Проблема создания эффективной системы стимулирования в организации всегда остается актуальной, так как от системы стимулирования зависит не только активизация персонала, но и в целом результаты деятельности организации.
К сожалению, в России, на данный момент, не получили широкого распространения и применения эффективные методы управления персоналом. Это является одной из причин низкого уровня рынка труда в России. По данным Росстата РФ, представлена тенденция уровня безработицы в РФ, за последние 15 лет (рисунок 1).
Рис. 1. Уровень безработицы в РФ
Наиболее распространенными и часто встречающимися, в работах других авторов, факторами незамотивируемости персонала, являются:
- отсутствие прозрачной системы вознаграждения и льгот;
- отсутствие возможности для развития личностных и профессиональных качеств сотрудников;
- низкий уровень заработной платы;
- отсутствие постоянной обратной связи с администрацией;
- отсутствие заинтересованности работодателя и работника в долгосрочном сотрудничестве [3]
В России, некоторые компании применяют зарубежные практики мотивации труда, но не всегда они являются эффективными, так как любая система стимулирования должна быть адаптирована как к особенностям организации конкретного предприятия, так и к особенностям российских рыночных условий. Поэтому, используя зарубежный опыт, необходимо создать эффективную систему стимулирования адаптированную к российским условиям. Из всех мировых моделей систем мотивации труда можно выделить как наиболее характерные японскую, американскую модели. В предыдущей работе, нами были рассмотрены основные подходы и принципы стимулирования в Японии и США. Значительных экономических успехов Япония достигла благодаря трём принципам:
- пожизненного найма персонала, смысл заключается в заинтересованности сотрудников работать как можно дольше на данном предприятии, с целью получения вознаграждения за выслугу лет, премий, повышения профессиональной подготовки, различных социальных льгот. То есть преимуществом данного принципа является стабильная занятость, которая выгодна, как работникам, так и стране в целом;
- системе ротации, суть которой заключается в перемещении работников по горизонтали и вертикали каждые два-три года. Данная система обеспечивает качественную деятельность работников, так как при переходе на новое рабочее место необходимо иметь хорошую репутацию, полученную на предыдущем месте;
- системе подготовки на рабочем месте. [4]
В основе американской системы стимулирования лежит направление на поощрение предпринимательства и индивидуализм каждого работника, основные принципы: [1]
- материальное поощрение зависит от профессионализма рабочих и от количества освоенных ими профессий, что поддерживает мобильность на высоком уровне;
- чёткое разграничение управляющих на категории;
- целевое управление;
- система поощрения новаторских идей, повлекших увеличение прибыли;
- система «двух направлений в карьере»: либо административно-должностной рост, либо постепенное повышение оклада до уровня руководителя. [2]
Так же, к эффективной модели стимулирования персонала можно отнести немецкую. Основой которой, является человек, воспринимающий, в первую очередь, интересы общества в целом, готовый работать в соответствии с требованиями определенного рынка. В приоритете у немецких компаний не краткосрочная прибыль, а стабильность и развитие, обеспечивающие долгосрочный успех компании. Рыночная политика социально ориентирована, то есть государство создает благополучные условия для всех граждан.
В основе французской системы стимулирования лежит индивидуализация оплаты труда. При реализации данного принципа используются такие подходы, как:
- ввод «вилки» окладов, то есть минимальный и максимальный размеры для каждого рабочего места;
- ввод индивидуальной оценки каждого сотрудника, в зависимости от выполненной им работы;
- введение права, для любого сотрудника, на участие в обсуждениях основных вопросов компании, внесение рационализаторских предложений;
Итак, основным принципом французской системы стимулирования, является индивидуализация оплаты труда. Данный принцип обеспечивает сильное стимулирующее воздействие на эффективность и качество труда.
Рассмотрев, основные преимущества зарубежных систем стимулирования можно отметить некоторые подходы, такие как:
- определение заработка персонала исходя из индивидуальной оценки каждого сотрудника, которая, в свою очередь зависит, от его квалификации и выполненной им работы;
- установление доверительных отношений администрации с персоналом путем привлечения персонала к решению проблем в организации, выработке стратегии;
- поощрение рационализаторских предложений сотрудников;
- улучшение условий труда.
Применение данных подходов, обеспечит формирование эффективной системы стимулирования в России. Но реализовать данные методы в условиях российского рынка в полном объеме вряд ли удастся, необходима адаптация данных методов к российской конъектуре рынка.
Литература:
- Варданян И. «Зарубежный и российский опыт управления мотивацией персонала» / «Кадровик. Ру», 2011, № 3.
- Горошко О. Н., Фетисова О. В. Американская модель менеджмента в России// ООО «Центр развития научного сотрудничества» Н.: 2014. – № 29. – С. 239–2432.
- Огвоздин В. Ю. Структура и принципы менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. – 2002. – № 6.
- Целин В. Е., Кузнецова М. А., Юдина С. В. «Мотивация персонала в условиях кризиса» / «Молодой ученый», 2016 – № 26.