В статье говорится об актуальной проблеме адаптации к физическим нагрузкам, занятию футбола детей с ДЦП в г. Тольятти. Раскрыты причины рождения детей с данной патологий, отражена статистика в городе на сегодняшний день.
Ключевые слова: ДЦП, детский церебральный паралич, Тольятти, патологии, гипоксия, антитела, инфекции
Каждой семье хочется иметь здорового ребенка. Пожалуй, не найдется родителей, которые не желали бы, чтобы их дети были крепкими, умными и красивыми, чтобы в будущем они сумели занять достойное место в обществе. Сейчас нередко даже проводятся конкурсы на самого красивого младенца [4].
Но у некоторых детей сразу после рождения возникают болезненные изменения мышечного тонуса и ряд других симптомов, которые затем накладывают неизгладимый отпечаток на всю жизнь ребенка (а впоследствии и взрослого) и на жизнь его родителей [4].
Эти явления известный австрийский врач и психолог Зигмунд Фрейд в конце 90 — х годов прошлого столетия объединил под названием детский церебральный паралич. Их виновниками бывают инфекция, антитела, неправильный резус — фактор или гипоксия новорожденных [2,4].
Клиническая картина детского церебрального паралича (ДЦП) разнообразна и включает в себя не только двигательные, речевые и сенсорные расстройства, но и специфические нарушения эмоционально-волевой сферы и личности [1].
У нас в городе также есть такие дети. В настоящее время наблюдается увеличение числа детей, рождающихся с церебральной патологией, при этом детский церебральный паралич занимает первое место в структуре детской инвалидности по неврологическому профилю. Частота его проявлений достигает от 5 до 9 на 1000 новорожденных в разных регионах нашей страны (по данным Л. О. Бадаляна и Международного университета семьи и ребенка имени Рауля Валленберга за 1999 год). В Тольятти за 2016 год 4,5 тысячи человек стали инвалидами (9 % из них — 1 группа). Детей-инвалидов прибавилось на 714 человек (прирост на 8,6 %), а всего их в Тольятти 3356 чел., т. е., если в целом население Тольятти от числа жителей области составляет около 26 %, то число детей-инвалидов — от количества их в Самарской области — 31,1 %. Причем инвалидность резко омолодилась, в основном за счет заболеваний ЦНС, где половина — это ДЦП.
Причины известны: экология, стрессы, неполноценное питание и т. д. Если брать число детей-инвалидов пропорционально от общей численности детей по районам, то впереди Комсомольский район, затем Автозаводский и на последнем месте Центральный. Такая статистика подтверждает, что в главные причины детской инвалидности выходят проблемы социальные, психологические, когда общая атмосфера напряженности, нестабильности, пьянства, наркомании, вензаболеваний, чрезмерной плотности проживания создают предпосылки для врожденных патологий [5].
Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования [3,1].
Основное исследование будет направлена на оценку координационных способностей детей ДЦП в возрастной категории 10–12 лет.
В ходе исследования участвовало 10 детей ДЦП (мальчики), из которых были сформированы две группы, первая экспериментальная, вторая контрольная, по 5 человек в каждой. Контрольная группа детей ДЦП занималась 2 раза в неделю обычной программой по футболу. В экспериментальной группе дети ДЦП также обучались футболу, только было добавлено еще одно занятие, которое длилось 45 минут, и акцент был сделан на упражнениях координационных способностях.
Перед началом исследования мы использовали пять тестов СФП для определения уровня координационных способностей:
Тестирование специальной физической подготовки (СФП) у детей ДЦП
1) ведение мяча змейкой, сильной ногой (на время);
2) челночный бег с ведением мяча сильной ногой 3 х10 м (на время);
3) ведения мяча по прямой между ног 10 м (на время);
4) ведение теннисного мяча по прямой 5 м (на время);
5) частота движений через 10 фишек (на время).
Статистика определений была проведена методикой достоверности различий по t — критерию Стьюдента.
Комплекс упражнений на специальной лесенке для оценки координационных способностей детей ДЦП на 3 занятием футбола
- Частота движений лицом вперед (попасть правой ногой вовнутрь квадрата, после этого левой ногой вовнутрь впереди стоящего квадрата и так в каждый квадрат, 3 подхода), после чего не большое ускорение без мяча 5 м;
- Частота движений лицом вперед (сперва попасть правой ногой в квадрат потом левой ногой вовнутрь того же квадрата и так в каждый квадрат 3 подхода), после этого подобрать мяч и сделать ведение вперед 5 м;
- Частота движений правым боком (сперва попасть правой ногой в квадрат потом левой ногой вовнутрь того же квадрата и так в каждый квадрат 3 подхода), после этого подобрать мяч, сделать ведение змейкой и обыграть 5 конусов;
- Частота движений левым боком (сперва попасть левой ногой в квадрат потом правой ногой вовнутрь того же квадрата и так в каждый квадрат 3 подхода), после этого подобрать мяч и змейкой пройти между фишек;
- Прыжок на двух ногах в каждый квадрат и в конце подобрать мяч, и соответственно сделать ведение сильной ногой по прямой 5 м.
В ходе исследования приведены результаты тестов специальной физической подготовки (СФП) у детей ДЦП (таблица 1), (таблица 2).
Таблица 1
Контрольная группа
№ |
Тестирование специальной физической подготовки. |
До эксперимента |
После эксперимента |
1. |
Ведение мяча змейкой, сильной ногой |
10.3+0.67 |
11.5+0.65 |
2. |
Челночный бег с ведением мяча сильной ногой 3 х10 м. |
12.0+1.7 |
13.1+0.3* |
3. |
Ведения мяча по прямой между ног 10 м |
10.7+0.48 |
11.2+0.5 |
4. |
Ведение теннисного мяча по прямой 5 м |
9.2+0.55 |
10.9+0.44** |
5. |
Частота движений через 10 фишек |
8.1+2 |
9.8+0.65 |
* — достоверные результаты (p<0.05), ** — p<0.01*
Таблица 2
Экспериментальная группа
№ |
Тестирование специальной физической подготовки. |
До эксперимента |
После эксперимента |
1. |
Ведение мяча змейкой, сильной ногой |
10.1+0.57 |
10.5+ 0.55 |
2. |
Челночный бег с ведением мяча сильной ногой 3 х10 м. |
12.1+1.7 |
12.6+0.5* |
3. |
Ведения мяча по прямой между ног 10 м |
10.7+0.46 |
10.9+0.3** |
4. |
Ведение теннисного мяча по прямой 5 м |
9.8+0.55 |
10.3+0.34 |
5. |
Частота движений через 10 фишек |
8+2 |
8.7+0.77* |
* — достоверные результаты (p<0.05), ** — p<0.01*
Таким образом, в результате исследования нами наблюдалось динамика развития у детей ДЦП, особенно это было заметно у экспериментальной группы, для которой было добавлено одно занятие, способствующее оценки и развития координационных способностей.
Подведя итоги можно сказать, что добавленное одно занятие, в неделю длительностью 45 минут в которое входили, специальные физические упражнения детям ДЦП способствовала оценки и как мы увидели в таблице развитию, координационных способностях.
К сожалению, в наше время такими детьми не занимаются, для них не всегда созданы условия, а если же имеются различные реабилитационные центры, то их услуги не всегда сможет себе позволить родитель ребенка ДЦП.
Литература:
- Горелик В. В. Оценка физического развития и здоровья школьников общеобразовательной школы: Вестник Оренбургского государственного университета. 2010. № 6 (112). С. 69–73.
- Детские церебральные параличи: сборник научных трудов. — Ленинград: [б. и.]. — 1974. — 130, Библиография: с. 123–129.
- Ипполитова М. В». Мастюкова Е. М. Речевые нарушения и пути их коррекции у детей с гиперкинетической формой церебрального паралича (методическое письмо). — М., 1978.
- Семенова К. А. Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах. — Москва: Медицина,1976. — 183 с. с..
- Труфанов. В, Мы радуемся и страдаем, как все (детский церебральный паралич). — Тольятти.,1997. — с 4.