В статье рассмотрены вопросы становления и развития системы «Электронное правительство» в Узбекистане. Проанализирована нормативно-правовая база, поддерживающая эффективное функционирование данной системы в стране.
Ключевые слова: государственное управление, электронное правительство, государственные услуги, интерактивные услуги, портал, реестр
The paper deals with the formation and development of the system «Electronic government» in Uzbekistan. It analyzed the legal framework supporting the effective functioning of the system in the country.
Key words: public administration, e-government, public services, interactive services, the portal registry.
Недостаточная информированность общества о деятельности государства приводит к процветанию коррупции, нежеланию молодых специалистов идти на государственную службу, формированию отрицательного образа государства в глазах населения и в первую очередь — молодого поколения.
В настоящее время в Узбекистане активно внедряется система «Электронное правительство», направленное на совершенствование методов работы государственного аппарата и оказания государственных услуг гражданам. Принимаются меры, направленные на законодательное обеспечение беспрепятственного доступа различных групп населения к социально важной, официальной информации.
Первые шаги по построению системы «Электронное правительство» Республика Узбекистан, можно ознаменовать с Указом Президента № УП-3080 «О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий» от 30 мая 2002 года [1]. Это, в свою очередь послужило поводом для правовой институционализации сферы ИКТ. На сегодняшний день для развития системы «Электронное правительство» подготовлена прочная нормативная база, состоящая из порядка 10 законодательных актов, и более 20 подзаконных актов. Принята правительственная программа по комплексному развитию информационно-коммуникационной системы Узбекистана на 2013–2020 годы, в которой намечены такие задачи, как обеспечение населения возможностью осуществлять взаимоотношения с органами государственной власти в электронной форме, внедрение принципа «единого окна» в системе государственного управления, определены мероприятия по созданию комплексов информационных систем и баз данных системы «Электронное правительство». Для оценки эффективности предлагаемых мер по внедрению системы «Электронное правительство» разработаны целевые показатели и индикаторы по различным сферам и направлениям интерактивных услуг государственных органов.
Говоря о взаимодействии государства и общества, прежде всего надо учитывать специфику государственных веб-ресурсов, целью которых является распространение достоверной информации о реализуемой национальной политике. Современные информационные технологии несут в себе мощный управленческий потенциал. Возникает необходимость разработки стандартов государственных информационных ресурсов, удобных для различных возрастных групп пользователей.
На сегодняшний день в качестве эффективных элементов «Электронного правительства» реализовано более 20 проектов. В их числе Правительственный портал Республики Узбекистан (Gov.uz), являющийся системообразующим элементом инфраструктуры электронно-информационного взаимодействия организаций, а также между юридическими и физическими лицами. Любой гражданин или представитель предприятия, организации, учреждения может получить полную информацию по всем элементам государственной власти в Узбекистане, а также направить официальный запрос в тот или иной орган власти в электронном виде. На этом портале также доступен полный реестр базовых интерактивных государственных услуг [2].
Логическим продолжением работ в этом направлении стал запуск Единого портала интерактивных государственных услуг в режиме «одно окно» по адресу My.Gov.uz. Он создан в соответствии с Государственной программой «Год благополучия и процветания», утвержденной Постановлением главы государства от 14 февраля 2013 года и Постановлением Кабинета Министров «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Правительственного портала Республики Узбекистан в сети интернет с учетом предоставления интерактивных государственных услуг» от 30 декабря 2012 года.
Сейчас посредством единого портала можно получить более 130 интерактивных услуг по более чем 20 направлениям. Среди них есть и такие, которые предоставляются полностью в автоматическом режиме. Например, «Прием, регистрация и рассмотрение заявок на подключение услуг стационарной телефонной связи и интернета для юридических и физических лиц», «Прием, регистрация и рассмотрение заявок на получение справки органов государственной налоговой службы об отсутствии задолженности по налогам», «Прием заявлений на получение лицензий в сфере телекоммуникаций» и другие. Кроме того, для предпринимателей разработаны услуги, позволяющие отправлять заявления на получение разрешительных документов в различных сферах [3].
В Узбекистане сделаны серьезные шаги в деле развития электронного правительства, однако реалии времени таковы, что этот процесс необходимо постоянно ускорять. Исходя из зарубежного опыта, международные эксперты отмечают, внедрение этой системы положительно влияет на бизнес-климат в стране, делает прозрачными взаимоотношения государства и предпринимателей, граждан, что в свою очередь, приводит к росту национальной экономики. Поэтому одна из главных целей Узбекистана на перспективу — попадание в число ведущих стран мира по индексу развития электронного правительства.
Подтверждением того, насколько важно достижение этой поставленной цели, является Указ Президента Республики Узбекистан № УП-4702 от 4 февраля 2015 года «О создании Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан» [4], где одним из основных задач Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан определены обеспечение единой государственной политики по внедрению «электронного правительства», обеспечение реализации государственных программ по внедрению «электронного правительства», межведомственной координации, мониторинга, оценки и контроля за деятельностью министерств, ведомств, компаний и ассоциаций, органов государственной власти на местах по информатизации и совершенствованию интерактивных государственных услуг, а также создание единой системы формирования, хранения и использования государственных информационных ресурсов и баз данных, создание и управление межведомственными информационными ресурсами.
Здесь же, невозможно не отметить оценки зарубежных экспертов. Как отметил генеральный менеджер «Samsung» Джунг Хен Чанг: «Система электронного правительства развивается в Узбекистане быстрыми темпами. Это является отражением развития инновационных технологий в стране, внедрения их во все сферы деятельности» [5].
Первый Президент нашей страны на заседании Кабинета Министров от 18 января 2013 г. подчеркивал, что «... особое внимание следует обратить на ускорение разработки Концепции и комплексной программы формирования системы «электронное правительство», включая управленческие процессы, а также процессы оказания государственных услуг бизнесу и гражданам, создание Национальной системы, интегрирующей межведомственные и ведомственные комплексы информационных систем» [6].
«Электронное правительство» — организационная форма государственного управления, учитывающая интересы граждан, которая предназначена для оказания услуг населению органами государственной власти, обеспечения открытости и прозрачности деятельности органов государственной власти и управления с применением информационно-коммуникационных технологий.
Вопросы внедрения современных информационных систем в государственное управление и формирования системы электронное правительство нашло свое отражение в более чем 30 законодательных актах, в число которых входят такие законы, как «Об электронном документообороте», «Об информатизации», «Об электронной цифровой подписи», «Об электронной коммерции», «Об электронных платежах», «Об электронном правительстве».
Кроме того, вопросы, связанные с информатизацией государственного управления, непосредственно регулируются Указом Первого Президента Республики Узбекистан «О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий», Постановлением «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию информационно-коммуникационных технологий», Постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию взаимодействия органов государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах с юридическими и физическими лицами с использованием информационно-коммуникационных технологий» и «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности правительственного портала Республики Узбекистан в сети Интернет с учетом предоставления интерактивных государственных услуг».
Однако как показывает анализ норм законодательства Республики Узбекистан, касающихся системы «электронного правительства», некоторые организационно-правовые особенности не нашли отражение в номартивно-правовых актах.
Литература:
- Указ Президента № УП-3080 от 30.05.2002 г. www.lex.uz
- http://ictnews.uz/2014/05/22/egov
- Ш. Х. Хабибуллаев. Интервью.www ictnews.uz
- Указа Президента Республики Узбекистан № УП-4702 от 04.02.2015. www.lex.uz
- Джунг Хен Чанг. Интервью. www.old.ut.uz
- Каримов И. А. Наша главная цель — решительно следовать по пути широкомасштабных реформ и модернизации страны. -Т.: Узбекистан, 2013. — С.57.