Учебная компьютерная модель системы двух связанных математических маятников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (143) март 2017 г.

Дата публикации: 25.02.2017

Статья просмотрена: 338 раз

Библиографическое описание:

Данилов, О. Е. Учебная компьютерная модель системы двух связанных математических маятников / О. Е. Данилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 9 (143). — С. 318-320. — URL: https://moluch.ru/archive/143/40094/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье приводятся примеры дидактических моделей. Особое внимание уделяется мультимедийным дидактическим моделям обучения, для реализации которых в обучении используется компьютерная техника. На базе компьютера могут создаваться особые дидактические материалы — учебные компьютерные модели. Такие модели предполагают использование при обучении наглядных образов изучаемых объектов. Рассматривается компьютерное приложение, реализующее такую модель. В нем в качестве визуализированного абстрактного объекта выступает система, состоящая из двух упруго связанных математических маятников.

Ключевые слова: математический маятник, компьютерное моделирование, 3D-моделирование, модель, упругая связь, обучение физике

В общей классификации моделей, используемых в обучении, можно выделить модели обучения, строящиеся для получения знания в контексте предмета [1], и дидактические модели. Дидактические модели, в свою очередь, относят к разряду теоретических, обобщающих и формирующих объективное знание.

Обучение проектируется с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, поэтому в дидактических моделях их авторы часто делают акцент на отношения типа «обучающий — обучающийся», что дает основание считать их моделями индивидуального обучения [4]. К важным компонентам обучения относят методическую систему, предполагая, что правильный выбор методологических и методических основ обучения позволит выстроить если не эффективную, то оптимальную модель обучения. В этом случае последовательно решая ряд педагогических задач, можно прийти к планируемому результату [5, с. 8]. Именно поэтому часто обучение выстраивается на основе модели методической системы.

В обучении существенным является способ деятельности (система действий, ведущих к достижению цели), который также находит отражение в моделях обучения. Например, известна экспериментально-деятельностная модель обучения физике и другим естественнонаучным дисциплинам. Согласно этой модели, обучение осуществляется посредством экспериментальной деятельности, которая способствует формированию и усвоению знаний, формированию естественнонаучного мировоззрения, освоению научных методов познания, развитию обучающихся, освоению ими социального опыта общения [2]. Также известна мультимедийная дидактическая модель обучения, в которой особое место отводится техническому средству обучения — компьютеру, на базе которого функционирует моделирующая программа [3].

Процесс обучения неразрывно связан с передачей, обработкой и хранением информации, поэтому неотъемлемой частью модели обучения должна быть модель представления учебной информации. Существует вербально-графическую модель обучения, обеспечивающая подготовку обучающихся к осмысленному усвоению учебной информации. Важная роль в этой модели отводится представлению учебного материала с применением вербальных и графических средств моделирования. В этом случае проводится комплексное системно-деятельностное моделирование процесса обучения, которое происходит одновременно по трем направлениям: моделирование содержания обучения (ориентировка, информирование); моделирование мыслительного процесса (управление, контроль); моделирование коллективных форм обучения (общение, сотрудничество). Первичным является моделирование содержания, которое лежит в основе двух других видов моделирования.

Чаще всего обучающий использует моделирование при передаче учебного содержания. При этом он выполняет ряд действий моделирования: формирование понятий и представлений посредством обобщений; их формализацию; построение наглядных моделей изучаемых объектов; формирование информационно-логической модели учебного материала; построение моделей знаний; построение моделей в учебной деятельности и др. В этом случае модели могут использоваться для иллюстрации и выступать как средство усвоения учебного материала, или использоваться в исследовательской учебной деятельности.

Рассмотрим, что представляют собой используемые нами учебные компьютерные модели, на примере модели системы, состоящей из двух связанных математических маятников. Как правило, базой для такого моделирования выступает некоторая абстракция (в данном случае образ-модель — это система, состоящая из двух идеальных маятников с идеальной связью). Модель является интерактивной, управление ею происходит с помощью графического интерфейса программы, осуществляющей визуализацию образа-модели.

Итак, наша теоретическая модель представляет собой два математических маятника, связанных абсолютно упругой связью так, как это показано на рис. 1.

Рис. 1. Система, состоящая из двух упруго связанных математических маятников

Приложение имеет пять окон (рис. 2): 1) окно для визуализации образной модели — колебательной системы, состоящей из двух математических маятников, связанных упругой связью друг с другом; 2) окно для вывода мгновенных значений характеристик колебательной системы; 3) два окна для синхронного с движением колеблющихся тел вывода графиков зависимостей угловых координат тел, угловых скоростей и угловых ускорений маятников, а также фазовых диаграмм (зависимостей угловых координат тел от их угловых скоростей); 4) окно с элементами управления моделью. С помощью элементов, размещенных в последнем окне, можно изменять начальные параметры колебательной системы, останавливать виртуальный эксперимент в нужный момент, получая «мгновенный снимок» колебательной системы.

Программа может быть использована преподавателем при демонстрациях, сопровождаемых объяснениями нового учебного материала, а также учащимися в самостоятельных учебных исследованиях.

Эффективное применение информационных технологий в процессе обучения связано с изменением содержания образования, что выражается в появлении целостных интегральных областей знаний. Это позволяет преодолевать узкотематическое проектирование школьных дисциплин путем внедрения в обучение опыта различных форм и видов деятельности. Например, необходимость компьютерного моделирования явлений и процессов возникает сейчас не только при обучении физике и математике, но и других (не только естественнонаучных) учебных дисциплин.

Рис. 2. Приложение, моделирующее движение двух связанных круговых математических маятников

Литература:

  1. Гребенев И. В. Теория обучения и моделирование учебного процесса / И. В. Гребенев, Е. В. Чупрунов // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. –2007. — № 1. — С. 28–32.
  2. Данилов О. Е. Использование компьютерных моделей маятников при изучении механических колебаний / О. Е. Данилов // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2015. — № 7. — С. 40–47.
  3. Данилов О. Е. Решение задач механики с помощью компьютерных моделей / О. Е. Данилов // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2015. — № 3. — С. 40–48.
  4. Солодова Е. А. Математическое моделирование педагогических систем / Е. А. Солодова, Ю. П. Антонов // МКО. — 2005. — Ч. 1. — С. 113–119.
  5. Шелепаева А. Х. Поурочные разработки по информатике. Универсальное пособие: 8–9 классы / А. Х. Шелепаева. — М.: ВАКО, 2005. — 288 с.
Основные термины (генерируются автоматически): модель, колебательная система, модель обучения, учебный материал, обучение, упругая связь, методическая система, процесс обучения, угловая координата тел, учебная информация.


Похожие статьи

Учебные компьютерные модели маятников

В статье рассматриваются учебные компьютерные программы как один из распространенных видов учебных моделей. В качестве примера приводятся программы, моделирующие движение маятников.

Применение учебной компьютерной модели двойного математического маятника в обучении физике

В статье приводится описание функций учителя, которые он осуществляет при использовании компьютерных моделей в процессе обучения физике. Рассмотрено, как это происходит, на примере использования компьютерной модели двойного математического маятника.

Подготовка и осуществление компьютерной визуализации в процессе создания учебной модели

В статье рассматривается специфический вид информационной модели — учебная компьютерная модель. Перечислены наиболее важные части такой модели. Кратко описана технология осуществления визуализации объекта изучения с помощью OpenGL.

Учебная компьютерная модель пружинного маятника

В статье приведен пример учебной компьютерной модели, предоставляющей обучающимся возможность иcследовать вертикальный пружинный маятник с помощью вычислительного эксперимента.

Использование компьютерной модели математического маятника при изучении механических колебаний в курсе физики

В статье описана компьютерная программа, моделирующая движение кругового математического маятника. Кратко изложена методика применения этой программы для изучения механических колебаний в курсе физики.

Системный подход к выбору моделей для предсказания разрушения деталей на основе статистических данных

В статье описана методика работы с результатами испытаний деталей. С помощью методов машинного обучения удалось научиться предсказывать максимальное значение силы на растяжение, которую выдерживает деталь перед полным разрушением. Лучшую модель из ис...

Использование программного обеспечения FreeCAD в обучении школьников трехмерному моделированию

Статья посвящена использованию программы FreeCAD как одного из инструментов для обучения школьников трехмерному моделированию. FreeCAD — это бесплатное и открытое программное обеспечение, которое предоставляет широкий спектр возможностей для создания...

Учебное экспериментирование в виртуальной реальности

Предлагается использовать системы виртуальной реальности для проведения в них экспериментов, которые ранее могли проводиться только умозрительно. В качестве примера рассмотрен случай вертикального движения тела в поле тяжести Земли вблизи ее поверхно...

Демонстрация явления интерференции волн от двух точечных источников с помощью компьютерной модели

В статье кратко описана методика учебного исследования явления интерференции волн от двух точечных источников с помощью компьютерной модели данного явления. Компьютерную программу, моделирующую интерференцию, предлагается использовать для объяснения ...

Учебные компьютерные модели волновых процессов и явлений

Предложена методика использования компьютерных моделей в учебных исследованиях волновых процессов и явлений. Указано на аналогии, присутствующие в научном и учебном исследовании. Кратко представлен перечень волновых процессов и явлений, которые можно...

Похожие статьи

Учебные компьютерные модели маятников

В статье рассматриваются учебные компьютерные программы как один из распространенных видов учебных моделей. В качестве примера приводятся программы, моделирующие движение маятников.

Применение учебной компьютерной модели двойного математического маятника в обучении физике

В статье приводится описание функций учителя, которые он осуществляет при использовании компьютерных моделей в процессе обучения физике. Рассмотрено, как это происходит, на примере использования компьютерной модели двойного математического маятника.

Подготовка и осуществление компьютерной визуализации в процессе создания учебной модели

В статье рассматривается специфический вид информационной модели — учебная компьютерная модель. Перечислены наиболее важные части такой модели. Кратко описана технология осуществления визуализации объекта изучения с помощью OpenGL.

Учебная компьютерная модель пружинного маятника

В статье приведен пример учебной компьютерной модели, предоставляющей обучающимся возможность иcследовать вертикальный пружинный маятник с помощью вычислительного эксперимента.

Использование компьютерной модели математического маятника при изучении механических колебаний в курсе физики

В статье описана компьютерная программа, моделирующая движение кругового математического маятника. Кратко изложена методика применения этой программы для изучения механических колебаний в курсе физики.

Системный подход к выбору моделей для предсказания разрушения деталей на основе статистических данных

В статье описана методика работы с результатами испытаний деталей. С помощью методов машинного обучения удалось научиться предсказывать максимальное значение силы на растяжение, которую выдерживает деталь перед полным разрушением. Лучшую модель из ис...

Использование программного обеспечения FreeCAD в обучении школьников трехмерному моделированию

Статья посвящена использованию программы FreeCAD как одного из инструментов для обучения школьников трехмерному моделированию. FreeCAD — это бесплатное и открытое программное обеспечение, которое предоставляет широкий спектр возможностей для создания...

Учебное экспериментирование в виртуальной реальности

Предлагается использовать системы виртуальной реальности для проведения в них экспериментов, которые ранее могли проводиться только умозрительно. В качестве примера рассмотрен случай вертикального движения тела в поле тяжести Земли вблизи ее поверхно...

Демонстрация явления интерференции волн от двух точечных источников с помощью компьютерной модели

В статье кратко описана методика учебного исследования явления интерференции волн от двух точечных источников с помощью компьютерной модели данного явления. Компьютерную программу, моделирующую интерференцию, предлагается использовать для объяснения ...

Учебные компьютерные модели волновых процессов и явлений

Предложена методика использования компьютерных моделей в учебных исследованиях волновых процессов и явлений. Указано на аналогии, присутствующие в научном и учебном исследовании. Кратко представлен перечень волновых процессов и явлений, которые можно...

Задать вопрос