Одной из важнейших задач дошкольного образования согласно Федеральному государственному стандарту выступает задача приобщения детей к социокультурным нормам и традициям семьи, общества, государства [2]. Также отмечается необходимость формирования у детей первичных представлений о культурных традициях своего народа и других народов.
Л. Ф. Фатихова, И. С. Чуканова указывают, что у детей дошкольного возраста еще отсутствует субъективное отношение к социокультурным ценностям, осознанное понимание их смысла, их оценка. В результате этого дети еще не способных выделять ценности, которые привлекательны для них в других людях, у них не сформировано отношение к детскому коллективу [2, 3].
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для социокультурного развития, перед детьми открывается мир духовных ценностей, нравственных принципов, человеческих взаимоотношений.
Термин «социокультурное развитие», по мнению Н. Я. Большуновой, означает процесс формирования у детей системы ценностей: представлений о добре и зле, правде и лжи, времени и пространстве, дружбе и т. д. В ходе социокультурного развития происходит усвоение социального опыта, знаний, умений и навыков, социальных норм, опыта взаимодействия с другими людьми [7].
Л. М. Захарова, Ю. В. Пурскалова считают, что социокультурное развитие в дошкольном возрасте связано с воспроизводством норм и правил общества, благодаря чему обеспечивается сохранение традиций народа. Традиция представляет собой социокультурную коммуникацию между поколениями людей, которая определяет последующее развитие культуры. Множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступают важным регулятором общественных отношений [6].
Процесс социокультурного развития и формирования социокультурных ценностей в детском саду, согласно ФГОС ДО, направлен на формирование самостоятельной и зрелой личности, развитие и совершенствование всех сфер ребенка, корректировку системы ценностей с учетом выработанных обществом. Достижение этих целей предполагается через создание условий для саморазвития, развития творческого потенциала, развитие коммуникативных способностей, формирование активной жизненной позиции, реализацию принципов гуманизма и личностно-ориентированного воспитания [4].
По мнению О. Б. Широких, на протяжении дошкольного возраста процесс развития социокультурных ценностей включает ряд этапов. На первом этапе у детей формируется умение видеть нравственные отношения между людьми, осознание значимости взаимопонимания, сопереживания, содействия [5].
На втором этапе основное внимание уделяется достижению согласованности в проявлении мыслей, чувств, поведения в деятельности. Деятельность должна вызывать интерес, быть посильной, способствовать раскрытию индивидуальных особенностей воспитанников [51].
На третьем этапе формируется готовность проявлять ценностное отношение в виде понимания, сопереживания, содействия. Четвертый этап включает в себя закрепление приобретенных умений и навыков. Пятый этап направлен на достижение устойчивости сформированного отношения к себе, другим людям, окружающему миру, историческому прошлому [51].
По мнению С. В. Кахнович, С. А. Козловой, М. Д. Маханевой присоединение к группе социокультурных ценностей способствует формированию у ребенка первичного социокультурного опыта, восприятия традиций своего народа, обретению памяти рода. Социокультурные ценности выступают базисом для формирования характера ребенка, нравственных основ его личности.
Усвоению социокультурных ценностей в старшем дошкольном возрасте способствует весь предшествующий ход развития ребенка, сформировавший предпосылки социокультурного развития. Остановимся на них.
Н. И. Непомнящая говорит о том, что в старшем дошкольном возрасте в процессе развития личности ребенка происходит формирование детской компетентности, которая включает в себя развитие личностных новообразований, овладение новыми видами деятельности, становление ценностных установок, развитие навыков общения как со сверстниками, таки со взрослыми, способность оценивать себя в рамках норм и правил социума [38].
Важное значение для социокультурного развития имеет развитие чувств, на это обращают внимание А. М. Виноградова, Н. В. Микляева, Н. Ф. Мулько. Главным источником проявления чувств в дошкольном возврате являются различные виды детской деятельности. Дошкольники наиболее ярко выражают свое отношение к окружающему в продуктивных видах деятельности: рисовании, лепке, аппликации. Данные виды детской деятельности дают дошкольникам возможность отображать наблюдаемые ранее явления окружающей их действительности, при этом выражая не только зрительные впечатления, но и сложившееся в процессе воспитания восприятие окружающего мира, их интересы, оценку наблюдаемых событий и т. д. [1].
Процесс развития личности дошкольника заключается в развитии чувств и воли; развитии осознанного понимания места, которое он должен занимать в окружающем социуме.К этим двум сторонам Л. И. Божович добавляет еще формирование самосознания, которое заключается в наличии четких знаний о себе; о месте, которое он занимает в своем окружении;развитии умения взглянуть со стороны и оценить собственные поступки, сравнив их с поступками окружающих [7].
Н. Мельникова указывает, что формирование ценностных представлений личности детей старшего дошкольного возраста строится в следующих направлениях:
– развитие положительного эмоционального отклика на проявления социально значимых ценностных представлений;
– развитие эмоциональных реакций адекватных ситуации проявления ценностных представлений;
– актуализация общественно значимых ценностных представлений через их узнавание в новых контекстах;
– знакомство с амбивалентностью понятиями, характеризующие в ясных и знакомых детям социальных отношениях позитивное и негативное ценностное представление: добро — зло, правда — ложь, труд — лень, безделье, щедрость — жадность и др.;
– обогащение активного словаря посредством слов, обозначающих ценности и их антиподы;
– воспитание ценностного отношения (оценку) к явлениям социальной жизни через побуждение к выражению эмпатии, сочувствия и содействия как проявления ценностного представления к окружающим;
– развитие умений проявлять в поведении, выражать в игровых и жизненных ситуациях социально ценные представления, основанные на уважении к другому человеку и признании его как ценности;
– формирование целостной картины мира на основе первичных ценностных представлений [3].
По мнению Н. Я. Большуновой, в старшем дошкольном возрасте развитие социокультурных ценностей может осуществляться с помощью следующих форм и методов работы: викторины, тематические беседы, проблемные ситуации, игровые упражнения, игры, театрализованная деятельность, изучение традиций и обычаев народа, проектная деятельность и т. д. Особое внимание автор уделяет роли сказки в формировании представлений о социокультурных ценностях у дошкольников [1].
Обобщая вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что развитие представлений о социокультурных ценностях является важной составляющей процесса социокультурного развития в дошкольном возрасте. Он включает в себя ряд этапов, обеспечивающих последовательное усвоение социокультурных ценностей. В число социокультурных ценностей, представления о которых формируются у старших дошкольников входят ценности семьи, дружбы, любви к Родине, уважения к историческому прошлому народа.
Литература:
- Буре, Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3–7 лет. Методическое пособие. ФГОС [Текст] / Р. С. Буре. М.: «Мозаика-Синтез». 2015. — 80 с.
- Захарова, Л. М., Пурскалова, Ю. В. Социокультурное развитие ребенка дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой народов мира [Электронный ресурс] / http://www.teoria-practica.ru
- Казакова, Н. В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада [Текст] / Н. В. Казакова // Воспитатель ДОУ. 2008. -№ 12. — С.31–36.
- Кара-Мурза, С. Г. Манипуляция сознанием [Текст] / С. Г. КаразМурза. — М.: «Эксмо», 2005. — 524 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: — URL: http://www.edu.ru/db-minobr/mo/Data/d_13/m1155.pdf.
- Хлынова, Л. А. Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ [Текст] / Л. А. Хлынова, С. В. Мещерякова, С. Ф. Шевченко // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.
- Чуканова И. С. Проблема формирования ценностных представлений у детей дошкольного возраста // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: www.scienceforum.ru/2013/159/1551 (дата обращения: 06.09.2015).