Проблема романа широка и многообразна. Она обхватывает обширный круг вопросов, связанных с определением содержания и характера восстания, его связи с «общим освободительным движением народных масс России последней трети XIX столетия». Писатель анализирует в нем истинные причины возмущения горцев, их подлинное отношение к русскому народу, с одной стороны, и колониальным властям — с другой. Он прослеживает процесс размежевания в среде чеченцев, раскол между единой прежде нацией, как следствие многолетней изнурительной войны, на которой одни разбогатели, приняв сторону победителей, принимая от них земельные наделы, отнятые у другой части их соплеменников, и обирая последних вместе с новыми властями, другие обнищали, теряя последнее…
Особенно внимательно Айдамиров прослеживает, как в экстремальных условиях бескомпромиссной борьбы за выживание проявляется национальный характер — чеченцев, аварцев, даргинцев, беглых русских солдат и казаков, оказавшихся в одном лагере борцов против охранителей «тюрьмы народов».
В романе Абузара Айдамирова действуют реальные исторические лица, рядом с вымышленными персонажами. Состав противоборствующих по обе стороны, как нетрудно заметить, интернационален. Это, во-первых, соответствовало реальной действительности. Во- вторых, разводя по разные стороны, автор руководствовался также и принципом группировки персонажей по их классовым интересам. За Алибеком — горская беднота, ограбленная и доведенная до отчаяния бездельем и голодом. Со Свистуновым — представители новой чеченской «знати», готовой за царские «милости» пролить кровь единоплеменных «оборванцев». Таковы, например, Боьршиг Шалинский, Бота Шамурзаев, служивший то царю, то Шамилю, поручик Лаудаев, автор «труда» «Чеченское племя», в котором из лакейского угодничества своим хозяевам подверг уничижительной характеристике историю, нравы, предания, нравственные понятия своего «племени».
Главный мотив идейного содержания романа Айдамирова, пронизывающий все его содержание, заключается в том, что бедные горцы поднялись на неравную борьбу не из природного легкомыслия или романтического молодечества. Многим из них с самого начала представлялись виселицы и каторга. Во время выбора имама в ночном лесу в пламени горящих факелов Кайсар, один из восставших, видит охваченные пожаром аулы, вереницу новых «мухаджиров» «изгнанников», отправляемых в Сибирь.
В ярких, глубоко правдивых картинах писатель показывает, что восстание было вызвано крайне тяжелым экономическим положением горцев-крестьян, издевательствами над ними администрации.
Женщины в романе Айдамирова отличаются душевной щедростью глубокой верой в правоту дела, за которое борются их мужья, и непоколибомой стойкостью в лишениях. Все эти качества их характера ярко проявляются в условиях восстания, когда опасность днем и ночью грозит их существованию.
В целенаправленном сосредоточении внимания автора на образах людей из народа, на выявлении существенных черт национального характера того народа, которому принадлежит персонаж, как отмечалось выше, проявилась одна из главных сторон идейно-поэтической позиции писателя.
Айдамиров обращается к «крупному плану» гораздо чаще, когда рисует демократическую среду, создает групповые портреты простых людей. В их образах писатель выделяет взаимовыручку, самоотверженность, готовность с риском для себя помочь ближнему. Его герои добры и чистосердечны, верны дружбе; проникнутые сознанием своей социальной общности, они свободны от чувства неприязни национального или религиозного порядка. Это легко можно проиллюстрировать на примере взаимоотношений Маьчига и Вассала, Эльсы и Кайсара, Хайбуллы и Коьри, Али и Айзы.
И наоборот, религиозными, национальными и тайповыми чувствами пытаются манипулировать царские слуги — генералы, осуществляющие карательные экспедиции против мятежных и мирных аулов, и пресмыкающиеся перед ними чеченские «верхи».
Автор убедительно раскрывает двурушническую, антинародную сущность продажного местного духовенства, пытающегося дискредитировать в глазах соплеменников вождей восстания, как отступников от заповедей Аллаха.
Исторически конкретны и социальны обусловлены образы «классовых врагов» — Орцу Чермоева, Боьршига Шалинского, майора Мустафинова, поручика Лаудаева и других. Образу Алибека — Хаджи, молодого вождя, Айдамиров уделяет внимание не на много больше, чем другим персонажам. Алибек Олдамов, как и его исторический прототип, получил религиозное образование, совершил паломничество в Мекку для совершения хаджа. По настоянию предводителей восстания Алибек принимает титул имама. Как известно, исторический, реальный Алибек не объявлял газавата. Не объявляет его и герой Айдамирова.
В образе айдамировского Алибека-Хаджи, разумеется, имеет место художественный вымысел, сопряженный с идейно-эстетическими задачами автора. В целом же, автор стремился как можно полно передать подлинный облик прототипа своего героя и воплотить замысел, иначе говоря, аккумулировать в нем лучшие черты народного характера.
Алибек-Хаджи Айдамирова — один из многих и первый среди равных. Писатель как будто избегает показа его крупным планом, в выигрышных сценах и ситуациях. Так, в начале романа, где в конных состязаниях молодой Алибек завоевывает главный приз, автор сосредотачивает внимание не на победителе, а на его друзьях — Къайсаре, Болате и через их восприятие подает героя. На втором и даже на третьем плане находится ичкерийский имам и во время самого крупного, решающего сражения.
Писателю важно было показать, что восстание — следствие всеобщего недовольства, а не одной личности, пусть даже наделенной незаурядным умом и силой воли.
И какими бы ни были личные качества имама, ему и так и не удается полностью контролировать ход военных действий. Здесь Айдамиров добросовестно следует реальной правде, воспроизведя характерные черты стихийного народного выступления, с его бурным всплеском и активностью участников в случае успеха и таким же неожиданным спадом при первой же неудаче.
В личности и судьбе Алибека — Хаджи нашли отражение сильные и слабые стороны возглавляемого им движения. Ему не хватает организаторского опыта, не достает ему и решительности, особенно, когда он становится перед необходимостью преодолеть противодействие единоплеменников …
И тем не менее это незаурядная личность, натура глубокая, противоречивая, ищущая. Писатель стремится дать его образ в движении, эволюции. Как отмечалось, Алибек-Хаджи религиозное образование, но он не фанатик. Горький опыт поражения приводит его к мысли о необходимости просвещения, знания наук: в родном селе открыл школу, хотел выучиться русскому языку.
Конечно молодой предводитель повстанцев не понял и не мог понять всей сложности мотивов, приведших к столкновению людей, вставших под его начало. Но он был твердо убежден в праве обездоленных на сопротивление против несправедливости обирающих их под прикрытием чужого закона местных мироедов и их хозяев.
Своим воспитанием и уважением к старшим, готовностью к самопожертвованию Алибек тесно связан с простыми людьми. Искренняя дружба и беззаветная любовь к родной земле объединяет его с товарищами по борьбе. Когда дальнейшее продолжение борьбы становится бессмысленным и может лишь увеличить жертвы, Алибек отдается в руки карателей. Это трудное решение было плодом всей его жизни, логическим результатом его воспитания и характера.
Литература:
- Джамбеков О. А. Историзм и фольклорные истоки трилогии Абузара Айдамирова «Долгие ночи».2009 г.