Перспективы развития Советско-Гаванского транспортного узла | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №9 (143) март 2017 г.

Дата публикации: 04.03.2017

Статья просмотрена: 1197 раз

Библиографическое описание:

Лагутина, М. Р. Перспективы развития Советско-Гаванского транспортного узла / М. Р. Лагутина, А. Г. Какунина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 9 (143). — С. 76-80. — URL: https://moluch.ru/archive/143/40228/ (дата обращения: 20.12.2024).



Советско-Гаванский муниципальный район расположен в юго-восточной части Хабаровского края. Его границами являются: с востока Татарский пролив, с севера Ванинский административный район, с запада Нанайский административный район. Проектируемый район относится к достаточно развитому транспортному узлу Хабаровского края — «Советско-Гаванский транспортный узел».

В настоящее время связи района с соседними муниципальными районами, с краевым центром и выходами на внешние направления общей транспортной сети России и государств Зарубежья осуществляются морским, железнодорожным воздушным и автомобильным транспортом.

Районным центром является город Советская Гавань, расположенный на расстоянии 600 км. (по железнодорожной магистрали) от краевого центра — г.Хабаровска.

По территории района проходит железнодорожная линия, являющаяся конечным участком крупной железнодорожные магистрали: «БАМ». По данному участку район имеет выход на Транссибирскую железнодорожную магистраль.

Железнодорожный транспорт — является одной из важных частей транспортного комплекса Советско-Гаванского района. Через район проходит участок однопутной не электрифицированной железнодорожной линии «Пивань» ─ «Советская Гавань — город», которая является конечным участком БАМа. Данный участок обслуживается вывозными локомотивами (тепловозами ТЭЗ) [1].

В районе работают две железнодорожные станции. В центре Советско-Гаванского административного района — городе Советская Гавань находится конечная грузовая станцией БАМа — «Совгавань — город».

Данная станция обслуживает подъездные пути предприятий и порт в городе Советская Гавань. Станция по ряду факторов не может увеличить грузоперевозки более чем на 1,5 млн. тонн. Кроме того, в состав Советского-Гаванского узла входит промежуточная станция «Десна», которая обслуживает Майскую ГРЭС. Так же в 2017 году вводится в эксплуатацию еще одна станция, расположенная между «Десной» и «Совгавань-Город»: станция «Мыс Марии».

В Советско-Гаванском районе на данный момент активно развивается три организации:

‒ АО ТЭЦ в г. Советская Гавань

‒ Транспортно-перегрузочный комплекс по перевалке навалочных, генеральных и наливных грузов ООО «Ремсталь».

‒ ООО «Терминал БЛЭК», который занимается перевозками мазута и дизельного топлива.

С момента принятия в 2005 году Федерального закона об Особых Экономических Зонах в Российской Федерации ведется их системное развитие. Первая в России Портовая Экономическая Особая Зона была создана Постановлением Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1185 на территории Хабаровского края в Советско-Гаванском районе. Однако в 2016 году было принято решение о закрытии данного проекта. Как заявил 9 июня этого года пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков, институт ОЭЗ в стране оказался «крайне неэффективным»: «Очень дорого, очень мало отдачи и с нулевым КПД», — сказал он [2].

Но новыми надеждами на развитие Советско-Гаванского узла стала ТЭЦ в г. Советская гавань. Это проект по строительству в г. Советская Гавань новой высокотехнологичной угольной станции. Новый энергообъект заместит мощности устаревшей Майской ГРЭС, обеспечит надежное электроснабжение потребителей, а также даст толчок для развития Советско-Гаванского промышленно-транспортного узла.

Строительство начато в 2013 году и планируется завершиться к концу 2017 году.

Примыкание пути необщего пользования будет располагаться между станциями «Десна» и «Советская Гавань-город». Ст. «Мыс Марии» спроектированная таким образом, что при дальнейшем развитии инфраструктуры, четный приемоотправочный парк будет принадлежать ТЭЦ, а в нечетном парке, могут располагаться составы другой развивающейся организации.

Уже на 94 процента завершено устройство верхнего строения пути на станции «Мыс Марии» — рельсы, шпалы и стрелочные переводы уложены на протяжении 5,3 км из необходимых 5,6 км.

Холдинг «РАО Энергетические системы Востока» уже выполнил врезку путей станции Мыс Марии» в действующий путь БАМа. Железнодорожная станция будет использоваться для доставки угля на электростанцию. Объем перевозимых грузов по новой ветке оценивается в 480 тыс. тонн в год.

Несмотря на закрытие ПОЭЗ в г. Советская Гавань, некоторые из её проектов все же получили свое развитие. На перевалке сжиженного углеводородного газа и нефтепродуктов в объеме 8–10 млн.т ежегодно будет специализироваться ООО «Ремсталь», расположенное в лимане реки Эгге, что обеспечит ему свободный доступ грузовых кораблей и кротчайшее расстояние до автодороги.

Примыкание будет осуществляться к главному пути общего пользования в четной горловине станции «Советская Гавань — Город» с переносом входного сигнала.

Основные принципы взаимодействия железнодорожной станции примыкания «Советская Гавань — Город» и железнодорожного пути необщего пользования ООО «Ремсталь»»:

‒ перевозка осуществляется техническими маршрутными отправками;

‒ прибытие и отправление поездов осуществляется на приемоотправочные пути станции «Советская Гавань — Город» локомотивами ОАО «РЖД»;

‒ технический и коммерческий осмотры производятся на приемоотправочных путях станции «Советская Гавань — Город»;

‒ подача вагонов с приемоотправочных путей станции «Советская Гавань — Город» на железнодорожный путь необщего пользования ООО «Компания Ремсталь» и уборка обратно производится собственными или арендованными в ОАО «РЖД» маневровыми локомотивами.

Рис. 1. Согласованный объем перевозок навалочных, генеральных, наливных грузов, в том числе сжиженный углеводородный газ, светлые нефтепродукты.

ООО «Ремсталь» будет работать со сжиженными углеводородными газами, а также светлыми нефтепродуктами. В прошлом году она приступила к созданию своего транспортно-перегрузочного комплекса. Прогнозный объём переработки грузов в 2017 году составит 2 млн.тонн в год с увеличением до 10 млн.тонн.

Подвижной состав — цистерны, полувагоны, платформы, прочий подвижной состав.

Компания «Терминал БЛЭК» является проектом г. Советская Гавань (Россия), поглощаемой корпорацией «Баота» (Китай). Терминал расположен на территории бывшей военной нефтеналивной базы, находившейся на «мысу Николая». На данный период готовится полотно под железнодорожный путь примыкания, которое будет осуществляться в западной горловине железнодорожной станции «Советская Гавань — Город» в прямом участке пути.

Соглашение между китайской компанией и ООО «Терминал Блэк» было подписано на полях Восточного экономического форума. Согласно ему, в порту появится необходимая инфраструктура для обеспечения экспорта 3 млн тонн нефтепродуктов в год, 1 млн тонн кубометров древесины и перевалки 140 тыс. 20-футовых контейнеров [3].

На данный период грузооборот составляет 400 тыс.тонн в год, род груза:

200 тыс.тонн — мазут, 200 тыс.тонн — дизельное топливо.

Рис. 2. Грузооборот на данный период времени перевозимый цистернами и прочим специализированным под горюче-смазочные материалы подвижным составом

Еще одним важным этапом в развитии Советско-Гаванского района станет строительство сахарного терминала. Впервые о создании такого производства в Советской Гавани заговорили в 2015 году. Уже в августе 2016-го инвестор из Таиланда зарегистрировал в Хабаровске новое юридическое лицо — «ООО «Дальневосточный завод сахара и производных». Расчет был на преференциальный режим, который давала ПОЭЗ «Советская Гавань». Однако решением федерального правительства ПОЭЗ была ликвидирована — как несостоятельная. На ряду с этим и с еще несколькими условиями инвестор был вынужден сделать паузу в строительстве данного объекта. Но, как заявил глава города Советская Гавань Павел Боровский: «в 2017 году строительство начнется. Работа по проекту не останавливается — идет привязка к местности, оформление документов, все по плану» [4].

Проектная мощность предприятия составит 500 тыс. тонн сахара в год, или 1,5 тыс. тонн продукции в сутки. Завод будет перерабатывать сырец, поставляемый из Таиланда и других стран Юго-Восточной Азии, а также работать с российским сырьем. Инвесторы намерены наладить глубокую переработку тростникового сахара-сырца, который можно использовать в химической и медицинской промышленности, животноводстве, косметологии. производимый в Хабаровском крае сахар будет востребован на рынке Дальнего Востока, Казахстана, Узбекистана, а также северо-восточных провинций Китая.

Перспективные объемы перевозок грузов железнодорожным транспортом в сообщении с Советско-Гаванским транспортным узлом в 2016 году:

‒ Объемы перевозок на 2015 год составили 7,7 млн.т.

‒ На 2020 год запланированы объемы перевозок грузов в соответствии с целевыми показателями инвестиционного проекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры байкало-амурской и транссибирской магистралей с развитием пропускных и провозных способностей» и они должны составить 9,3 млн.т

‒ Так же к 2020 гуду запланированы объемы перевозок грузов в соответствии с заявками компаний операторов морских терминалов и выданными ТУ ОАО «РЖД»

Рис. 3. Перспективные объемы перевозок грузов ЖДТ в сообщении с СГТУ

Со строительством новых перевалочных мощностей ожидаются дополнительные перевозки в адрес Ванино-Совгаванского транспортно-промышленного узла. В 2016 году они достигли 30,4 млн тонн, а к 2020-му ожидается увеличение до 75,4 млн тонн. Активизировать работу планируют ООО «Сахатранс», ООО «Компания Ремсталь», ООО «Дальневосточный Ванинский порт» [5].

звездв.jpg

Рис. 4. Расположение реализуемых проектов в СГТУ

Данные проекты играют неотложную роль в развитии Советско-Гаванского транспортного узла. При их реализации значительно увеличится грузопоток, что повлечет за собой увеличение провозной и пропускной способности прилегающего участка от Ванино до Комсомольска-на-Амуре, а так же даст толчок к дальнейшему развитию перерабатывающей способности морских торговых портов на территории Ванинского и Советско-Гаванского районов.

Литература:

  1. «Схема территориального планирования Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края» — Санкт-Петербург, 2009. — 289с.
  2. Усов П. Администрация Хабаровска не намерена ликвидировать ПОЭЗ «Советская Гавань»// Гудок: электронный журнал, 14.06.2016. — [Электронный ресурс]. URL:http://www.gudok.ru/freighttrans/?ID=1340320&sphrase=0 (Дата обращения 02.03.2017)
  3. Таранец И. Китайская компания рассматривает участие в инвестировании порта в Совгавани// Гудок: электронный журнал,17.12.2015. — [Электронный ресурс]. URL: http://www.gudok.ru/news/?ID=1321475 (Дата обращения 02.03.2017)
  4. Строительство завода по производству сахара в бывшей ПОЭЗ Советская Гавань получило иной статус. 10.11.2016. — [Электронный ресурс]. URL: http://sugar.ru/node/16640 — статья в интернете. (Дата обращения 02.03.2017)
  5. Усов П. Николай Маклыгин: «Нужно развивать пропускные способности на подходах к портам»// Гудок: электронный журнал, 10.08.2016 — [Электронный ресурс]. URL: http://www.gudok.ru/freighttrans/?ID=1346621 (Дата обращения 02.03.2017)
Основные термины (генерируются автоматически): Советская Гавань, Советско-Гаванский район, Хабаровский край, Город, ООО, путь станции, Россия, станция, тонна, Российская Федерация.


Задать вопрос