Решение проблемных ситуаций и учебных задач с помощью инструментов совместного редактирования текста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (143) март 2017 г.

Дата публикации: 05.03.2017

Статья просмотрена: 67 раз

Библиографическое описание:

Дьяконова, С. В. Решение проблемных ситуаций и учебных задач с помощью инструментов совместного редактирования текста / С. В. Дьяконова, С. В. Шведова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 9 (143). — С. 366-368. — URL: https://moluch.ru/archive/143/40160/ (дата обращения: 19.12.2024).



Актуальность данной темы обусловлена возрастанием потока информации в современном обществе и стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий, без которых уже немыслимы любые виды деятельности. И для того чтобы адаптироваться в жизни, стать востребованным и компетентным специалистом, ребенку необходимо научиться самостоятельному исследованию и добыванию необходимых знаний и умений.

С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов к деятельности учителя стали предъявляться новые требования. Одним из таких требований является реализация универсальных учебных действий в процессе обучения. Под универсальными учебными действиями понимают умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта [4:91].

Специфика русского языка как учебного предмета заключается в том, что, во-первых, он является предметом обучения, во-вторых, средством изучения всех остальных школьных предметов. Ведущее направление в изучении русского языка — развитие всех форм мыслительной и речевой деятельности школьников с опорой на чувство языка и максимальное использование связных текстов [2:63].

Литература — базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.

Обучение данным предметам осуществляется в форме совместной деятельности учащихся. Огромную роль играют в этом компьютерные технологии, интернет ресурсы. Использование их на уроках мотивирует учащихся на успешное изучение данных предметов, на овладение ключевыми компетенциями и обеспечивает принцип новизны на уроках.

В своей работе мы используем персональный компьютер с выходом в Интернет, проектор. Наибольшую популярность у нас и наших учеников получили сервисы и инструменты Google. Их преимущество — это наличие централизованного хранилища данных и продуманный интерфейс. Особые симпатии завоевал Google Drive (Диск Google).

Диск Google — это облачное хранилище данных, позволяющее пользователям хранить свои данные на серверах в облаке и делиться ими с другими пользователями в Интернете. Рассмотрим, как можно использовать Документы Google при изучении русского языка и литературы в основной школе:

Google Документ позволяет выполнять различные задания. В нем может быть подготовлен реферат, доклад по какой-либо теме. Текстовый Документ Google может быть использован как электронный рабочий лист, позволяющий формировать навыки работы с текстом. Например, прием антитезы можно рассмотреть в стихотворении М. И. Цветаевой «Попытка ревности». По заданию необходим анализ текста и выделение его фрагментов. Следуя инструкции, ученик создает копию рабочего листа, называет своим именем, выполняет задание (маркирует фрагменты текста, выделяя черным и красным цветами противопоставление), дает доступ и размещает в электронной среде.

Так, другой важной особенностью сервиса Документы Google является возможность комментировать фрагменты текста. Группа соавторов может вести переписку и обсуждение выполняемой работы непосредственно внутри документа, добавляя свои комментарии. Для учителя это возможность осуществлять мониторинг процесса совместного творчества, по необходимости деликатно вносить поправки. Групповая организация работы способствует мотивации учащихся.

Googlе Презентация — это удобный инструмент для создания презентаций, редактирования и совместной работе над ними, который позволяет учащемуся и тем, кого он выбирает в качестве соавторов, редактировать файлы в реальном режиме времени со своих домашних компьютеров, смартфонов, планшетов, ноутбуков. Презентация позволяет визуализировать материал, сделать его интерактивным. Она может быть наглядной поддержкой доклада, тренажёром, фотоальбомом (например, поэтов Серебряного века или героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»).

На уроке литературе прийти к проблемной ситуации часто помогает мотивирующий прием — «яркое пятно» (ассоциации, музыка, иллюстрации, любой материал, способный захватить внимание учеников). Google Презентация помогает быстро собрать ассоциации, которые возникают в связи с каким-либо литературным именем или с названием произведения. Например, дается цитата В. И. Белова из рассказа «Скворцы». «Мне кажется, что я слышу, как растет на полях трава, я ощущаю каждую травинку». «Тихая моя родина, ты все также врачуешь мою душу своей зеленой тишиной». Вопрос учителя: «Каким представляется вам человек, который мог сказать эти слова?» Ученики оформляют каждый свой слайд и создается образ автора (добрый, любит родину, природу, людей, свой дом).

Google Таблица чаще всего используется для создания синквейна или для проведения исследования на уроке. Таблицы Google можно редактировать, предоставлять доступ для совместной работы.

Например, предъявление противоречивых точек зрения на произведение, характер героя или его поступки, рождает эмоциональный отклик в душах учащихся и является очень эффективным на уроке. В таблице надо ответить на вопросы к прочитанной повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»:

1. Какой должна быть любовь?

2. Чувства Желткова — это большая любовь или слепой восторг?

3. Чье высказывание Вам ближе?

В. Львова — Рогачевского или Д. С. Лихачева?

4. Почему?

5. Таким образом,.... (продолжите)

(В. Львов — Рогачевский. «Куприн говорит о любви, но не о той... любви, которую свели к воробьиным ухаживаниям, к раздеванию и подглядыванию... «Гранатовый браслет» Куприна — это подарок новому поколению, это призыв к большой любви». Д. С. Лихачев. «Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками — как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям»). В совместной работе получится материал для написания сочинения по литературе к направлению «Любовь».

Конечно, есть и свои трудности в данной работе: во-первых, медленный интернет, не оснащенность классов компьютерами для учащихся Во-вторых, проблемы зачастую связаны с внутренними настройками компьютера или браузера. И в-третьих, низкий уровень подготовки учеников, учителей и родителей к работе в данном сервисом.

На сегодняшний день среда современных сетевых сервисов открывает перед нами возможность создавать учебные ситуации, в которых учителя и учащиеся могут осваивать и отрабатывать компетентности, необходимые в будущем.

Таким образом, Google Drive имеет широкие образовательные возможности. Во-первых, деятельность учащихся мы меняем с индивидуальной на совместную, это позволяют сделать Google Документы. Во-вторых, в такой работе просматривается деятельностный подход в обучении, где центральная роль на уроке отводится ученику, а учитель становится лишь помощником. И в-третьих, дети учатся работать командой: выслушивать мнения друг друга, обмениваться имеющейся информацией, приходить к общим выводам и решениям.

Литература:

  1. Авдулова, Т. П. Подростки в информационном пространстве // Психология обучения. — СПб, 2010. — № 4. — с. 28–38.
  2. Аргунова, Е. Р. Активные методы обучения Текст.: учеб.-метод. пособие / Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. — 104 с.
  3. Белова, Н. Ю., Чибрина, С. Д., Василовская, Л.А. От ОУУН к УУД. // Первое сентября. [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru/ articles/627401/.
  4. 4.Виды универсальных учебных действий // Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А. Г. Асмолова. — М., 2010. — 231 с.
  5. Мельникова Е. Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999.
  6. Петрова, И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий школьника [Текст] / Петрова И. В. // Молодой ученый. — 2011. — № 5. Т.2. — С. 151–155.
  7. http://festival.1september.ru/articles/595721/
  8. http://vio.uchim.info/Vio_116/cd_site/articles/art_1_9.htm
  9. http://edublogru.blogspot.ru/2011/06/google_19.html
  10. https://support.google.com/drive/?hl=ru
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, совместная работа, Документ, любовь, слепой восторг, урок, учитель, фрагмент текста.


Задать вопрос