Независимой Республике Казахстан 25 лет: история развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №9 (143) март 2017 г.

Дата публикации: 06.03.2017

Статья просмотрена: 1105 раз

Библиографическое описание:

Смагулов, Н. Б. Независимой Республике Казахстан 25 лет: история развития / Н. Б. Смагулов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 9 (143). — С. 263-267. — URL: https://moluch.ru/archive/143/40205/ (дата обращения: 15.11.2024).



В настоящей статье предпринята попытка комплексного анализа основных достижений Республики Казахстан в годы независимости. Автор отмечает, что Казахстан будет и дальше развиваться, и займет достойное место в мировом сообществе. Вот уже двадцать пять лет как Казахстан получил независимость. За эти годы Казахстан превратился в сильное государство, и интенсивно развивает программу индустриально-инновационного развития. Основной целью стратегии «Казахстан — 2050» является реализация национальной идеи. В данной статье подробно рассматриваются новые начинания Первого Президента Республики Казахстана Н. А. Назарбаева, изучаются его труды, в которых отражены этапы становления государства.

Ключевые слова: Республика Казахстан, Н. А. Назарбаев, Астана, Независимость, Стратегия «Казахстан -2050», ООН, мир

In this article we attempt a comprehensive analysis of the major achievements of the Republic of Kazakhstan during the years of independence. The author notes that Kazakhstan will continue to develop and take its rightful place in the world community. For the past twenty-five years since Kazakhstan gained independence. During these years, Kazakhstan has become a strong state, and vigorously develop the program of industrial-innovative development. The main aim of the strategy «Kazakhstan — 2050" is the realization of the national idea. This article examines in detail the new initiatives of the First President of the Republic of Kazakhstan N. A. Nazarbayev, studied his works, which reflect the stages of formation of the state.

Keywords: Republic of Kazakhstan, N. A. Nazarbayev, Astana, Independence, Strategy “Kazakhstan- 2050”, UN, peace

Веками взлелеянная идея о независимости, мечта казахского народа сохраниться как нация на этой земле осуществилась только на рубеже веков в конце 1991 года, когда Республика Казахстан провозгласила свою независимость.

16 декабря 1991 года Верховным Советом РК был принят конституционный закон «О Государственной независимости РК». Первый документ независимого Казахстана стал свидетельством осуществления мечты нашего народа о создании сильного и крепкого государства. Во вступительной части Закона изложены правовые принципы, которыми должен руководствоваться независимый Казахстан. К ним относятся принципы признания приоритета прав и свобод личности, создания гражданского общества и правового государства, осуществления миролюбивой внешней политики, право казахской нации на самоопределение [1, 119]. Закон о независимости закрепил навечно суверенитет Казахстана, целостность границ и территории, в том числе и на политической карте мира. Именно с 16 декабря 1991 года мировое сообщество начало признавать молодое государство. В этот же день братская Турецкая Республика первая из всех стран мира признала государственную независимость Республики Казахстан [1, 336].

С момента возрождения и расцвета на исконно казахской земле молодого независимого государства прошло четверть века. Без сомнения, для потока истории это очень короткий промежуток времени, однако за эти годы в нашей республике произошли небывалые политические и социальные изменения. Казахстан сформировался как прочное и сильное государство. Реализация государственной идеи, которую воспевали предки тюрков с VI века в наши дни неразрывно связана с именем лидера нации Н.Назарбаевым. В древних письменных источниках соседних государств тюрки характеризуются как миролюбивый и преданный своим клятвам народ. Также и Казахстан, считающийся преемником (наследником) тюркского каганата, некогда известного своим международным авторитетом и славой, сразу прославился на весь мир как государство всецело поддерживающее мир и согласие. Тому подтверждением является решение лидера нации касательно проблемы ядерного наследия республики в качестве политического лидера независимой страны. Несмотря на то, что в тот момент Казахстан находился в составе Советского Союза, 29 августа 1991 года президент закрыл Семипалатинский ядерный полигон, таким образом достигнув цели мирового значения.

В 1992 году Н.Назарбаев в своей книге «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства» определил приоритетные направления международной и внешней политики Казахстана. В том числе, особый упор был сделан на установление сотрудничества с международными организациями. В настоящее время благодаря взвешенной политике Президента Республика Казахстан является членом основных международных организаций. 2 марта 1992 года Республика Казахстан была признана 168 членом одной из самых универсальных организаций мира — Организации объединенных наций, с того момента страны мира официально признали Казахстан. В связи с этим 2 марта считается для Казахстана исторической датой [2, 268]. 5 октября 1992 года делегация Казахстана впервые как полноправный член ООН приняла участие в 47-сессии ГА ООН. В своем выступлении на сессии касательно международной политики Казахстана, Президент Н.Назарбаев выдвинул инициативу о созыве Совета (Совещание) по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВДМА). Данная инициатива способствовала укреплению международного авторитета Президента. Казахстан укрепился как постоянный член ООН и занял достойное место на мировой арене, осуществляя взаимодействие с влиятельными странами и международным сообществом.

В первые годы независимости Казахстан, несмотря на все трудности переходного периода, сформировал основы эффективной рыночной экономики. Исчез товарный дефицит, улучшилось качество продукции. Благодаря экономической свободе граждане РК стали владельцами собственности. 15 ноября 1993 года в оборот поступила национальная валюта теңге. Сейчас тенге считается устойчивой, надежной финансовой единицей. Суверенному Казахстану удалось предотворить все экономические реформы на пути формирования новой стабильной жизни народа. Однако все эти замечательные преобразования достались нелегко.

В истории государства и автобиографии президента перенос столицы из Алматы занимает особое место. Народ Казахстана впервые самостоятельно определил новое место для расположения столицы и благодаря политической воле президента и стратегическому значению, данное решение было осуществлено в кратчайшие сроки. Переезд в Астану центральных государственных органов явился доказательством зарождения нового административного, научного и культурного центра, столица была награждена специальной медалью ЮНЕСКО «В строке городов мира» [1, 327]. Динамично развивающаяся столица Астана превратилась в крупный центр, где регулярно проходят саммиты и другие международные мероприятия, а также стала образцом развития для других городов страны. В 2017 году в Астане планируется проведение международной специализированной выставки ЭКСПО-2017 с инновационной повесткой дня — «Энергия будущего». Как отметил Президент в своем Послании «Казахстан — 2050»: «Мы построили новую столицу страны — Астану. Это современный город, который стал нашим символом и гордостью. Мы смогли использовать потенциал столицы для того, чтобы показать миру возможности нашей страны. Именно поэтому международное сообщество выбрало Казахстан местом проведения Всемирной выставки «EXPO-2017». Этого бы не было, если бы не было Астаны. Такой чести удостаиваются далеко не все. Достаточно сказать, что наша страна стала первой на всем постсоветском пространстве, кто председательствовал в ОБСЕ, провел саммит этой организации и проведет у себя EXPO-2017 — мероприятие планетарного масштаба» [3, 2].

Республика Казахстан, первой из постсоветских государств, утвердила долгосрочный стратегический план развития. 10 октября 1997 года был принят стратегический план успешного осуществления государственного управления и регулирования экономики — стратегически важный и исторический документ «Казахстан — 2030». В период с 1997 по 2012 годы стратегия «Казахстан — 2030» оказала значительное влияние на политическое и экономическое развитие и расцвет республики. Под руководством Лидера нации в целях обеспечения государственной безопасности в первую очередь были утверждены межгосударственные границы с соседними странами. В соответствии с международными правовыми нормами республикой путем мирного решения и согласия раз и навсегда были урегулированы вопросы границ с соседними государствами. В целях полного регулирования приграничных вопросов в 1999 году в соответствии с законом «Об утверждении протокола о демаркации линии казахстанско-китайской государственной границы» главами государств были подписаны документы. 10 мая 2002 года в Пекине данный процесс завершился подписанием Протокола между Правительством Республики Казахстан и Правительством Китайской Народной Республики о демаркации линии казахстанско-китайской государственной границы [1, 508]. Данное соглашение имеет особую историческую значимость. Вместе с тем, подписание данного протокола является успехом внешнеполитического ведомства Казахстана. Отныне линия границы, протяженностью 1782 км, защищена законом на международном уровне.

18 января 2005 года в Москве в ходе официального визита Президента РК Н.Назарбаева в РФ главами государств было подписано соглашение о казахстанско-российской государственной границе между Республикой Казахстан и Российской Федерацией [1, 510]. Казахстанско-российская граница является самой протяженной (длинной) на континенте. Ее протяженность составляет 7591 км. В мировой и международной правовой практике урегулирование такого политически тяжелого (сложного) вопроса как разграничение границы между Казахстаном и Россией встречается очень редко, несмотря на это, все точки линии границы были согласованы в короткие сроки. Сегодня государственная граница широких степей Казахстана полностью определена [4, 163]. 2007 году казахстанско-российская граница, являющаяся самой длинной границей мира была признана ООН. В 21 веке земельный вопрос и целостность границ считаются одними из острейших вопросов современности. Любовью к Родине также характеризуются письменные памятники Культегина: «Когда ты идешь в ту страну, ты становишься на краю гибели, когда же ты, находясь в Отюкэнской стране, лишь посылаешь караваны, у тебя совсем нет горя, когда ты остаешься в Отюкэнской черни, ты можешь жить, созидая свой вечный племенной союз» [5, 35].

Потомки Великой степи казахский народ верный завету предков в вопросах, касающихся земли, несмотря на все лишения и тяготы во все времена остается преданным наказу дедов. В XVIII веке хан Абулхаир сказал: «и доколь река Яик не высохнет, так и казахской народ, даже до преставления света, от Яика не отлучится, понеже кроме оного удобного места им другого не отыскать» [6, 366]. В начале двадцатого века этим же земельным вопросом были глубоко озабочены лидеры Алаша. Казахскому народу, хранившему как зеницу ока родную землю удалось сохранить бесценное наследие предков. Для казахского народа испокон веков искавшего землю обетованную, самое ценное — родная земля. Землей обетованной явилась независимая Республика Казахстан.

Наш народ, поставивший высокие государственные цели с честью выполнил раньше установленного времени стратегию Казахстан-2030. 14 декабря 2012 года Президент РК Н.Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» в торжественной обстановке сообщил о начале новой эпохи: «И сегодня для меня большая честь подвести итоги реализации Стратегии-2030, которую по целому ряду параметров нам удалось выполнить досрочно». «Наше главное достижение — мы создали независимый Казахстан. Мы юридически оформили наши границы. Сформировали интегрированное экономическое пространство страны. Заново наладили и укрепили в стране производственные связи. Сегодня все регионы работают в неразрывной связке друг с другом» [3, 3], — продолжил лидер нации. В Послании Казахстан — 2050 глава государства отметил: «На всем белом свете у нас одна Родина, это — независимый Казахстан. Стратегия «Казахстан — 2050» является отражением единства и преемственности поколений. Я верю, что наша достойная история, память наших славных предков помогут нам преодолеть трудности грядущего времени. История — свидетель: в непростые времена наш народ всегда объединялся и превращал невзгоды в свои победы» [3, 3].

Таким образом, Президент в своем послании заявил о начале нового периода духовно-культурного и общественно-политического возрождения. Данное послание имело огромное значение для общественно-политической и социально-экономической жизни страны. Оно послужило мощным толчком для выхода на новый уровень развития всех сфер общества.

Казахстан за годы независимости создал новую уникальную модель правового государства, установившего приоритет межконфессионального и межэтнического мира и согласия. По поручению Главы государства был сформирован особый институт, имеющий конституционный статус по укреплению единства народа Казахстана — Ассамблея народа Казахстана. Способствуя взаимодействию мировых религий, культур и традиций, установил торжество мира и согласия в Казахстане. Многоэтносность и многоконфессиональность является преимуществом и стратегическим ресурсом Казахстана.

В эпоху глобализации умение проводить внешнюю политику с учетом своих национальных интересов является актуальным вопросом повестки дня. Во взаимодействии с международными организациями Казахстан своими постоянными инициативами стоит наравне с ведущими державами мира. 28 июня 2016 года в штаб-квартире ООН в городе Нью-Йорк Казахстан был избран непостоянным членом Совета Безопасности на 2017–2018 годы. Учитывая, что в состав непостоянных членов Совета безопасности ООН входит всего 15 государств, считаем данный факт огромной исторической победой внешней политики РК. Республика Казахстан является первой страной Центральной Азии, которая была избрана непостоянным членом СБ ООН.

11 января 2017 года в Совете Безопасности ООН Президент РК, известный на мировой политической арене миротворческими инициативами в своем политическом послании отметив, что: «Для Казахстана, первого в мире закрывшего четверть века назад Семипалатинский испытательный ядерный полигон и ликвидировавшего мощнейший ядерный арсенал, важнейшим вопросом выживания человечества является достижение мира, свободного от ядерного оружия. Мы намерены продолжить консолидацию усилий мирового сообщества по избавлению планеты от ядерного оружия через последовательное упрочение и расширение режима нераспространения, а также неукоснительное выполнение резолюции Совета Безопасности 1540», — изложил концептуальную позицию Казахстана, касательно укрепления глобального сотрудничества для создания безопасного, справедливого и процветающего мира [7, 1]. Также Президент отметил, что Казахстан продолжит свою политику в качестве государства, поддерживающего мир и согласие на мировой арене.

16 декабря 2016 года на торжественном собрании, посвященному 25-летию Независимости РК Нурсултан Назарбаев сказал: «16 декабря 1991 года мы весь мир известили о своей независимости. Вступили в ООН, у нас появился свой Гимн и Герб. Ввели национальную валюту, приняли основной закон страны — Конституцию, создали Вооруженные Силы, определили границы. На родном языке заговорили с самых высоких трибун мира. Превратив понятие написанное полторы тысяч лет на камнях Культегина в общенациональную идею, вдохнув жизнь в пятнадцативековые корни нашей страны, наша страна процветает. Для того, чтобы стать на пути развития мы вступили на особый путь, связав глубокую историю и будущее» [8, 1].

Из года в год независимость благотворно влияет на жизнь общества. Свой двадцатипятилетний юбилей Республика встречает с уверенностью в будущее в ряду мирового сообщества, в качестве лидера передовых демократических и экономических реформ. Двадцатипятилетний период включает в себя время особо актуальных проблем, которые определяют будущее Казахстана. Самое главное — изменилось мировоззрение и стремления казахстанцев. Наш народ смог верно оценить и принять общественные реформы. За эти трудные годы мы заново оценили наследие исторической казны. Прошли путь интеграции в мировое сообщество.

Литература:

  1. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В пяти томах. 5-том. — Алматы: Атамура, 2010. — с. 688.
  2. Смагулова Г. М. Тулеуова Б. Т. Некоторые аспекты дипломатии независимой Республики Казахстан в Организации Объединенных Наций. // Труды матер. межд. науч-прак. конф. «Республика Казахстан и Евразийское пространство: современность и перспективы развития», посвящен. 25-летию Независимости Республики Казахстан, ч. ІІІ. С. 442
  3. Назарбаев Н. А. «Стратегия «Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства // Казахстанская правда, 2012, 15 декабря.
  4. Аяган Б. Г., Абжанов Х. М., Махат Д. А. Современная история Казахстана. — Алматы: Раритет, 2010. — 448 с.
  5. Малов С. Е. Памятники древнетюрской письменности. Тексты и исследования. М-Л: изд. АНСССР, 1951. — 451 с.
  6. Казахско-русские отношения в XVI — XVIII вв. (сборник документов и материалов) Алма-Ата: изд. АН КазССР, 1961. — 743 с.
  7. Назарбаев Н. А. Политическое обращение Нурсултана Назарбаева к Совету Безопасности ООН // Казахстанская правда. — 2017. — 11 января.
  8. Назарбаев Н. А. Выступление Главы государства на торжественном собрании, посвященном 25-летию Независимости Республики Казахстан // Казахстанская правда. — 2017. — 16 декабря.
Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, мировое сообщество, казахский народ, независимый Казахстан, независимость, Республика, внешняя политика, достойное место, казахстанско-китайская государственная граница, казахстанско-российская граница.


Ключевые слова

Республика Казахстан, ООН, независимость, Н. А. Назарбаев, Астана, Стратегия «Казахстан -2050», мир

Похожие статьи

Таджикистан в глобальной экономике

В статье была сделана попытка проанализировать экономическую ситуацию в Республике Таджикистан в 2010–2018 гг. В данной статье дается краткий обзор следующих макроэкономических показателей страны: ВВП и темпы роста, рабочая сила, внешняя торговля, ин...

Политика и практика языкового образования: перспективы и вызовы

Настоящая статья направлена на изучение языковой политики в Казахстане и практики его применения, что на сегодняшний день является одним из острых вопросов внутренней и внешней политики нашей страны. Основная цель статьи — определить вектор развития ...

Стратегия 2030–2050 гг. «Молодежь Казахстана и история казахского народа»

Статья посвящена стратегиям развития «Казахстан 2030» и «Казахстан 2050». В Послании говорится о перспективе на будущее, дан анализ сложившейся ситуации, основные направления внутренней и внешней политики, особенности развития республики. Елбасы прин...

Языковая политика стран Центральной Азии в аспекте влияния на инициативу «Один пояс, один путь»

Пять стран Центральной Азии (Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан) являются важными соседями Китая и всегда поддерживают добрососедские и дружеские отношения с Китаем. С реализацией Инициативы «Один пояс, один путь» связи межд...

Инновационная концепция «Умный город»: опыт развитых стран и реализация в Российской Федерации

Каждый город нуждается в стратегии развития, которую он создает на основе идеальных представлений о будущем и имеющихся возможностях. У каждого человека свой жизненный путь и личная история успеха, которая зависит от многих факторов и обстоятельств. ...

Предпосылки создания государства Израиль

Одним из значимых исторических событий первой половины XX века является судьбоносное, для целого народа событие, создание независимого еврейского государства. Более двух тысяч лет еврейская нация была рассеяна по всему миру, но 14 мая 1948 года, в ра...

«Видение 2030» — амбициозная «дорожная карта» Саудовской Аравии в будущее

Данная статья посвящена исследованию стратегии развития Королевства Саудовская Аравия, ориентированной на долгосрочные и амбициозные трансформации внутри страны. Основной целью этих изменений является формирование конкурентоспособной идентичности гос...

Внешнеполитические и экономические интересы и стратегии Южной Кореи

В системе современных международных отношений Южная Корея занимает важное место как в мировой экономике, так и в политике, преследуя свои национальные интересы. В статье предложены основные стратегии для развития Южной Кореи как государства на междун...

Предпосылки, результаты и перспективы развития экономики Китайской Народной Республики

В статье авторы пытаются определить предпосылки успехов Китайской Народной Республики в экономике. Из проведенного исследования видно, что достижения Китая берут свое начало из истории, а далее под влиянием ряда иных факторов смог достичь такого явле...

Роль медицинский сестры в охране репродуктивного здоровья женщин в Республике Казахстан

Становление современного здравоохранения выдвигает новые условия и проблемы в нем, но репродуктивное здоровье остается одной из основных проблем, стоящих как перед медицинскими работниками, так и обществом в целом, совокупность социальных, физических...

Похожие статьи

Таджикистан в глобальной экономике

В статье была сделана попытка проанализировать экономическую ситуацию в Республике Таджикистан в 2010–2018 гг. В данной статье дается краткий обзор следующих макроэкономических показателей страны: ВВП и темпы роста, рабочая сила, внешняя торговля, ин...

Политика и практика языкового образования: перспективы и вызовы

Настоящая статья направлена на изучение языковой политики в Казахстане и практики его применения, что на сегодняшний день является одним из острых вопросов внутренней и внешней политики нашей страны. Основная цель статьи — определить вектор развития ...

Стратегия 2030–2050 гг. «Молодежь Казахстана и история казахского народа»

Статья посвящена стратегиям развития «Казахстан 2030» и «Казахстан 2050». В Послании говорится о перспективе на будущее, дан анализ сложившейся ситуации, основные направления внутренней и внешней политики, особенности развития республики. Елбасы прин...

Языковая политика стран Центральной Азии в аспекте влияния на инициативу «Один пояс, один путь»

Пять стран Центральной Азии (Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан) являются важными соседями Китая и всегда поддерживают добрососедские и дружеские отношения с Китаем. С реализацией Инициативы «Один пояс, один путь» связи межд...

Инновационная концепция «Умный город»: опыт развитых стран и реализация в Российской Федерации

Каждый город нуждается в стратегии развития, которую он создает на основе идеальных представлений о будущем и имеющихся возможностях. У каждого человека свой жизненный путь и личная история успеха, которая зависит от многих факторов и обстоятельств. ...

Предпосылки создания государства Израиль

Одним из значимых исторических событий первой половины XX века является судьбоносное, для целого народа событие, создание независимого еврейского государства. Более двух тысяч лет еврейская нация была рассеяна по всему миру, но 14 мая 1948 года, в ра...

«Видение 2030» — амбициозная «дорожная карта» Саудовской Аравии в будущее

Данная статья посвящена исследованию стратегии развития Королевства Саудовская Аравия, ориентированной на долгосрочные и амбициозные трансформации внутри страны. Основной целью этих изменений является формирование конкурентоспособной идентичности гос...

Внешнеполитические и экономические интересы и стратегии Южной Кореи

В системе современных международных отношений Южная Корея занимает важное место как в мировой экономике, так и в политике, преследуя свои национальные интересы. В статье предложены основные стратегии для развития Южной Кореи как государства на междун...

Предпосылки, результаты и перспективы развития экономики Китайской Народной Республики

В статье авторы пытаются определить предпосылки успехов Китайской Народной Республики в экономике. Из проведенного исследования видно, что достижения Китая берут свое начало из истории, а далее под влиянием ряда иных факторов смог достичь такого явле...

Роль медицинский сестры в охране репродуктивного здоровья женщин в Республике Казахстан

Становление современного здравоохранения выдвигает новые условия и проблемы в нем, но репродуктивное здоровье остается одной из основных проблем, стоящих как перед медицинскими работниками, так и обществом в целом, совокупность социальных, физических...

Задать вопрос