Предмет прокурорского надзора за исполнением законодательства о разрешительной системе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №9 (143) март 2017 г.

Дата публикации: 07.03.2017

Статья просмотрена: 1114 раз

Библиографическое описание:

Калинина, М. Н. Предмет прокурорского надзора за исполнением законодательства о разрешительной системе / М. Н. Калинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 9 (143). — С. 221-224. — URL: https://moluch.ru/archive/143/40211/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье исследована надзорная деятельность прокуратуры Российской Федерации по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, осуществления разрешительной системы; административно-правовые нормы, регулирующие разрешительную систему; нормативные положения, регламентирующие прокурорский надзор за исполнением законов о разрешительной системе; правоприменительная практика, представленная в официальных документах и материалах.

Ключевые слова: прокурорский надзор, разрешительная система, правовое регулирование, предмет

В настоящее время разрешительная система представляет собой многогранный, сложно организованный механизм контролирующих органов, воздействующий на субъектов права. В рамках разрешительной системы ежегодно рассматриваются сотни тысяч обращений соискателей разрешений, и проводится множество проверок. Вместе с тем недостатки, пробелы и нестабильность законодательства Российской Федерации, регламентирующего разрешительную систему, ненадлежащее регулирование деятельности по предоставлению разрешений и осуществлению государственного контроля (надзора), обеспечивающего ее функционирование и конкретных разрешительных процедур, создают предпосылки для нарушений законов, прав и свобод человека и гражданина.

Предмет прокурорского надзора за исполнением законодательства оразрешительной системе.

Определение предмета прокурорского надзора как сферы общественных отношений, на управление которых направлена деятельность прокурора, представляющей собой соответствие закону действий (бездействия) поднадзорных органов и лиц, а также издаваемых ими актов, [2] является основным моментом для уяснения смысла и характера деятельности прокурора, различия ее функций от других государственных органов. По этой причине исследованию этого института уделено большое внимание в теории прокурорского надзора.

Решения в этой связи требует проблема определения круга нормативных правовых актов, которые составляют предмет прокурорского надзора за исполнением законов в данной сфере.

Совершенно разнятся мнения, которые излагаются по этому вопросу учеными и практиками.

Исходя из ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», предмет прокурорского надзора определяется такими составляющими, как: соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов и как формой первых двух — соответствием законам правовых актов. [2]

Проблема обеспечения равенства всех правовых актов Конституции, имеющей главное значение в иерархической системе законодательства Российской Федерации, сейчас стоит довольно остро. [4] Стирание грани между Конституцией и обычными законами сказывается не лучшим образом на ее реализации; уяснение ее как политической декларации, которая не имеет практической роли, не соответствует требованиям укрепления демократии[5].

Федеральными законами и организационно-правовыми документами Генерального прокурора Российской Федерации упоминается потребность обеспечения прокурорско-надзорными средствами соответствия Конституции Российской Федерации правовых актов, что однозначно отвечает доктринально имеющемуся статусу прокуратуры как органа конституционного надзора [3].

Так, пункт 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предполагает возможность надзора лишь за соответствием законам издаваемых поднадзорными объектами (органами и должностными лицами) правовых актов. Следует установить внутреннее противоречие норм п. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»: если предметом надзора в общем представляет собой соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов поднадзорными объектами, то надзор за законностью правовых актов ограничен лишь сферой исполнения законов. [2]

Обязательным, на наш взгляд, представляется дополнение обозначенного п. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предмета надзора соответствием Конституции Российской Федерации правовых актов, которые издаются поднадзорными органами и должностными лицами. [2]

Увеличение процессов глобализации и международной интеграции предполагает наиболее острой проблему реализации международно-правового механизма реализации прав и свобод человека и гражданина в разрешительной системе. Согласно этому общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, являющиеся составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации) входят в предмет прокурорского надзора.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются, помимо Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона и других федеральных законов, также международными договорами Российской Федерации. [4]

Следует отметить один важный момент, который характеризует специфику предмета прокурорского надзора за исполнением законов о разрешительной системе. Так как с учетом целевых установок разрешительной системы основное значение для правового регулирования в этой сфере имеют законы, которые регламентируют всесторонние аспекты обеспечения безопасности человека, общества и государства, прокурорский надзор за исполнением законов о разрешительной системе нужно считать направлением обеспечения национальной безопасности [5]. Занимая особое место в системе обеспечения национальной безопасности и имея статус субъекта обеспечения национальной безопасности, прокуратура является правоохранительным органом, осуществляющим в соответствии со стратегическими национальными приоритетами [3] надзор за исполнением законов о разрешительной системе в деятельности других субъектов национальной безопасности. Увеличение правового компонента обеспечения национальной безопасности, оптимизация законодательства образовали предпосылки для актуализации деятельности прокуратуры по обеспечению национальной безопасности [6] (включая прокурорский надзор за исполнением законов о разрешительной системе) и укрепления состояния законности.

Статьей 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» не предусмотрен надзор прокуратуры за исполнением подзаконных актов. [2] Между тем достаточно широкое признание получила позиция об отнесении их к предмету прокурорского надзора. Думается, что анализ законодательства не позволяет сделать вывод о возможности расширительного толкования ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

«Формы актов имеют официальный характер и закреплены в Конституции Российской Федерации и законах. Отступления от такой классификации недопустимы, поскольку она служит обеспечению стабильности правового порядка и укреплению законности» [5].

Как представляется, подлинный нормативный смысл право положения текста ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» совпадает с его словесным выражением. В противном случае толкование использованного в данной статье термина «закон» в качестве собирательного (т. е. фактически — «законодательство») способно привести к утрате границ «общего надзора», нивелированию специфики прокурорской деятельности. Кроме того, нельзя не заметить серьезного коррупциогенного потенциала такого подхода, дезориентирующего прокуроров предоставлением широких дискреционных полномочий по определению сферы осуществляемого ими надзора и тем самым создающего предпосылки для неправомерного выхода их за пределы предоставленной компетенции. Ситуацию осложняет и несогласованность норм законодательства, определяющего предмет прокурорского надзора за исполнением законов о разрешительной системе: ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и иных федеральных законов, которая требует устранения.

В литературе предлагаются различные пути совершенствования правового регулирования предмета прокурорского надзора за исполнением законов.

Например, М. С. Шалумов в целях повышения эффективности надзорной деятельности прокуратуры, избегания двойных стандартов в понимании предмета прокурорского надзора предлагает в специальном отраслевом приказе Генерального прокурора Российской Федерации дать соответствующее разъяснение прокурорам о круге нормативных правовых актов, надзор за исполнением которых должен осуществлять прокурор, с учетом изложенных ею рекомендаций об относимости к предмету прокурорского надзора, помимо законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и других актов, объединяемых категорией «квазизаконов» [5].

Вместе с тем, необходимо, на наш взгляд, прежде всего, внести изменения в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» в целях исчерпывающего перечисления категорий нормативных правовых актов (а именно законов), надзор за исполнением которых уполномочен осуществлять прокурор.

Специфика законодательных актов, принимаемых исключительно законодательными (представительными) органами государственной власти в особом порядке, обладающих высшей юридической силой, регулирующих наиболее важные общественные отношения, позволяет рассматривать их в качестве объектов, подлежащих особой государственной защите (в том числе путем создания прокурорско-надзорного механизма обеспечения их исполнения).

Именно в форме законов (как основополагающих официальных юридических документов, содержащих нормы позитивного права), позитивное право в полной мере раскрывает свои уникальные особенности — обеспечение правовых решений жизненных ситуаций (по большей части спорных, конфликтных), которые именно в качестве правовых приобретают характер твердых, строго определенных по содержанию, гарантированных и обладающих свойством всеобщности[6]. Поэтому предназначение прокуратуры как института, призванного в этом смысле предоставленными средствами обеспечивать устойчивость позитивного права, сохранять современные правовые ценности приобретает особое значение для юридической системы.

Учитывая сказанное, в научных целях и для практического использования можно предложить определение предмета прокурорского надзора за исполнением законов о разрешительной системе, под которым понимается соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, Конституции Российской Федерации и исполнение действующих на территории Российской Федерации законов, регулирующих осуществление разрешительной системы (включая регламентацию порядка предоставления конкретных юридически значимых разрешений, реализации форм разрешительной деятельности, государственного контроля (надзора), осуществляемого в рамках функционирования разрешительной системы и обеспечивающего ее действие, правового статуса властных и невластных участников разрешительной системы) в деятельности, действиях (бездействии) и правовых актах перечисленных в законе органов и должностных лиц.

Литература:

  1. См.: Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Рос. газета. 1993. – 25 дек.
  2. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 – № 2202-1-ФЗ // Российская газета.
  3. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. – №33 (ч. 1). – Ст. 3430; 2002. – № 11. – Ст. 1020; № 12.
  4. Васильев Ф. П., Дугенец А. С., Николаев А. Г., Ускова А. С., Анохина С. Ю., Дембицкая И. Л., Лятифова Т. С. Осуществление государственных надзорно-контрольных функций в России и их научно-теоретическое толкование в административном праве на современном этапе // Вестник Московского университета МВД России. – 2014. – № 5. – С. 146-153.
  5. Шалумов М. С. Прокурорский надзор и государственный контроль за исполнением законов: разграничение компетенции и ответственности // Государство и право. – 1999. – № 1. – С. 85.
  6. Торопин Ю. В., Васильев Ф. П. Административно-правовое регулирование обеспечения экономической безопасности России // Труды Академии управления МВД России. – 2014. – № 2 (30). – С. 67-71.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, прокурорский надзор, разрешительная система, национальная безопасность, акт, исполнение, прокуратура, свобода человека, правовое регулирование, соблюдение Конституции.


Похожие статьи

Деятельность прокуратуры по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Статья представляет собой всесторонний анализ деятельности прокуратуры в контексте надзора за органами, занимающимися оперативно-розыскной деятельностью в современной России. Освещаются ключевые аспекты оперативно-розыскной деятельности, включая ее о...

Правовые основы и организация прокурорского надзора в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

В статье рассматриваются общие вопросы прокурорского надзора в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, проводится анализ нормативной-правовой базы указанных правоотношений, а также вопросы, связанные ...

Актуальные проблемы законодательного регулирования контрольно-надзорной деятельности в сфере промышленной безопасности

В статье приведены объективные факты, указывающие на необходимость реализуемых в настоящее время преобразований нормативно-правовой базы, регулирующей контрольно-надзорную деятельность в сфере промышленной безопасности, показана необходимость дальней...

Некоторые аспекты прокурорского надзора за исполнением законов в сфере охраны и добычи водных биологических ресурсов с учетом правоприменительной практики Федерального агентства по рыболовству

В статье рассмотрены отдельные проблемы, возникающие в процессе правоприменительной практики органов Росрыболовства в сфере привлечения правонарушителей к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Феде...

Контрольные и надзорные функции ГИБДД и их реализация

В статье на основе рассмотрения существующих подходов к определению контроля и надзора в административно-правовой науке и законодательстве раскрывается административно-правовое содержание и определяются границы контрольно-надзорной деятельности Госав...

Административно-правовое регулирование деятельности органов внутренних дел по обеспечению национальной безопасности в Российской Федерации

В статье представлены нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность органов внутренних дел в направлении обеспечения национальной безопасности. Выделены актуальные проблемы (коллизии и пробелы) действующего законодательства, проанализирована эв...

Анализ положений Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и особенности его реализации в свете действия постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336

В статье рассматриваются основные нововведения в деятельности государственного контроля (надзора) страны, обусловленные вступлением в силу Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», про...

Проблемы полноты осуществления прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

В данной статье рассматриваются вопросы ограничения полномочий органов прокуратуры по надзору за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, закрепленные в действующем законодательстве, выявлены существенные проблемы прокурорского на...

Регламентация государственного контроля и надзора в сфере недропользования

В статье государственный контроль и надзор в сфере недропользования рассматривается как позитивная деятельность государства по регулированию процессов отношений в области недропользования в интересах ее граждан и обеспечения минерально-сырьевой безоп...

Прокурорский надзор в соблюдении Конституции Российской Федерации и федерального законодательства: основные проблемы и пути их решения

В настоящей статье рассмотрены отдельные проблемные вопросы в области деятельности органов прокуратуры. Так, проанализирована деятельность прокуратуры в области надзора за соблюдением Конституции РФ, федерального законодательства. Изучены виды прокур...

Похожие статьи

Деятельность прокуратуры по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Статья представляет собой всесторонний анализ деятельности прокуратуры в контексте надзора за органами, занимающимися оперативно-розыскной деятельностью в современной России. Освещаются ключевые аспекты оперативно-розыскной деятельности, включая ее о...

Правовые основы и организация прокурорского надзора в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

В статье рассматриваются общие вопросы прокурорского надзора в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, проводится анализ нормативной-правовой базы указанных правоотношений, а также вопросы, связанные ...

Актуальные проблемы законодательного регулирования контрольно-надзорной деятельности в сфере промышленной безопасности

В статье приведены объективные факты, указывающие на необходимость реализуемых в настоящее время преобразований нормативно-правовой базы, регулирующей контрольно-надзорную деятельность в сфере промышленной безопасности, показана необходимость дальней...

Некоторые аспекты прокурорского надзора за исполнением законов в сфере охраны и добычи водных биологических ресурсов с учетом правоприменительной практики Федерального агентства по рыболовству

В статье рассмотрены отдельные проблемы, возникающие в процессе правоприменительной практики органов Росрыболовства в сфере привлечения правонарушителей к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Феде...

Контрольные и надзорные функции ГИБДД и их реализация

В статье на основе рассмотрения существующих подходов к определению контроля и надзора в административно-правовой науке и законодательстве раскрывается административно-правовое содержание и определяются границы контрольно-надзорной деятельности Госав...

Административно-правовое регулирование деятельности органов внутренних дел по обеспечению национальной безопасности в Российской Федерации

В статье представлены нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность органов внутренних дел в направлении обеспечения национальной безопасности. Выделены актуальные проблемы (коллизии и пробелы) действующего законодательства, проанализирована эв...

Анализ положений Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и особенности его реализации в свете действия постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336

В статье рассматриваются основные нововведения в деятельности государственного контроля (надзора) страны, обусловленные вступлением в силу Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», про...

Проблемы полноты осуществления прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

В данной статье рассматриваются вопросы ограничения полномочий органов прокуратуры по надзору за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, закрепленные в действующем законодательстве, выявлены существенные проблемы прокурорского на...

Регламентация государственного контроля и надзора в сфере недропользования

В статье государственный контроль и надзор в сфере недропользования рассматривается как позитивная деятельность государства по регулированию процессов отношений в области недропользования в интересах ее граждан и обеспечения минерально-сырьевой безоп...

Прокурорский надзор в соблюдении Конституции Российской Федерации и федерального законодательства: основные проблемы и пути их решения

В настоящей статье рассмотрены отдельные проблемные вопросы в области деятельности органов прокуратуры. Так, проанализирована деятельность прокуратуры в области надзора за соблюдением Конституции РФ, федерального законодательства. Изучены виды прокур...

Задать вопрос