Зародившись еще много веков назад, сегодня некоммерческие организации становятся неотъемлемой частью жизни российского общества, оказывая огромное влияния как на внутреннюю политику государства, так и на международные взаимоотношения. Как известно, в основе некоммерческого сектора лежит добровольная благотворительная деятельность, стремление помочь, выполняя общественно важную работу. В процессе своего развития именно данный сектор претерпевал множество изменений, остро реагируя на политические, экономические и социальные проблемы стране.
С учетом особенностей временных эпох нами выделено несколько этапов в истории становления некоммерческих организаций в России. Одним из первых этапов развития некоммерческих организаций является период его непосредственного зарождения и формирования — дореволюционный.
Стоит отметить, что добровольчество как социально значимая деятельность, осуществляемая на безвозмездной основе, издревле присуще человеческому обществу, о чем свидетельствуют исторические факты. Однако активное развитие благотворительность на Руси получила после принятия христианства, что придало ей религиозный характер. Финансовой основой такой деятельности стала церковная десятина, а также добровольный труд волонтеров (монахинь, священнослужителей). [2, c. 55]
Развиваясь, благотворительность расширяет финансовую базу своей деятельности и охвате решаемых вопросов. К середине XVI века появилась необходимость нормативно-правового регулирования существовавших на тот период некоммерческих организаций. Так, при Иоанне Грозном в 1551 году в постановлении Стоглавого собора было сказано о необходимости общественного попечительства бедных на средства самого населения. [6, c. 33]
Особое внимание социальному сектору уделялось царем Федором Алексеевичем, а также Петром I, принявшем решение о частичном государственном финансировании благотворительности. [4, c. 18] Важным событием на пути развития некоммерческого сектора стало создание негосударственных организаций, не относящихся к институту церкви (правление Екатерины II). Кроме того, указом от 1775 года на приходы, сельские и городские общины легла обязанность кормить бедных. Уже в 1785 году были созданы городские попечительства. Таким образом, Екатерине II удалось привлечь все население к решению основных социальных задач и создать первые в России благотворительные общества, ставшие основой современных некоммерческих организаций.
Как таковое становление общественных благотворительных объединений связано с супругой Павла I — Марией Федоровной, создавшей огромное число благотворительных заведений, в последующем объединенные в «Ведомство учреждений императрицы Марии» (ВУИМ). В начале XX века ведомство включало около полутора сотни учебных заведений и четырехсот приютов, воспитательных домов, порядка 50 больниц и лечебниц, функционируя, главным образом, за счет государственных поступлений, пожертвований и платы за оказываемые услуги. [1]
К 1902 году в Российской империи было зарегистрировано свыше 10 000 благотворительных учреждений, общественных и религиозных организаций, в том числе партии, детские объединения и многие другие. Нельзя не отметить, что в XX веке благотворительность в России приобрела широкий размах, что говорит о достаточном привлечении финансовых ресурсов — по подсчетам Всероссийского съезда деятелей по призрению большая доля денежных средств в этой сфере формировались благодаря добровольным пожертвованиям частных лиц и лишь четверть ресурсов выделялось государством. К примеру, в 1913 году благотворительные организации Санкт-Петербурга получили более 8 миллионов рублей от частных жертвователей. В среднем, ежегодно в Российской Империи не менее 27 миллионов рублей отдавалось в некоммерческий сектор в форме милостыни. [8]
Следующий этап становления некоммерческих организаций непосредственно связан с периодом развития СССР.
Формирование советского законодательства об общественных организациях началось в 1918 г., когда Конституция РСФСР провозгласила: «В целях обеспечения трудящимся действительной свободы союзов Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, сломив экономическую и политическую власть имущих классов и этим устранив все препятствия, которые до сих пор мешали в буржуазном обществе рабочим и крестьянам пользоваться свободой организации и действия, оказывает рабочим и беднейшим крестьянам всяческое содействие, материальное и иное, для их объединения в организации». [5]
Ряд декретов ВЦИК и СНР, определявших порядок создания некоммерческих организаций и их функционирования, был издан в первые послереволюционные годы.
В 1920-е годы деятельность общественных организаций в стране развивалась быстрыми темпами. Так, например, к 1928 г. в России было зафиксировано порядка 4500 общественных организаций. Тем не менее, лидеры государства понимали, что слишком высокий темп рост данных организаций в дальнейшем усложнит процесс контроля их деятельности. Желание создать управляемую общественную среду двигало властными структурами того времени, в связи с чем был предпринят ряд попыток для уменьшения количества действующих общественных объединений. Во второй половине 1920-х годов данная цель обрела конкретные формы и методы.
Как отмечалось в письме наркома НКВД А. Г. Белобородова в апреле 1926 г., «НКВД намечена единовременная проверка деятельности зарегистрированных объединений на предмет закрытия тех объединений, кои в своей деятельности уклоняются от норм, определенных их уставом или деятельность коих является бесполезной». [3, c. 82]
Насколько сурово было настроена власть того периода по отношению к общественным организациям позволяет судить инцидент, в котором был задействован историк и краевед Анциферов Н. П. Он был репрессирован в 1928 г., но в отличие от остальных членов ленинградского кружка «Воскресенье», не был отправлен в трудовой исправительный лагерь «Соловки». Репрессию удалось избежать лишь благодаря вмешательству Н. К. Крупской.
Тем не менее, 6 января 1930 г. был издан первый нормативный акт в области некоммерческих организаций — Постановление ЦИК СНК СССР «О порядке учреждения и ликвидации Всесоюзных обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли», а также Положение «О добровольных обществах и союзах», утвержденное постановлением ЦИК и СНК РСФСР от 10 июля 1932 года.
Добровольные общества и союзы рассматривались как организации, занимающиеся общественной самодеятельностью, главной задачей которых являлось участие в строительстве Союза ССР, а также содействие укреплению страны. Деятельность данных объединений проводилась согласно плану народного хозяйства.
Как уже было отмечено, властные структуры с 1920-х гг. пытались упразднить большинство общественных организаций. Итогом данных попыток явился факт функционирования лишь 20 всероссийских и всесоюзных объединений к 1935 г.
Однако уже к началу 1960-х гг. произошло оживление активности населения в таких сферах как наука, культура и образование. Так, в этот период получило развитие единое молодежное пространство. Но данная общественная организация рассматривалась лишь как форма проведения досуга, где «массы» могли приобщиться к культуре.
Период перестройки в СССР, а также сопутствующие атрибуты в виде принципов демократии, гласности, свободы, послужили толчком для реализации инициатив населения. Например, до 1980-х гг. в стране не было экологических клубок, а уже в конце десятилетия их количество достигло нескольких десятков. Также появились молодежные жилищные комплексы, семейные клубы, группы милосердия и т. п. Среди возникших объединений, получивших широкую известность, — историко-просветительское общество «Мемориал», комитет «Апрель» («Писатели в поддержку перестройки»), Союз потомков российского дворянства и др. [2, c. 56]
Современный этап развития некоммерческих организаций берёт своё начало в 1991 году. В период становления новой страны, где начинают устанавливаться рыночные отношения некоммерческие организации начинают играть роль для общества в целом. Некоммерческие организации в наши дни выполняет ряд важных функции: осуществляют деятельность в неприбыльных отраслях (социально-ориентированная область), также предоставляют рабочие места для граждан, действуют на благо общества (не имея конечной цели в виде получения прибыли).
По статистическим показателям на 2016 год было зарегистрировано около 228 тыс. некоммерческих организации на территории РФ и динамика развития третьего сектора (НКО) показывает, что суммарные доходы выросли в 8 раз с 70 млрд. руб. до 600 млрд. руб. в промежутке с 2000 года по 2015 год. [7]
Государству еще предстоит большой путь в развитии некоммерческих организации, чтобы вся деятельность была прозрачна и ясна обычным людям и ни у кого не возникало вопросов: почему и как эта организация получила больше средств, чем другие. Большое влияние оказывает менталитет населения. Российские граждане не привыкли направлять средства на благотворительность, в отличие от стран запада, где люди готовы выделять свои деньги на благо других.
Для некоммерческих организаций предусматривается государственная поддержка и предоставляются льготы. При это в разных регионах страны имеются свои приоритеты по виду деятельности организаций, например, в Москве предпочтение отдается организациям, занимающимся социальной защитой граждан и защитой окружающей среды.
В России некоммерческие организации только начинают своё становление и возникает множества вопросов о прозрачности финансирования их деятельности. Данный механизм находится на стадии развития и ему еще предстоит долгий путь совершенствования. На сегодняшний день финансирование организаций проводится на конкурсной основе, которая позволяет отобрать наиболее значимые и необходимые проекты для граждан.
Конечно, некоммерческим организациям задается множество вопросов по поводу эффективности их деятельности, а также о распределении выделенных государством средства. Первое, что тормозит эффективную работу некоммерческих организаций — это несовершенства в технологическом плане и неполная правовая информация, которой обладают данные организации. Вторая проблема — нехватка финансовых ресурсов, что усложняет реализацию многих задач и идей. Например, при нехватке средств крайне сложным представляется увеличение правовой грамотности населения, защита социально незащищённых слоёв и т. д. Существуют различные налоговые проблемы: непосильная налоговая нагрузка, дискриминационный характер налоговых норм, проблема эффективности налогового администрирования.
Литература:
1. Благотворительность в Российской империи. [Электронный ресурс]. http://www.liveinternet.ru/users/5674892/post387106706 (Дата обращения: 09.02.17).
2. Грищенко Ю. И. Этапы становления некоммерческих организаций в России // Некоммерческие организации в России. — № 5, — 2012, — 56 с.
3. Ильина И. Н. Общественные организации России в 1920-е годы. — М.: Институт российской истории РАН. — 2001, — 82 с.
4. Ишина И. В. Финансы некоммерческих организаций. — М.: Юрайт. — 2017, — 18 с.
5. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г.) [Электронный ресурс]. http://base.garant.ru/185478 (Дата обращения: 09.02.17).
6. Созарукова Г. А. Становление и развитие бухгалтерского учета в некоммерческой общественной организации // Библиотека бухгалтерских и налоговых документов. — № 2, — 2010, — 33 c.
7. Статистические данные о НКО. [Электронный ресурс]. http://minjust.ru/ru/nko (Дата обращения: 12.02.17).
8. Сфера предпринимательской деятельности и опыт социальной работы в ней. — [Электронный ресурс]. http://www.studmed.ru/docs/document21306?view=18 (Дата обращения: 10.02.17).