На основе анализа Кодекса РФ об административных правонарушениях выделены основные виды правонарушений, совершаемых на воздушном транспорте. Подробно рассмотрены составы представленных правонарушений, включая объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону.
Ключевые слова: административное правонарушение, воздушный транспорт, угроза безопасности полетов, авиационное законодательство, воздушное пространство, эксплуатирование воздушных судов
Based on the analysis of the RF Code on administrative offences of the basic types of offenses committed on air transport. In detail the compounds represented offenses, including the object, objective side, subject and subjective side.
Keywords: administrative offense, air transport, threat to flight safety, aviation regulations, airspace, exploitation of aircraft
В отечественной транспортной системе особая роль отводится воздушному транспорту, который выступает одним из основных видов транспорта, предназначенных для пассажирских и грузовых перевозок, выполнения определенного вида работ при строительстве особых инфраструктурных объектов, например, мостов, трубопроводов, линий электропередач и др.
Вместе с тем, количество правонарушений на воздушном транспорте, подпадающих под действие норм административного права, с каждым годом неуклонно растет, что предопределяет актуальность настоящего исследования.
Прежде всего, необходимо отметить, что действующий Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях включает несколько составов правонарушений, которые обладают общим объектом. Среди них целесообразно выделить следующие группы [4]:
‒ действия, которые составляют реальную угрозу безопасности полетов;
‒ серьезное нарушение базовых требований безопасности, предусмотренных авиационным законодательством;
‒ несоблюдение существующих правил пользования воздушным пространством;
‒ нарушение правил безопасности во время эксплуатирования воздушных судов.
Дифференциация административных правонарушений, которые совершаются на воздушном транспорте на группы позволяет сделать вывод о том, что общим объектом выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере обеспечения общественной безопасности на воздушном транспорте [5, с.27].
Далее целесообразно проанализировать состав каждого из вышеназванных нарушений административного законодательства в части обеспечения безопасности на воздушном транспорте.
- Действия, которые представляют реальную угрозу безопасности полетов.
Объектом данного правонарушения выступает безопасность полетов.
Объективная сторона заключается в том, что виновный:
‒ размещает вблизи любой посадочной площадки отличительные знаки и специальные устройства, которые по своему внешнему виду похожи с маркировочными знаками и устройствами, предназначенными для опознавания всеми участниками полетов;
‒ применяет в указанных местах пиротехнические изделия
Необходимо подчеркнуть, что конструктивным признаком правонарушений, относящихся к данной группе, является отсутствие соответствующего разрешения администрации аэродрома. Это означает, что при наличии такого разрешения совершенное деяние не будет считаться правонарушением и подпадать под действие норм КоАП РФ.
Объективная сторона административных правонарушений, совершение которых угрожает безопасности полетов, состоит в том, что виновное лицо:
‒ грубо нарушает действующие правила установки специализированных знаков и устройств на определенных объектах;
‒ повреждает аэродромные знаки, специализированное оборудование, воздушные суда;
‒ осуществляет несанкционированное перемещение по территории обеспечения полетов на воздушном транспорте;
‒ нарушает предусмотренный порядок осуществления движения транспорта специального назначения и средств механизации.
Субъектный состав административных правонарушений дифференцирован и подразумевает участие:
‒ для части 4 статьи 11.3 КоАП РФ — физических и должностных лиц;
‒ для частей 1, 2, 3, 5, 6 статьи 11.3 КоАП РФ — физических, должностных и юридических лиц.
Что касается субъективной стороны вышеназванных правонарушений, связанных с причинением реальной угрозы безопасности полётов, то она предполагает наличие двух форм вины — умышленной и неосторожной.
За совершение указанных правонарушений предполагается наложение штрафных санкций. Если же в момент совершения правонарушения виновное лицо использовало пиротехнические средства без разрешения администрации к штрафу добавляется конфискация орудия.
2. Нарушение действующих требований авиационной безопасности;
В качестве объекта анализируемой группы административных правонарушений выступают установленные действующим законодательством нормы и правила, регламентирующие авиационную безопасность.
Объективная сторона заключается в том, что виновный:
1) нарушает существующие нормы, правила и определенные процедуры, связанные с авиационной безопасностью;
2) игнорирует возложенную на него обязанность по осуществлению необходимых мероприятий, направленных на содержание ограждений и сооружений и поддержание их в рабочем состоянии;
3) не предпринимает необходимых мер по недопущению незаконного проникновения на борт любого воздушного судна определенных лиц или проноса запрещенных предметов;
4) лично доставляет или оказывает содействие в доставлении на борт конкретных предметов и веществ, которые не прошли досмотр в установленном порядке либо запрещены законом к перевозке.
Необходимо отметить, что преобладающая доля правонарушений совершается путем бездействия. Вместе с тем, в некоторых ситуация, например, когда сотрудник службы безопасности лично приносит на борт запрещенные предметы, они могут возникнуть в результате совершения конкретных действий.
Субъектами административных правонарушений, связанных с нарушением требования авиационной безопасности могут выступать следующие категории:
‒ должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица (для частей 1, 2, 3 статьи 11.3.1);
‒ физические и должностные лица, индивидуальные предприниматели (для части 4 статьи 11.3.1).
Субъективную сторону характеризуют как прямой умысел, так и неосторожность.
Анализируемая группа правонарушений предполагает наложение органами государственного регулирования в сфере авиации или судебными органами штрафа.
- Нарушение действующих правил использования воздушного пространства.
Объектом рассматриваемых правонарушений выступает легальный порядок использования воздушного пространства, находящегося в ведении Российской Федерации.
Объективная сторона заключается в том, что виновное лицо нарушает установленные Воздушным кодексом РФ [2] и другими нормативно-правовыми актами правил использования воздушного пространства России.
Указанная группа правонарушений, как правило, совершается в форме выполнения определенного действия.
Субъектами правонарушений выступают:
‒ физические лица;
‒ должностные лица;
‒ юридические лица.
Субъективная сторона характеризуется как злым умыслом, так и неосторожностью.
Виновному лицу назначается штраф либо временное приостановление функциональной деятельности.
4. Нарушение установленных правил безопасности во время эксплуатирования воздушных судов.
Рассматривая данную группу правонарушений, целесообразно выделить два объекта — основной и дополнительный. В качестве первого выступает безопасность во время эксплуатирования воздушного транспорта, в качестве второго — здоровье личности и сохранность имущества.
Объективная сторона данных деяний проявляется в том, что виновное лицо:
‒ нарушает установленный порядок допуска к выполнению полетов и предусмотренные правила осуществления подготовительных мероприятий и выполнения полетов воздушным транспортом;
‒ осуществляет полет при наличии неисправностей на борту воздушного судна;
‒ не обладает достаточным правом на его управление;
‒ осуществляет управление судном при фактическом отсутствии необходимой документации;
‒ осуществляет управление воздушным транспортом в состоянии опьянения;
‒ выполняет полеты при отсутствии на борту судна необходимых средств для осуществления поисковых и аварийно-спасательных работ и др.
Особо следует подчеркнуть, что один из перечисленных составов административных правонарушений, а именно управление воздушным судном в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, является квалифицированным, то есть содержит отягчающие обстоятельства [3, с.316].
Необходимо подчеркнуть, что именно объективная сторона рассматриваемой группы административных правонарушений на воздушном транспорте отличает ее от состав преступления, регламентированного нормами статьи 263 Уголовного кодекса РФ
В качестве субъекта могут выступать физические лица, должностные лица и организации.
Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.
Лицо, признанное виновным в нарушении правил безопасности во время эксплуатирования воздушным судом, подвергается наложению административного наказания в виде штрафа либо лишения права на управление судном.
Особо следует отметить, что все перечисленные правонарушения, совершаемые на воздушном транспорте, считаются оконченными в момент осуществления определенного действия или бездействия [1, с.115].
Таким образом, проведенное исследование составов административных правонарушений, непосредственно связанных с обеспечением безопасности на воздушном транспорте, позволяет сделать вывод о том, что применение мер административной ответственности к виновным лицам выполняет превентивную функцию, то есть предотвращает совершение преступлений в данной сфере, которые предопределяют гибель людей, а также утрату или порчу чужого имущества.
Литература:
- Братановский С. Н. Административное право: учебник. — М.: Директ-Медиа, 2013. — 344 с.
- Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (в ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 24.03.1997. N 12. Ст. 1383.
- Гуев А. Н. Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации. Изд-во: ЛЕНЭПУ, 2014. — 625 с.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (в ред. от 06.07.2016, с изм. от 17.11.2016) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
- Ли В. Х. Юридическая сущность административной ответственности на воздушном транспорте // Экономика, право, мораль в современном обществе. — Москва, 2016. — С.27–33.