Портреты графов Зубовых из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №9 (143) март 2017 г.

Дата публикации: 02.03.2017

Статья просмотрена: 134 раза

Библиографическое описание:

Базарнова, Н. С. Портреты графов Зубовых из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника / Н. С. Базарнова, Л. Е. Такташова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 9 (143). — С. 288-290. — URL: https://moluch.ru/archive/143/40137/ (дата обращения: 16.11.2024).



В музее Владимира хранятся портреты членов семьи графов Зубовых. Они поступили в фонды музея единовременно в июне 1920 года из имения Фетинино Владимирской губернии. [1, с.8]

Мы рассмотрим женские портреты Зубовых, наиболее интересные, с нашей точки зрения, по живописи и содержанию.

Наталья Александровна Зубова была дочерью А. В. Суворова. Слава отца делала Н. А. Суворову желанной невестой многих родовитых семей. Но она была фрейлиной Екатерины II и без её согласия выйти замуж не могла. Екатерина II выбрала ей жениха, брата, своего фаворита П. Н. Зубова; в феврале состоялось торжественное обручение, в апреле 1795 года — свадьба. [2, с.23]

Сохранились два портрета Н. А. Зубовой. Первый портрет находится в каталоге Русского музея и помещён в разделе работ ИоганнааЛампи Старшего датированый 1795 годом. [4, c.8]

Иоганн Лампи Старший (1751–1830) учился у многих известных мастеров Австрии и Германии, в Италии у виртуозного живописца Дж.Б.Тьеполо.

Лампи выполнял заказы церкви, расписывал дворцы знати, писалfкартины на мифологические сюжеты, но более всего прославился как блистательный портретист. [5, с.35]

Второй портрет хранится во Владимиро-Суздальском музее — заповеднике, в каталоге ГВСМЗ, значится как работа неизвестного художника конца 18 — начала 19 века. [1, с.23]

Оба портрета выполнены в технике лессировочной живописи, лёгкими прозрачными мазками, изысканы по цвету. В палитре преобладают цвета, характерные для живописи русского сентиментализма, мягкие и спокойные по тону, они соответствует облику самой модели — юной, мечтательной девушки-невесты.

Зубова Ольга Николаевна младшая дочь графов Зубовых, внучка А.В

Суворова. С 1824г.она была женой действительного статского советника, камергера, предводителя уездного дворянства А. С. Талызиным (1795–1868). [2, с.32].

Портрет О. Н. Зубовой (1803–1882), выполненный неизвестным художником, представляет поясное изображение молодой девушки. Её фигура развёрнута в трех четвертном развороте. Её причёска, одежда, соответствуют моде начала 19 века. Темные волосы, уложены в косы на затылке, с небольшими буклями на висках. Одета она в белое декольтированное платье, с тонким поясом по линии талии, платье украшено тонким кружевом.

Руки прикрыты темно красной шалью с орнаментальной каймой. Взгляд девушки прямой, несколько тревожный. На заднем плане темное небо, на низкой линии горизонта едва заметный горный пейзаж. Колорит построен на контрасте светлой фигуры и тёмного фона. Цвета палитры: белый, красный, оттенки охры, серого иfрозового.

Любовь Николаевна Зубова (1802 1894) дочь гр.Зубовых, внучка А. В. Суворова. Её муж И. С. Леонтьев (1781 1824) имел чин генерал- майора. [2, с.34] Её портрет по композиции очень близок к портрету сестры. Небольшая разница в колористическом решении: на её плечи наброшена синяя шаль, а небо кажется ещё более тревожным из- красно- коричневых всполохов. Несколько иная характеристика модели, более строгая, даже суровая, что, возможно, соответствовало характеру генеральской жены.

В музейной документации оба портрета значатся как работы французского художника А. Ф. Ризенера. [4, с.36]

Анри-Франсуа Ризенер (1767–1828) — французский живописец немецкого происхождения. Мастер парадного светского портрета, характерный представитель классицизма и раннего романтизма. [3, с.21]

Портреты, безусловно, относятся к интересным работам ГВСМЗ и достойны изучения. Они дают яркую характеристику художественного вкуса русского дворянства и представление об основных направлениях живописи 18 — нач.19 веков — сентиментализме и романтизме. Портреты имеют художественную и историческую ценность и достойны внимательного изучения.

Литература:

  1. Государственный Русский музей. Живопись XVIII- начало XX века. Кататалог. — Ленинград.: Аврора- Искусство, 1980–448с.
  2. Голенко Б. В. Семья и потомки Суворова. Биографии Ближайших родственников и потомков полководца.- Санкт- Петербург.: ГМММ А. В. Санкт- Петербург. Санкт- Петербургский Фонд культуры. 2002. — 80 с.
  3. Калмыкова В., Тёмкин В. — Немецко-австрийская живопись xVIII — XIX века..-: Белый город, 2014.-129с.
  4. Меркулова Т. Н.- Живописные и миниатюрные портреты XVIII — начала XX века в собрании Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника.- Владимир: Каталог ГВСМЗ, 2015.- 198 с
  5. Половцов А. А., Лампи Иоганн Баптист (отец).-: Русский биографический словарь: в 25 томах.-, 1896–1918.- Т. 10. — С. 506–507.
Основные термины (генерируются автоматически): Суворов, портрет.


Задать вопрос