Проектирование современной информационной образовательной среды на основе дидактических возможностей Web-технологий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №9 (143) март 2017 г.

Дата публикации: 03.03.2017

Статья просмотрена: 1964 раза

Библиографическое описание:

Хошимова, Ч. С. Проектирование современной информационной образовательной среды на основе дидактических возможностей Web-технологий / Ч. С. Хошимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 9 (143). — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/archive/143/40108/ (дата обращения: 16.11.2024).



Традиционная система образования, основу которой заложил Ян Амос Каменский в XVI веке, успешно работавшая до формирования и непрерывного развития информационного общества, не справляется с современными постоянно обновляемыми требованиями к качеству образования. Вполне понятно, что традиционная система образования должна претерпеть существенные изменения в методике (в частности в формах и средствах) обучения в силу появления и внедрения новых компонентов обучения, во много раз превосходящих своими дидактическими возможностями и свойствами. Многие специалисты, исследователи в области педагогического образования подвергают традиционную систему обучения справедливой и обоснованной критике. Такому положению дел мы обязаны процессу информатизации образования, возможности использования в системе обучения дидактических возможностей современных информационно-коммуникационных технологий, Интернет и Web-технологий и т. д. Процесс внедрения новых педагогических технологий обучения, использование дидактических возможностей средств ИКТ и Web-технологий позволяет формировать и проектировать совершенно новую образовательную среду [1].

С другой стороны, нельзя игнорировать тот факт, что требования к качеству образования непременно будут расти, и традиционная система обучения, уже сегодня не удовлетворяющая по многим параметрам требованиям к качеству образования, отраженным в образовательных стандартах нового поколения, должна быть пересмотрена.

Отмечает необходимость создания информационно-коммуникационной образовательной среды, которая представляет собой совокупность субъектов (преподаватель, обучаемые) и объектов (содержание, средства обучения и учебных коммуникаций, прежде всего на базе ИКТ и т. д.) образовательного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию современных образовательных технологий, ориентированных на повышение качества образовательных результатов.

Cовременная информационная образовательная среда представляет собой системно-структурную организацию среды, проявляющуюся в том, что она представляет собой совокупность взаимодействующих систем (подсистем): информационных образовательных ресурсов, компьютерных средств обучения, современных средств коммуникации и педагогических технологий. Учебная деятельность в информационной образовательной среде представляет собой открытую педагогическую систему, направленную на воспитание интеллектуальной, творческой и социально развитой личности. Сущность и нововведение формируемой новой образовательной среды должны определяться не только и не столько содержанием в ней новых компонентов (в основном электронных образовательных ресурсов), сколько, прежде всего, возможностью достижения новых образовательных результатов. Особо важны в этой связи состав, структура и взаимосвязь различных компонентов информационно-коммуникационной образовательной среды, эффективное функционирование которой должно обеспечить ее гибкая структура, адаптирующаяся к определённым педагогическим ситуациям, подстраивающаяся под различные потребности и способности субъектов образовательной детальности. Разработки в области формирования современной образовательной среды в условиях информатизации образования и применения электронных образовательных ресурсов проводятся уже не один год, но должной эффективности, выражающейся в достижении ощутимых образовательных результатов, не приносят. Главной причиной этого является то, что разработка и применение электронных образовательных ресурсов направлены на повышение эффективности деятельности учителя и учащихся в условиях традиционных целей и содержания обучения, традиционно осуществляемого образовательного процесса. Данный подход использования электронных образовательных ресурсов в рамках традиционной системы обучения не способен эффективно реализовать учебную деятельность и значительный дидактический потенциал этих ресурсов. Качество образования, направленное на достижение новых образовательных результатов, реально может быть достигнуто, если дидактический потенциал электронных образовательных ресурсов и построенной на их основе современной образовательной среды будет реализован в новой модели образовательного процесса [2]. Очевидно, что разработка и внедрение в учебный процесс современных образовательных ресурсов (электронных образовательных ресурсов, цифровых образовательных ресурсов, образовательных Web-ресурсов, электронных средств обучения) должны повысить эффективность обучения только в том случае, если их будут применять исходя из экспертизы и анализа их дидактических возможностей (визуализации учебного материала, повышения интерактивности обучения, доступа к источникам знаний, оперативного контроля). Из целого ряда вышеперечисленных образовательных ресурсов мы хотим остановиться на образовательных Web-ресурсах. Обосновывается данный выбор более широкими дидактическими возможностями образовательных Web-ресурсов, привнесенными за счет использования Web-технологий. Среди важнейших преимуществ использования образовательных Web-ресурсов следует назвать представление информации на основе гипертекстовой технологии, в наибольшей степени соответствующей особенностям ее восприятия и осмысления человеком. Гипертекстовые технологии построены на основе семантической обработки информации. Суть этих технологий состоит в предоставлении учащимся и учителям возможности иерархической организации учебного материала путем использования метода перехода по ссылкам на интересующие места и понятия. Использование образовательного Web-ресурса позволяет помимо связывания распределенных данных, осуществлять еще одну очень важную функцию — рассматривать информацию с нужной степенью детализации, что существенно упрощает анализ больших объемов данных. Можно быстро отобрать самое необходимое, а затем изучить выбранный материал во всех подробностях. В свою очередь Web-технологии многократно увеличивают возможности телекоммуникации как в плане доступа к новым источникам знаний, так и в плане организации и поддержки новых видов учебной деятельности. Web-технологии предоставляют следующие дидактические возможности:

  1. Представление и передача учебной, методической и справочной информации:

– передача учебной, методической, научной и справочной информации в текстовом, графическом, звуковом и видео-форматах;

– визуализация и воспроизведение учебно-методической информации в различных форматах (текст, графика, анимация, звук, видео);

– организация консультаций, общения с педагогом, с сокурсниками (форум, чат, отправка сообщений, электронная почта и т. д.);

– возможность интерактивности с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации и оперативной обратной связи;

– возможность оперативного представления отчетов по итогам контрольно-оценочных мероприятий.

  1. Хранение и обработка учебной, методической и справочной информации:

– свободный поиск учебной, методической и справочной информации на любом компьютере сети и связанных с ним через шлюзы компьютеров других сетей;

– доступ к учебному программному обеспечению и документациям из огромных файловых архивов (с учетом того, что большая часть информации распространяется бесплатно);

– обработка и редактирование (переконструирование) учебной, методической и справочной информации с помощью текстового или графического редактора;

– систематизация информации в собственных электронных картотеках и базах данных;

  1. Проектирование образовательного процесса:

– возможность организации электронных телеконференций (аудиоконференций и видеоконференций), в том числе в режиме реального времени;

– обмен информацией одновременно с большим числом пользователей по определенной теме в режиме телеконференций;

– использование современного программного обеспечения для решения учебно-методических задач образовательного процесса;

– возможность организовать сеть дистанционного обучения и повышения квалификации педагогических кадров (организации центра дистанционного обучения на основе компьютерных телекоммуникаций с целью получения дополнительной специальности).

– возможность организации сетевых сообществ;

– организация коллективной электронной энциклопедии (Wikiпедия), коллективной электронного учебника (технология Wiki);

– доступ к каталогам сотен лучших мировых библиотек;

– доступ к мировым базам данных и базам знаний;

– оперативный контроль усвоения знаний, умений и навыков;

– возможность организации индивидуальной и коллективной учебной деятельности;

– активизация познавательной деятельности;

– мотивация самостоятельной учебной деятельности;

– возможность самообразования, саморазвития, самооценки, саморегуляции;

– формирование и развитие творческих навыков.

– подготовка и редактирование образовательного Web-ресурса непосредственно в сетевом образовательном пространстве с помощью простого текстового редактора;

– хранение образовательного Web-ресурса в сетевом Web-пространстве;

– рассылка образовательного Web-ресурса (текст, аудио, видео и т. д.) обучаемому с помощью скоростных каналов Web-пространства;

– свободный поиск образовательного Web-ресурса в сетевом образовательном пространстве;

– использование программного обеспечения и периферийных устройств удаленных web-компьютеров (компьютеры, подключенные к сетевому образовательному пространству) для запуска на них учебных программ, тренажеров, проведения соответствующих вычислений.

Образовательный процесс в современной информационной образовательной среде должен осуществляться в непосредственном сотрудничестве учителей и учащихся (хотя в образовательном процессе участвуют родители, руководство образовательных учреждений, бизнес-структуры, государство и т. д.) отличительной особенностью которого становится характер взаимодействия. Если при традиционной системе обучения учитель был своего рода авторитарной фигурой учебного процесса, в новой образовательной среде роль учителя приобретает характер координатора и партнера, наставника образовательного процесса. Цели обучения направлены на развитие интереса учащихся, их познавательной и творческой активности, на всестороннее развитие личности. [3] Важным преимуществом учебного процесса, организованного в рамках информационной образовательной среды, является возможность реализации одного из приоритетных направлений в образовании — организацию личностно-ориентированного обучения, объединяющую разные педагогические технологии (обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, вариативное обучение, индивидуализацию обучения, проектную деятельность, технологию контекстного обучения, модульно-рейтинговую технологию обучения, самообразование, проектирование собственной траектории обучения и т. д.). Проведенный анализ позволяет утверждать, что современное качество образования и формируемые на ее основе новые образовательные результаты не могут быть достигнуты в рамках образовательной среды, основанной на традиционных формах, методах и средствах обучения. Поэтому современный образовательный процесс со всеми его компонентами должен реализовываться на основе информационной образовательной среды и придания учебному процессу в этой среде инновационного характера.

Литература:

  1. Водолад С. Н. Изучение методов представления информации в курсе информатики: (На примере гипертекстовых представлений учебного материала по тригонометрии): Дисс… канд. пед. наук: 13.00.02. — М., 2000. — 152 с.
  2. Дронов В. П. Информационно-образовательная среда XXI века. Вестник образования. — М.,- 2009. — № 15. — с.44–52.
  3. Зенкина С. В. Педагогические основы ориентации информационно-коммуникационной среды на новые образовательные результаты: Дисс. д-ра пед. наук. — Москва, 2007
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, образовательный Web-ресурса, справочная информация, качество образования, ресурс, традиционная система обучения, учебный процесс, информационная образовательная среда, образовательная среда, сетевое образовательное пространство.


Похожие статьи

Разработка и внедрение инновационной модели управления качеством образования в социально ориентированной школе

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в условиях реализации ФГОС

Проектирование индивидуальных образовательных траекторий различных категорий учащихся на основе организационной модели дистанционного обучения

Внедрение современных методов автоматизированного тезауруса в учебно-информационный процесс

Создание открытых образовательных ресурсов как основа реализации принципа открытости в лингвоинформационной образовательной сети

Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС

Формирование математической грамотности с помощью практико-ориентированных проектов

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка для развития коммуникативных компетенций

Решение проблем социально-экономической и финансовой сфер с применением метода имитационной модели

Интеграция электронных дидактических средств в систему иноязычной подготовки студентов юридического факультета

Похожие статьи

Разработка и внедрение инновационной модели управления качеством образования в социально ориентированной школе

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в условиях реализации ФГОС

Проектирование индивидуальных образовательных траекторий различных категорий учащихся на основе организационной модели дистанционного обучения

Внедрение современных методов автоматизированного тезауруса в учебно-информационный процесс

Создание открытых образовательных ресурсов как основа реализации принципа открытости в лингвоинформационной образовательной сети

Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС

Формирование математической грамотности с помощью практико-ориентированных проектов

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка для развития коммуникативных компетенций

Решение проблем социально-экономической и финансовой сфер с применением метода имитационной модели

Интеграция электронных дидактических средств в систему иноязычной подготовки студентов юридического факультета

Задать вопрос