Развитие коммуникативных способностей через игровую деятельность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (143) март 2017 г.

Дата публикации: 08.03.2017

Статья просмотрена: 3714 раз

Библиографическое описание:

Дьяченко, Я. Н. Развитие коммуникативных способностей через игровую деятельность / Я. Н. Дьяченко, О. В. Свидзинская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 9 (143). — С. 320-321. — URL: https://moluch.ru/archive/143/40209/ (дата обращения: 16.11.2024).



Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка проходит в дошкольный период, ведь первый опыт общения во многом определяет характер отношения к себе и другим, к миру в целом. Главным фактором развития ребёнка в раннем дошкольном детстве является семья. В условиях детских домов, приютов, центров для детей, находящихся без попечения родителей, дети лишены этого фактора, что приводит к значительным искажениям во всех сферах их развития, в том числе коммуникативной: у них наблюдаются агрессивные проявления, грубость, зависть, обиды, неумение строить дружеские отношения и др.

Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков дошкольников. Именно в игре дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми:

‒ активно вступать в диалог,

‒ задавать вопросы,

‒ слушать и понимать речь,

‒ строить общение с учетом ситуации,

‒ легко входить в контакт,

‒ ясно и последовательно выражать свои мысли,

‒ пользоваться формами речевого этикета,

‒ регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.

В ходе анализа научно-методической литературы и имеющегося практического опыта по данной проблеме мною были выбраны современные инновационные технологии, такие как: Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Стёпина Н. М. «В мире детских эмоций»; Зедгенидзе В. Я. «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников»; Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению»; Панфилова М. А. «Игротерапия общения»; Рылеева Е. В., «Вместе веселее!»; Саранская О. Н. «Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!»; Семенака С. И. «Уроки добра»; Шипицина Л. М. «Азбука общения»; Яковлев В. И., и многие другие. На основе изученных технологий мною были созданы картотеки игр, которые я успешно использую в своей работе:

‒ картотека эмоциональных игр и упражнений;

‒ картотека сюжетно-ролевых игр;

‒ картотека игр и упражнений для развития коммуникативных способностей.

В данной статье мне хотелось бы представить некоторые аспекты опыта работы по теме «Развитие коммуникативных способностей дошкольников через игровую деятельность». Моя деятельность предполагает ежедневное включение игр на развитие коммуникативных умений в педагогический процесс в виде различных форм, таких как: игры-разминки, упражнения, игры-импровизации, пальчиковая гимнастика, инсценировки, игры-хороводы, в процессе которых дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить. Особое место отводится произведениям малых фольклорных жанров: потешкам, прибауткам, песенкам, играм, так как они развивают эмоциональную сферу ребенка.

Соревновательные игры дают возможность общаться друг с другом, доверять товарищу, сопереживать, помогают выразить ребенку собственное «Я» через сравнение с другими, проявить свою индивидуальность, позволяют увидеть в сверстнике равноценную личность.

Включая в организацию дидактические игры и игры-драматизации, дети учатся принимать участие в групповом разговоре, приобретают навыки вежливого общения.

В самостоятельной деятельности обеспечиваю возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. Одновременно являюсь партнером, готовым подключиться к их активности при просьбах о поддержке и помощи, в реализации свободных замыслов, а также при необходимости. Кроме того, в такой совместной деятельности у меня появляется возможность лучше узнать детей, особенности их характера, темперамента, их мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

Нужно отметить, что основная задача игр в общении — формирование эмоционального контакта, доверия детей к окружающим. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому ребёнку. Поэтому занятия должны быть фронтальными, что ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.

Весь комплекс игр помогает в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных способностей дошкольников:

‒ развивать связную речь детей в процессе создания сюжетного рассказа, сказки, используя различные приёмы.

‒ учить детей вести диалог, используя языковые средства звучащей речи и невербальные компоненты: жест, мимику, средства интонационной выразительности.

‒ развивать творческие способности детей, психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение внимание.

‒ воспитывать коммуникативность, коллективизм, сотрудничество.

Таким образом, можно сделать вывод, что чем раньше педагоги детских домов, приютов, центров начнут работу с детьми по развитию их коммуникативных способностей, тем реальнее будет шанс догнать детям в личностном развитии своих сверстников из благополучных семей. Для этого необходимо сделать среду для воспитанников интересной и содержательной, наполненной радостью творчества, чтобы полученные навыки дети смогли применять в повседневной жизни, что будет способствовать дальнейшей успешной социализации.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, картотека игр, коммуникативная способность дошкольников, развитие.


Похожие статьи

Формирование основ сенсорного воспитания в раннем детстве через игру

Развитие навыков общения у детей младшего возраста через организацию игровой деятельности

Формирование познавательной сферы через двигательную активность у детей раннего возраста в период адаптации

Трудности общения как фактор становления саморегуляции произвольной активности в подростковом возрасте

Развитие сенсорных процессов у детей дошкольного возраста

Развитие речевой активности детей раннего возраста в игровой деятельности

Развитие коммуникативных навыков в процессе игровой деятельности детей дошкольного возраста

Формирование навыков сознательного безопасного поведения через применение ИКТ

Формирование игровой деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра

Формирование первоначальных вербальных навыков у неговорящих детей

Похожие статьи

Формирование основ сенсорного воспитания в раннем детстве через игру

Развитие навыков общения у детей младшего возраста через организацию игровой деятельности

Формирование познавательной сферы через двигательную активность у детей раннего возраста в период адаптации

Трудности общения как фактор становления саморегуляции произвольной активности в подростковом возрасте

Развитие сенсорных процессов у детей дошкольного возраста

Развитие речевой активности детей раннего возраста в игровой деятельности

Развитие коммуникативных навыков в процессе игровой деятельности детей дошкольного возраста

Формирование навыков сознательного безопасного поведения через применение ИКТ

Формирование игровой деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра

Формирование первоначальных вербальных навыков у неговорящих детей

Задать вопрос