Коррекция различных видов речевых нарушений — процесс долгий, требующий от ребёнка сосредоточенности, длительного и устойчивого внимания, напряжения и волевых усилий. Поэтому логопеды используют комплекс разнообразных логопедических воздействий, технологий, ищут новые формы, подходы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками.
Одна из таких форм — организация максимально комфортной, эстетичной, соответствующей современным требованиям образовательной, среды для фронтальной, подгрупповой и индивидуальной логопедической работы.
Влияние предметно-пространственной среды на успешность обучения детей — вопрос, который не теряет своей актуальности. В новом федеральном государственном стандарте развивающая предметно-пространственная среда понимается как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития» [2].
ФГОС определяет требования к предметно-развивающей среде, в число которых включает такие ее признаки, как: содержательная насыщенность, полифункциональность, трансформируемость, вариативность, доступность и безопасность.
При создании предметно-развивающей среды кабинета учителя — логопеда нужно учитывать, что ее влияние на успешность коррекционной работы будет определять:
− эффективное развитие грамотной и красивой речи у детей дошкольного возраста;
− благополучие и комфортное пребывание детей в кабинете учителя-логопеда;
− создание эффективной коммуникации с детьми;
− оптимальную организацию коррекционно-воспитательной деятельности учителя-логопеда;
− возможность проведения учителем-логопедом совместной работы с родителями.
Успешность речевого развития зависит не только от программы и методики развития речи, но и — в большей степени — от условий, в которых оно протекает. Рассматривая вопрос влияния организации предметно-развивающей среды на построение коррекционно-воспитательного процесса, следует обратить внимание на следующие ее составляющие.
Первым социальным условием становления речи и организации предметного окружения ребенка является интересная, порождающая богатые впечатления окружающая ребенка речевая среда, которая будет выступать мощным стимулом для развития речи и примером правильного, образцового использования трудных для ребенка словоформ.
Второе условие, необходимое для успешного протекания речевой практики во взаимосвязи с окружающим предметным миром — общение, обеспечивающее систематическое упражнение в усвоении норм и навыков литературной речи.
Третье условие — создание коррекционно-развивающей среды, которая предполагает реализацию специальной коррекционной программы, комплекса методов и приемов, использование дидактических материалов и пособий, игр и развивающих игрушек, иллюстративного материала и литературных текстов, а также технических средств, в том числе информационных технологий.
Специфика коррекционного процесса задает определенные направления работы и определяет требования к набору дидактического материала, ставя их в зависимость от характера патологии в развитии детей. При этом необходимо учитывать и общие для данной категории детей принципы организации коррекционно-развивающей среды.
Зонирование предметно-развивающей среды кабинета логопункта должно охватывать, по возможности, все направления работы по коррекции речи детей с речевой патологией. Исходя из анализа методической литературы, следует наработать основной материал по следующим разделам: обогащение словаря детей и овладение звуковой культурой речи; формирование лексико-грамматического строя речи; развитие связной речи; ознакомление с художественной литературой и подготовка детей к усвоению грамоты, для обеспечения беспрепятственного речевого общения.
Для обогащения словаря детей в предметно-развивающую среду кабинета включают разнообразный иллюстративно-графический и демонстрационный материал: настольно-печатные игры, викторины, кроссворды. Для занятий с детьми по развитию связной речи используются предметные и сюжетные картинки. Однако для детей с нарушением речи характерны общая недостаточность впечатлений об окружающем мире, слабая дифференциация признаков и свойств предметов. Поэтому в занятия с такими детьми необходимо включать как можно больше речевых контактов с окружающим миром. Следует включать в оснащение кабинета предметы и игрушки для речевого описания, с тем, чтобы у ребенка на основе сенсорного опыта сформировалось представление о них, и далее использовать картины, модели и схемы.
В практике коррекционно-логопедической работы активно используется в качестве дидактического пособия кукла с набором атрибутов домашнего обихода; существует целая серия дидактических игр с этими предметами. Применительно к детям с нарушением речи включаются следующие задания: кормление, одевание куклы, укладывание ее спать. Эти действия выполняются при активном участии самого ребенка: вместе с куклой «укладываемся спать», «катаемся с горки» и т. д.
Для умений детей творчески интерпретировать речевой образец логопеда «применяются кукольный, теневой театры, игры-драматизации по литературным произведениям, чтение и заучивание стихотворений». Поэтому в кабинете логопункта необходимо иметь библиотеку, фонотеку, видеотеку.
На занятиях логопед уделяет внимание совершенствованию зрительно-моторной координации детей — согласованному взаимодействию руки и глаз при выполнении графических заданий. Для этого в пространственной среде кабинета выделяется зона развития мелкой моторики, в которой дети выполняют различные упражнения: на штриховку контуров или направлений, на работу с пуговицами и застёжками, а также применяются различные пособия по развития навыка завязывания и развязывания шнурков, выкладывание фигур счётными палочками и так далее.
Таким образом, в коррекционно-развивающей среде логопункта необходимо организовать зонирование пространства, это создаёт все условия для организации деятельности детей, для их речевого, познавательного и личностного развития. Практическая значимость такого подхода к организации развивающего пространства состоит в том, что при индивидуально-личностном подходе к каждому ребёнку повышается эффективность коррекционного воздействия, что способствует улучшению качества и прочности результатов работы.
Литература:
- Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 1998. — 680 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М.: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».