Балльно-рейтинговая система оценки компетентности студентов на занятиях по математике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сычева, Н. В. Балльно-рейтинговая система оценки компетентности студентов на занятиях по математике / Н. В. Сычева, Н. А. Хасанова, А. О. Алейникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 9 (143). — С. 352-354. — URL: https://moluch.ru/archive/143/40253/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье представлена система балльно-рейтингового контроля и оценки текущей и промежуточной успеваемости студентов по дисциплине «Линейная алгебра», выделены преимущества и недостатки данной системы оценивания, предложены критерии оценивания результатов обучения студентов на экзамене.

Ключевые слова: рейтинг, балл, оценка, критерии оценивания, компетентность

Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования третьего поколения (ФГОС 3+) приводит к изменению образовательной политики и практики работы всех учебных заведений в соответствии с компетентностным подходом. В основе этих изменений лежит переструктуризация всех учебных программ и переход к оцениванию уровня подготовки выпускника в форме измерения его компетенций. Во многих вузах комплексная оценка качества учебной работы студентов в процессе обучения проводится по бально-рейтинговой системе.

Использование балльно-рейтинговой системы контроля и оценки знаний студентов на сегодняшний день имеет как преимущества, так и недостатки.

К преимуществам рассматриваемой системы контроля и оценки знаний студентов относятся:

− организованность и систематическая работа студентов в течение всего семестра;

− объективность оценки качества усвоения знаний по изучаемой дисциплине;

− возможность учета выполнения студентом дополнительных работ (например, научно-исследовательской или учебно-исследовательской работы, участие в конференциях, олимпиадах и т. п.);

− предсказуемость итоговой оценки;

− повышение состязательности студентов в учебе;

− повышение мотивации студентов к освоению дисциплины.

К недостаткам внедрения балльно-рейтинговой системы можно отнести следующие:

− Балльно-рейтинговая система ориентирована на максимальное количество баллов по изучаемой дисциплине. Однако не все студенты ориентированы на максимальный балл. Многие из них, набрав минимальное количество баллов, необходимое для сдачи зачета или экзамена, перестают выполнять задания [1].

− Доминирование письменной проверки над устным ответом и использование тестовых заданий позволяют определить только исходный понятийный уровень дисциплины, не раскрывая проблемной, концептуальной глубины знаний, не выявляя студентов, мыслящих неординарно, творчески.

− Балльно-рейтинговая система создает большое количество дополнительной работы для преподавателя (разработка заданий разного уровня сложности, ежедневная проверка большого количества заданий, ведение рейтинг-листа, и др.), что зачастую идет в ущерб учебной работе [1].

− Отсутствие единства вузов в выборе системы оценки знаний студентов. Используются различные схемы оценки знаний, содержащие произвольные и научно необоснованные коэффициенты для подсчета баллов, полученных студентами за период учебы; и др.

Эффективность рейтинга во многом зависит от его гласности. Этот фактор особенно значим на первом курсе, когда идет процесс адаптации студентов к вузу. Поэтому на первом занятии преподаватель обязательно сообщает обучающимся особенности рейтинговой системы учета и контроля знаний, виды учебной деятельности и начисляемые за них баллы. Это позволит студенту видеть его еженедельный результат, планировать и выполнять дополнительные виды учебной деятельности. На любом практическом занятии студент может ознакомиться со своей текущей успеваемостью, что позволит ему с первого занятия видеть свои успехи, оценивать свой результат по сравнению с одногруппниками и т. д.

Нами разработана система балльно-рейтингового контроля и оценки текущей и промежуточной успеваемости студентов по дисциплине «Линейная алгебра».

Текущий контроль успеваемости студентов мы осуществляем на основании анализа результатов выполнения двух контрольных работ, выполнения и защиты расчетно-графической работы, выполнения домашних заданий, а также на основании устных опросов студентов и их работы у доски.

В течение семестра студент может набрать до 60 баллов по следующим показателям.

Каждая контрольная работа оценивается следующим образом: за оценку «отлично» студенту начисляется 10 баллов, «хорошо»  8 баллов, «удовлетворительно»  6 баллов, «неудовлетворительно»  0 баллов. Таким образом, за выполнение контрольных работ студент может получить от 0 до 20 баллов.

Расчетно-графическая работа содержит 10 задач, каждая задача оценивается в 2 балла, следовательно, максимальное количество баллов, которые студент может получить за выполнение и защиту расчетно-графической работы, равно 20.

Кроме того, для контроля текущей успеваемости студентам предлагаются 15 домашних заданий, за каждое из которых он может получить от 0 до 1 балла. Еще 05 баллов студент может получить при проведении устных опросов и выполнение практических заданий у доски.

В течение семестра проводятся две аттестации студентов, на которых показатель учебного рейтинга обучающегося определяется на основе формулы:

R=(Bст/Bmax)*100 %, где: R  рейтинговая оценка; Bст  количество набранных студентом баллов на момент оценки; Bmax  максимально возможное по дисциплине количество баллов на момент оценки. Перевод баллов в оценку осуществляется по следующей схеме: 055 баллов  оценка «неудовлетворительно», 5670 баллов  оценка «удовлетворительно», 7185 баллов  оценка «хорошо», 86100 баллов  оценка «отлично».

Для перевода набранных студентом за семестр баллов в оценку текущей успеваемости используется следующая шкала (таблица 1).

Таблица 1

Шкала перевода рейтинговых баллов воценку текущей успеваемости

Набранные баллы

Оценка текущей успеваемости

5160

отлично

4050

хорошо

2039

удовлетворительно

019

неудовлетворительно

Промежуточной аттестацией по дисциплине «Линейная алгебра» является экзамен. Экзамен проводится в письменной форме по билетам.

Уровень знаний, умений и навыков обучающегося при ответе во время экзамена определяется с использованием следующей шкалы по следующим критериям (таблица 2).

Таблица 2

Шкала икритерии оценивания результатов обучения студентов на экзамене

Характеристика результатов обучения

Оценка

теоретический вопрос

практическое задание

− полно раскрыто содержание материала в объеме, предусмотренной программой;

− материал изложен грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используется математическая терминология и символика;

− правильно выполнены рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

− показано умение иллюстрировать теоретическое положение конкретными примерами, применять их в новой ситуации;

− ответ прозвучал самостоятельно без наводящих вопросов преподавателя.

Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые студент легко исправил по замечанию преподавателя.

− все задания решены полностью;

− в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

− в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или недопонимания учебного материала).

37–40 баллов «отлично»

ответ удовлетворяет основным требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков:

− в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;

− допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию преподавателя;

− допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или выкладках, легко исправленные по замечанию преподавателя.

− все задания решены полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

− допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти работы не являлись специальным объектом проверки).

30–36 баллов «хорошо»

− неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее знание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;

− имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов преподавателя;

− выдвигаемые положения недостаточно аргументированы и не подтверждены примерами;

− ответ носит преимущественно описательный характер

− не все задания решены полностью, обоснования шагов решения недостаточны;

− допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но студент владеет обязательными умениями по проверяемой дисциплине

20–29 баллов «удовлетворительно»

− не раскрыто основное содержание учебного материала дисциплины;

− обнаружено незнание или непонимание студентом большей или наиболее важной части учебного материала дисциплины;

− допущены ошибки в определении основных понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов преподавателя.

− допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не владеет обязательными умениями по проверяемой дисциплине в полной мере.

0–19 баллов «неудовлетворительно»

Итоговая оценка знаний студента по изучаемой дисциплине формируется на основе ответа студента на экзамене и активности студента в течение семестра.

Результирующая оценка (РО) за текущий и промежуточный контроль не превышает 100 баллов и определяется по следующей формуле:

РО=БТк+БИт, где БТк — это общее число баллов, полученных студентом в результате текущего контроля в семестре; БИт — это общее число баллов, полученных студентом в результате промежуточной аттестации, т. е. на экзамене.

Таблица 3

Шкала оценивания итоговых результатов освоения сформированности компетенций

Уровень сформированности компетенций

Набранные баллы

Оценка

Высокий

86100

отлично

Средний

7085

хорошо

Удовлетворительный

4069

удовлетворительно

Неудовлетворительный

039

неудовлетворительно

Литература:

  1. Глухова Т. В. Балльно-рейтинговая система контроля и оценки знаний студентов: проблемы внедрения и перспективы развития. // Мир науки и образования. 2015.  № 1.
  2. Зеер Э. Ф., Заводчиков Д. П. Инновации в профессиональном образовании: учебно-методическое пособие. — Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2007. — 215 с.
Основные термины (генерируются автоматически): балл, студент, оценка, текущая успеваемость, Балльно-рейтинговая система, замечание преподавателя, математическая терминология, наводящий вопрос преподавателя, расчетно-графическая работа, течение семестра.


Похожие статьи

Из опыта работы развития самооценки обучающихся на уроках химии

В данной статье рассматривается один из приемов развития самооценки обучающихся на уроках. Автор приводит пример из своего опыта алгоритма составления системы оценивания к определенным заданиям по химии. В конце подчеркивается универсальность такой с...

Всероссийская проверочная работа по английскому языку как средство контроля знаний учащихся средней школы

В данной статье рассмотрены особенности Всероссийской проверочной работы (ВПР) по английскому языку как инструмента оценки знаний учащихся средней школы. Основное внимание уделено анализу структуры и содержания ВПР, а также её роли в образовательном ...

Эффективность тестирования при оценивании результатов обучения

Признавая процесс оценивания результатов обучения обязательным элементом образовательного процесса, автор статьи определяет имеющиеся на сегодняшний день формы оценивания. Особое внимание уделено весьма распространенному сегодня методу — тестированию...

Использование модульно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения бакалавров педагогического образования (на материале курса «Методика обучения биологии»)

В статье рассматривается вопрос использования модульно-рейтинговой системы оценивания образовательных результатов при изучении студентами-бакалаврами курса «Методика обучения биологии».

Проблемы внедрения системы тестирования в высшей школе

В статье рассмотрены положительные и отрицательные аспекты тестовой формы контроля знаний и наиболее общие проблемы связанные с анализом тестовых заданий, а также возможности компьютерного тестирования.

Условия формирования оценочной самостоятельности подростков в учебной деятельности

В статье на основе анализа проблем современной оценки и отметки раскрыты условия формирования оценочной самостоятельности подростков в учебной деятельности. По результатам проведенного педагогического эксперимента автор делает выводы о необходимости ...

Профессионально ориентированные задачи как средство формирования про-фессиональной математической компетентности студентов экономических вузов

В статье выделены группы и приведены примеры профессионально ориентированных математических задач с экономическим содержанием по теории вероятностей и математической статистике, использование которых в обучении обеспечивает формирование у студентов-э...

Методические приемы формирования информационной компетенции обучающихся по математике в школе

В статье на основе анализа научной и методической литературы раскрыто понятие, информационная компетенция, представлен алгоритм формирования результативного формирования информационной компетенции, обоснован комплекс методических приёмов для формиров...

Комплексная оценка спортивной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом

В статье рассматривается проблема разработки и теоретического обоснования комплексной оценки спортивной деятельности студентов-мини-футболистов. Автором разработана система комплексной оценки, основанная на весовых коэффициентах и рейтинговых баллах ...

Критериальный аппарат сформированности учебных компетенций обучающихся основной школы

В статье рассматривается критериально-оценочный аппарат сформированности учебных компетенций обучающихся основной школы в условиях модернизации образования, структура и особенности. Выделяются критерии и уровни учебной компетенции, а также дается оце...

Похожие статьи

Из опыта работы развития самооценки обучающихся на уроках химии

В данной статье рассматривается один из приемов развития самооценки обучающихся на уроках. Автор приводит пример из своего опыта алгоритма составления системы оценивания к определенным заданиям по химии. В конце подчеркивается универсальность такой с...

Всероссийская проверочная работа по английскому языку как средство контроля знаний учащихся средней школы

В данной статье рассмотрены особенности Всероссийской проверочной работы (ВПР) по английскому языку как инструмента оценки знаний учащихся средней школы. Основное внимание уделено анализу структуры и содержания ВПР, а также её роли в образовательном ...

Эффективность тестирования при оценивании результатов обучения

Признавая процесс оценивания результатов обучения обязательным элементом образовательного процесса, автор статьи определяет имеющиеся на сегодняшний день формы оценивания. Особое внимание уделено весьма распространенному сегодня методу — тестированию...

Использование модульно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения бакалавров педагогического образования (на материале курса «Методика обучения биологии»)

В статье рассматривается вопрос использования модульно-рейтинговой системы оценивания образовательных результатов при изучении студентами-бакалаврами курса «Методика обучения биологии».

Проблемы внедрения системы тестирования в высшей школе

В статье рассмотрены положительные и отрицательные аспекты тестовой формы контроля знаний и наиболее общие проблемы связанные с анализом тестовых заданий, а также возможности компьютерного тестирования.

Условия формирования оценочной самостоятельности подростков в учебной деятельности

В статье на основе анализа проблем современной оценки и отметки раскрыты условия формирования оценочной самостоятельности подростков в учебной деятельности. По результатам проведенного педагогического эксперимента автор делает выводы о необходимости ...

Профессионально ориентированные задачи как средство формирования про-фессиональной математической компетентности студентов экономических вузов

В статье выделены группы и приведены примеры профессионально ориентированных математических задач с экономическим содержанием по теории вероятностей и математической статистике, использование которых в обучении обеспечивает формирование у студентов-э...

Методические приемы формирования информационной компетенции обучающихся по математике в школе

В статье на основе анализа научной и методической литературы раскрыто понятие, информационная компетенция, представлен алгоритм формирования результативного формирования информационной компетенции, обоснован комплекс методических приёмов для формиров...

Комплексная оценка спортивной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом

В статье рассматривается проблема разработки и теоретического обоснования комплексной оценки спортивной деятельности студентов-мини-футболистов. Автором разработана система комплексной оценки, основанная на весовых коэффициентах и рейтинговых баллах ...

Критериальный аппарат сформированности учебных компетенций обучающихся основной школы

В статье рассматривается критериально-оценочный аппарат сформированности учебных компетенций обучающихся основной школы в условиях модернизации образования, структура и особенности. Выделяются критерии и уровни учебной компетенции, а также дается оце...

Задать вопрос