Статья посвящена изучению проблеме массового уклонения от уплаты налогов.
Ключевые слова: налоги, налоговая система, бюджет, доходы бюджета, консолидированный бюджет
По п.1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации, налог — это обязательный индивидуально — безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.
Отличительными признаками налога по российскому законодательству являются обязательность, безвозвратность, законодательный и целевой характер налога.
Обязательность, иначе говоря, императивность, означает, что субъект налогообложения не имеет права отказаться от возложенной на него обязанности по внесению налога в бюджет. При невыполнении обязательств государство применяет заранее определенные санкции.
Под безвозвратностью понимается то, что сумма налога никогда не возвращается к субъекту налогообложения, он при этом ничего не получает взамен.
Законодательный характер налога означает, что налоги вводятся и отменяются только с соответствующими законами.
Целевой характер налога проявляется в обеспечении потребностей государства и муниципальных образований в денежных ресурсах, направленных на финансирование мероприятий для выполнения конкретных функций государства, определяющих бюджетным законодательством.
Экономическая сущность налога характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение — мобилизацию денежных средств на распоряжение государства.
Источником налога выступает национальный доход, то есть вновь созданная стоимость, образуемая в процессе производства путем использования труда, капитала и природных ресурсов. Налоги в результате изъятия становятся собственностью государства и используются им для выполнения своих определенных функций.
Налоги формируют доходы государства, как собственника природных ресурсов, регулятора национальной экономики и условий хозяйствования. Эти доходы аккумулируются в государственном бюджете и государственных внебюджетных фондах.
Таким образом, изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса составляет сущность налога.
Проблема уклонении населения от уплаты налогов — это довольно распространенное явление, как в мировой практике, так и в российской.
Налоговая система России формировалось в условиях спада производства и экономического кризиса. Первый этап становления налоговой системы России (1992–1998 гг.) характеризуется отсутствием льгот инвестиционной направленности и одновременно предоставлением множества ненужных индивидуальных привилегий, в результате чего государство недополучало значительные суммы налоговых доходов в бюджет. Серьезные недостатки наблюдались и в организационном плане, что привело к сложности и противоречивости нормативных документов, а также в системе налогового контроля. Все это негативно оказалось на формировании доходов государственного бюджета. Для устранения налогового дефицита были установлены повышенные ставки налогов (по НДС — 28 %, по налогу на прибыль предприятий — 32 % и т. д.), в результате налоги стали носить преимущественно фискальный характер, что вызвало увеличение «теневого» сектора экономики, массовое уклонение от уплаты налогов, иными словами, «безбилетников» в сфере налогообложения.
Уклонение от уплаты налогов представляет собой способы уменьшения налоговых платежей, при которых налогоплательщик умышленно избегает уплаты налога (налогов) или уменьшает размер своих налоговых обязательств с нарушением действующего законодательства.
Так, по состоянию на 1 января 2016 года налоговая задолженность в консолидированный бюджет РФ составила 1360,3 млрд. руб., что по оценкам экспертов составляет от 20 до 30 % законно установленных налогов и сборов. Это является крайне негативным экономическим фактором и серьезной проблемой, ограничивающей объем финансовых ресурсов страны. Масштаб уклонения от уплаты налогов в РФ по различным оценкам составляет до 10 % ВВП.
Далее рассмотрим более подробно структуру задолженности перед бюджетной системой РФ за 2014–2016 гг. (табл.1)
Таблица 1
Структура задолженности перед бюджетной системой РФ, млрд. руб.
Вид задолженности |
2014 |
2015 |
2016 |
Совокупная задолженность перед бюджетной системой РФ (включая пени и налоговые санкции), всего |
1181,5 |
1155,2 |
1360,3 |
В том числе: неурегулированная задолженность |
640,6 |
643,4 |
768,1 |
Не подлежащая взысканию налоговыми органами |
540,9 |
511,8 |
592,2 |
Отсроченная, реструктурированная задолженность |
18,5 |
18,0 |
21,8 |
Взыскиваемая судебными приставами |
166,3 |
145,0 |
177,5 |
Приостановленная к взысканию по решению суда или вышестоящего налогового органа |
55,3 |
55,6 |
48,1 |
Приостановленная к взысканию по банкротству |
288,9 |
284,4 |
338,6 |
Задолженность, невозможная к взысканию (подлежит списанию налоговыми органами) |
14,7 |
11,4 |
11,0 |
В таблице показаны данные, отражающие структуру налоговой задолженности перед ФНС России по состоянию за 2014–2016 гг. Анализ структуры задолженности перед бюджетной системой Российской Федерации показал, что общая задолженность за 2015 г. сократилась на 26,3 млрд. руб., а за 2016 г. возросла 205,1 млрд. руб.
При этом тенденцию к росту имеют неурегулированная задолженность (рост на 124,7 млрд. руб.), неподлежащая взысканию налоговыми органами (рост на 80,4 млрд. руб.) и приостановленная к взысканию по решению суда или вышестоящего налогового органа (рост на 54,2 млрд. руб.). Из приведенных данных видно, что имеется негативная тенденция к росту неурегулированной налоговой задолженности.
Налогообложение России оставляет для налогоплательщиков много возможностей для уклонения от уплаты налогов. Кроме того, процесс уклонения от налогов облегчается наличием множества недостатков в законодательстве о налогах и сборах, отсутствием четких механизмов, позволяющих предотвратить данные негативные последствия. Поэтому на государственном уровне следует решить назревшие проблемы для создания справедливой налоговой системы с целью реального облегчения налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков и предотвращения потерь бюджета за счет уклонения от уплаты налоговых платежей.
Уклонение от уплаты налогов имеет отрицательные последствия, как для экономики, так и для государства в целом. Государственный бюджет недополучает причитающиеся ему средства, поэтому ему приходиться ограничивать реализацию некоторых государственных программ, не выплачивать заработную плату работникам бюджетной сферы и т. д. Кроме того, неуплата налогов может иметь серьезные последствия в виде нарушения принципов конкуренции. Поэтому в настоящий момент пресечение попыток неуплаты налогов возведено в ранг государственной налоговой политики.
Также следует отметить одни из самых актуальных причин уклонения от уплаты налогов в России — нарушения налогового законодательства зачастую возникают из-за высоких налоговых ставок и низкого уровня жизни населения Российской Федерации, снижение доходов населения, а также ухудшения финансового положения и платежеспособности предприятий.
Таким образом, уклонение от налогов — это неизбежный процесс, характерный для всех стран мира. Однако существует реальная возможность уменьшения масштабов данного явления. Для этого необходимо комплексное применение мер по совершенствованию законодательства, усилению контроля и воспитанию налоговой культуры.
Литература:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ
2. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 гг. // справочная правовая система Консультант Плюс.
3. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник и практикум для академического бакалавриата / под науч. ред. Л. И. Гончаренко. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 541 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс.
4. Налоги и налогообложение: учебник / под ред. Майбуров И. А. — М.: 2011. — 558 с.