В условиях независимости в процессе обновлений в обществе воспитания их членов в духе свободного, дипломатического мышления и идеи национальной независимости роль и значение науки истории всё больше и больше повышается.
Особенное внимание уделяется проблемам защиты прав женщин. Тем более, если учитывать, что основу любого общества и семьи составляют именно женщины. В целях дальнейшего повышения социальной активности женщин, их роли и авторитета в строительстве семьи, общества и государства в нашей стране 25 мая 2004 года Первый Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов подписал закон “О дополнительных мерах по поддержке деятельности женских комитетов Узбекистана”. 1999 год был объявлен “Годом женщин”. Первый Президент Узбекистана И. Каримов так высказался об этом объявлении: “Необходимо хорошо осознать то, что наши программные мероприятия не ограничиваются одним днём или годом. Необходимо превратить в главную цель и незыблемое направление общества поднятие роли наших многоуважаемых и любимых матерей, сестёр, жён, дочерей” [1].
В истории человечества женский вопрос всегда был своеобразной проблемой. Этот социально-политический вопрос миллионов женщин Туркестана во второй половине двадцатых годов был коренным образом решен на основе большевистских мерок.
Издревле построенная на основе мусульманских законов и обычаев жизнь женщин Туркестана, религиозные ценности и обычаи в советский период были очернены как “предрассудки”. Были преданы абсолютному забвению национальные традиции, ценности, уважение и почтительное отношение к женщинам.
После установления советской власти была определена основная задача воспитания женщин не только как людей, думающих о воспитании нового поколения, укреплении семьи, но и в большинстве своём как личностей, желающих наравне с мужчинами активно участвовать в социально-политической жизни общества. После октябрьского переворота Советской властью в Туркестане было принято ряд законов и декретов по таким вопросам, как запрещение выдавать замуж несовершеннолетних девочек, вопросы равноправия женщин.
Но было бы неправильно говорить о том, что в этих вопросах общество было заинтересовано лишь в советский период. В программах прогрессивных движений, появившихся в Узбекистане в начале ХХ века, нашли своё отражение вопросы равноправия женщин наряду с мужчинами и занятие ими своего места в социальной жизни общества. Например, в программе жадидской организации “Шурои-Ислом” первостепенной задачей было отмечено предоставление женщинам права участвовать в выборах. Руководители жадидов, такие как М. Бехбудий, А. Фитрат, Ф. Хужаев, А.Чулпон, А. Авлоний и другие прогрессивные личности, очень высоко оценивали роль женщин в обществе, утверждали о необходимости предоставления им социальной свободы. По их мнению, чтобы изменить общество, необходимы были коренные реформы духовной и культурно-бытовой жизни. То есть, не приняв женщин как полноправных членов общества, не решив правильно вопросы семьи, не воспитав правильно молодое поколение, нельзя реформировать общество, направить его на путь прогрессивного развития, в конечном итоге судьба нации непосредственно зависит от её женщин и состояния семьи [2]. Поэтому осуществлённые в 1920-х годах мероприятия были поддержаны не только женщинами, но и мужчинами общества с прогрессивными взглядами.
В сентябре 1926 года было принято решение об обязательном ускорении темпов работы среди женских отделений комитетов партии Средней Азии. Движение было названо “атакой”, то есть начала принимать обороты политика решения женского вопроса в атакующем стиле. Для проведения этой кампании в странах Средней Азии и, в частности в Узбекистане, в декабре 1926 года были организованы специальные комиссии [3]. Основной целью движения “атака” было не только сброс паранджи. Его основной целью было широкое привлечение женщин к социальному производству.
Теперь узбекские женщины не только управляли машинами на хлопковых полях, но и эффективно трудились на скотоводческих фермах, работали на посевных площадях в качестве агрономов, ветеринаров, зоотехников, инженеров ирригации в сфере сельского хозяйства. За огромные достижения в труде на благо родины 90 тысяч узбекских женщин были награждены орденами и медалями, 135 женщинам было присвоено звание Героев Социалистического Труда [4].
Аналогичную истину приводит в своих исследованиях Р. Х. Аминова. Она так говорит о Герое Социалистического Труда, председателе колхоза из Бекабадского района Ташкентской области Адолат Рузметовой: «Адолат Рузметова считает не только земельно-поливной труд, в частности управление машинами на хлопковых полях, доведёнными до совершенства, но и работу скотовода на скотоводческой ферме, агронома на посевных полях, ветеринара. На протяжении многих лет под её руководством трудящиеся неизменно на высоком уровне сдают сверх плана “белое золото”» [5]. Из этого можно сделать вывод, что узбекской женщине приходилось одновременно выполнять работу нескольких мужчин.
Из данного документа видно, что женский вопрос и его идеологическое осознание всегда находился в центре интересов Союза. Эта ситуация нашла своё отображение не только в 20-х, но и в 70–80-х годах. Кроме того, данный документ свидетельствует о некоторых политических притеснениях Союза.
Во-первых, в этих скрижалях мы можем видеть искусственно насильно насаждаемую политику, и этим способом пользовались самые известные учёные и образованные люди страны. Для насаждения своего мышления авангардному слою общества Союз пользовался подростками (детьми) и воспитателями (матери).
Во-вторых, традиции своим названием остаются традициями, переданными предками поколениям, и продолжают существовать многие и многие года, они не могут быть новыми и насаждаться кем бы то ни было. Союз же постоянно пытался насаждать новые традиции, то есть внедрить чуждые элементы.
В-третьих, члены комиссий, находясь в кишлаках, мобилизовывали всех на выполнение сельскохозяйственных планов и обязательств. Значит, тоннами и тоннами направляемое в Центр наше «белое золото» было результатом тяжёлого труда матерей и детей. Важность в том, что этот труд был не добровольным, а насильственным…
Здесь важно отметить то, что за годы независимости в нашей стране мы видим, как сильно изменились возможности женщин по своей форме и содержанию. Прежде всего, такой анализ стоит рассматривать на примере деятельности женщин во всех сферах жизни. В ряду таких сфер можно увидеть деятельность современных женщин в политике, социальной и экономической областях, а также на примерах тех условий, которые созданы женщинам в нашей стране. В частности, говоря о политической деятельности, стоит отметить, что именно в этой сфере уделяется огромное внимание стиранию различий между мужчинами и женщинами. То, что в Олий Мажлиси среди депутатов 30% представителей женщин, открывает всё новые и новые возможности для активных женщин нашей страны.
Литература
- Каримов И. Биз келажагимизни ўз қўлимиз билан қурмоқдамиз. Т., 1999 г. – 333 ст.
- Авлоний А. Туркий гулистон ёҳуд ахлоқ.- Т., 1992, 32 ст.
- Аминова, Р. Х. Октябрь и решение женского вопроса в Узбекистане.‑ Т., 1975. ‑ С. 38.
- УзРЦГА Ф ‑ Р. Х. Аминова, ОП-1, 22-дело, 14 ст.
- УзРЦГА. Ф ‑ Р. Х. Аминова, ОП-1, 22- дело. 11 ст.