской Аравии В. В. Путин 12.02.2007 подчеркивал, что законодательство Российской Федерации позволяет открывать в РФ дочерние банки со 100 %-ным иностранным капиталом.
В современной глобальной экономике государства, придерживающиеся исламских принципов ведения хозяйства, получают все больше преимуществ. Это связано в первую очередь с тем, что налогообложение бизнеса в исламских странах минимально, а основной налог — «закят» составляет не более 5 %. При этом конкуренция между государствами в современных условиях происходит именно в области налогообложения. Все чаще крупные бизнесмены меняют страну проживания, страну регистрации своей компании, мотивируя это непомерными налогами. Как пишет М. Альбер в книге «Капитализм против капитализма», в этой налоговой конкуренции рейнская социально ориентированная модель капитализма проигрывает радикальной англо-саксонской модели США [1].
Можно предположить, что у англо-саксонской модели возникнут в перспективе трудности в конкуренции с системой со столь малым налогообложением, предлагаемым в исламских странах.
Литература:
1. Альбер М. Капитализм против капитализма: перевод с франц. / под ред. В. М. Гальперина. СПб: Экономическая школа. 1998.
2. Анализ деятельности банковского сектора Чеченской Республики по состоянию на 1 января 2015 года, проведенный Национальным банком Чеченской Республики. Грозный. 2016.
3. Бисаев И. У., Решиев С. С. Характер выполнения действующих на территории Чеченской Республики программ по восстановлению и развитию социально-экономической сферы в 2014 году // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 26.
4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016: стат. сб. М.: Росстат. 2016.
5. Решиев С. С. Формирование и исполнение консолидированного бюджета Чеченской Республики в период 2010–2015 годов и его влияние на инвестиционную привлекательность региона // Известия Чеченского государственного педагогического института. 2016. № 1.
6. Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.09.2010 № 1485-р.
7. Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2025 года: утверждена распоряжением Правительства Чеченской Республики от 20.06.2012 № 185-р.
8. Финансы России. 2016: стат. сборник. М.: Росстат. 2016.
9. ФЦП «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008–2012 годы»: утверждена постановлением Правительства РФ от 15.07.2008 № 537.
10. URL: http://www.info-islam.ru/