К вопросу о законопроекте «Об охране Ладожского и Онежского озер» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №10 (144) март 2017 г.

Дата публикации: 13.03.2017

Статья просмотрена: 1003 раза

Библиографическое описание:

Скупченко, А. К. К вопросу о законопроекте «Об охране Ладожского и Онежского озер» / А. К. Скупченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 10 (144). — С. 326-329. — URL: https://moluch.ru/archive/144/40146/ (дата обращения: 16.10.2024).



Северо-запад России богат пресными водоемами. Санкт-Петербург — не исключение. На территории города насчитывается более 41600 озер, которые распределены по территории очень неравномерно. Больше всего озёр в Санкт-Петербурге находится в Выборгском и Приозерском районах, на северо-востоке — в Подпорожском, наименьшее число в Волосовском [1].

Самые крупные озёра Санкт-Петербурга и Ленинградской области — Ладожское и Онежское, которое располагается на территории Республики Карелии. Оба озера являются крупнейшими пресноводными водоёмами в Европе, богаты различными породами рыб. Воздействие человека на водоёмы снижает численность ценных рыб, таких как лосось, форель, а атлантический осётр и волховский сиг уже занесены в Красную книгу России. Также эти озёра являются судоходными, ввиду чего подвергаются еще большему риску загрязнению и ухудшению экологического состояния воды.

Владимир Путин во время своего выступления на заседании Совета Безопасности 20 ноября 2013 года, посвящённому обеспечению национальной безопасности в сфере охраны окружающей среды и природопользования предложил создать свою собственную Стратегию экологической безопасности России [2].

Президент сделал акцент на том, что серьёзное внимание нужно уделить восстановлению озера Байкал и водных ресурсов Ладожского и Онежского озёр, которые являются крупнейшими резервуарами пресной воды.

«Отмечу, что ухудшение качества вод Ладожского и Онежского озёр может привести к проблемам с обеспечением питьевой водой всего Северо-Западного региона Российской Федерации. Этим вопросом нужно заняться предметно как на федеральном, так и на региональном уровне», — сказал В. В. Путин [2].

Всё это говорит о необходимости разработки правовой базы, четко регламентирующей порядок обеспечения правового режима охраны Ладожского озера как природного комплекса, имеющего исключительное природное, хозяйственное, социальное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное, культурно-историческое и геополитическое значение, а также обеспечивающей правовой режим охраны Онежского озера, вода которого в настоящий момент сильно загрязнена (шесть районов Карелии не обеспечены очистными сооружениями, поэтому они напрямую сбрасывают канализационные отходы в Онежское и Ладожское озёра).

Так, 4 августа 2016 года Законодательное Собрание Республики Карелии в порядке законодательной инициативы внесло на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «Об охране Ладожского и Онежского озер» [3].

Законопроект устанавливает особые условия осуществления хозяйственной деятельности и обеспечения охраны Ладожского и Онежского озёр как стратегических водных источников для Северо-Западного региона РФ.

«Неблагоприятная экологическая обстановка в указанных регионах определяется во многом антропогенным воздействием на природу и ответной реакцией на него, — отмечают авторы законопроекта. — Законопроект разработан в целях установления государственных мер защиты, направленных на рациональное природопользование, сохранение уникальной экосистемы Ладожского и Онежского озер и недопущение необратимых последствий для окружающей среды и здоровья человека» [3].

Законопроект предполагает уточнение и расширение переданных органам государственной власти субъектов РФ, на территории которых расположен природный комплекс Ладожского и Онежского озёр, отдельных государственных федеральных полномочий, связанных с охраной окружающей среды и санитарно-эпидемиологической безопасностью. Финансирование этих полномочий будет осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета в рамках государственной программы.

Согласно законодательному проекту Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации будет разрабатывать и координировать реализацию федеральных и региональных программ, направленных на охрану природного комплекса, Ладожского и Онежского озёр (статья 2 законопроекта).

Однако через некоторое время председатель Законодательного собрания Республики Карелии предложил его отозвать по причинам недоработки. Но с этим решением согласились не все депутаты. Сторонники же проекта призывали не откладывать его в «долгий ящик», так как в нём прописан целый комплекс мероприятий, благоприятно воздействующий и способствующий охране и развитию озёр как экосистем, поэтому в каких-либо доработках и поправках он не нуждается. «Онежское и Ладожское озёра заслуживают такого же уважения и бережного отношения, как озеро Байкал, закон по которому был принят», — сказал председатель Комитета Законодательного Собрания Республики Карелия по природным ресурсам и экологии Тимур Зорняков в интервью одному из телеканалов.

Возможно желание доработать законопроект было вызвано по ряду причин. В проекте закона предлагается внести изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации, в части уточнения и расширения переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых расположен природный комплекс Ладожского и Онежского озер, отдельных государственных полномочий Российской Федерации. Какие именно полномочия подразумевают авторы — в тексте закона не раскрывается.

Также в соответствии с данным проектом потребуется внесение изменений в 5 законодательных актов (Водный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18 марта 2008 года № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации» и другие), а также потребуется принятие 8 нормативных правовых актов, таких как постановление Правительства Российской Федерации об утверждении границ природных территорий Ладожского и Онежского озер и экологических зон, постановление Правительства Российской Федерации об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне, постановление Правительства Российской Федерации о федеральной целевой программе в области охраны Ладожского и Онежского озер и другие.

Всё это позволяет сделать вывод о том, что изменения в полномочиях ожидаются значительные, но почему они не были конкретизированы в статьях законопроекта, остается вопросом.

Также недоработан вопрос относительно сроков. Поскольку законопроектом предлагается передать органам государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых расположен природный комплекс Ладожского и Онежского озер, отдельные государственные полномочия Российской Федерации, то требуются уточнения сроков вступления в силу проектируемого закона с учетом норм статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Дополнительно в изменениях нуждаются положения статьи 2 и 3 проекта федерального закона, так как они не соответствуют нормам, определенным в статье 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Согласно нормам указанной статьи Федерального закона органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать не подзаконные правовые акты, а законы и иные нормативные правовые акты в пределах переданных им полномочий. В статье 3 проекта федерального закона предлагается осуществлять финансирование реализации переданных полномочий за счет субвенций из федерального бюджета (при этом объем переданных полномочий в проекте федерального закона не установлен). В связи с этим нужно обратить внимание на то, что особенности финансирования переданных полномочий за счет субвенций из федерального бюджета и требования к Федеральным законам, устанавливающим такие особенности, определены в статье 26.3 указанного Федерального закона.

Следует отметить, что 26 специалистов из трех регионов — Петербурга, Ленинградской области и Карелии приняли участие в разработке проекта федерального закона, призванного взять под контроль экологическую ситуацию в бассейнах двух крупнейших озер Европы. Целью данной рабочей группы была разработка закона, направленный не только на защиту и охрану озер, но и на защиту интересов живущих на их берегах людей и развитие прилегающих территорий, поскольку Ладожское и Онежское озёра — часть экономики регионов.

Однако дальнейшая судьба проекта до сих пор остается не ясна. Как следует из опубликованных материалов, 24 января 2017 года Комитет по экологии и охране окружающей среды не поддерживает принятие проекта федерального закона «Об охране Ладожского и Онежского озер» и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении.

«Автор предлагает определить правовое регулирование отношений в области рационального использования и охраны Ладожского и Онежского озер в отдельном федеральном законе, который содержит лишь цели закона, некоторые полномочия органов государственной власти в рассматриваемой сфере и финансовое обеспечение. …полагаем необходимым закрепить в нем основные нормы, регулирующие отношения по охране Ладожского и Онежского озёр», — говорится в заключение Комитета [4].

На заседании Государственной Думы 27 января законопроект был рассмотрен по сокращенной процедуре, без обсуждения, и отклонен.

Тем не менее, уже 12 февраля, по информации с официального сайта Республики Карелии, в Правительстве Карелии прошло заседание Президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека, участники которого заявили о необходимости в Год экологии усилить контроль экологической ситуации в бассейнах двух крупнейших озёр Европы, а также была выражена надежда на то, что Совет поддержит инициативу о принятии федерального закона «Об охране Ладожского и Онежского озёр» [5].

Можно с уверенностью сказать, что желания затягивать, обходить стороной данный вопрос, у парламентариев нет. Экологическая обстановка стратегически важных озер — одна из наболевших проблем регионов.

В дальнейшем наиболее верная стратегия рабочей группы — это выработать четкую правовую конструкцию проекта закона, учесть все замечания Комитета по экологии и охране окружающей среды, а также его предложение — взять за основу Федеральный закон «Об охране озера Байкал». Но, конечно, следует учесть, что указанный закон был принят в 1999 году, поэтому нужно приспособить потенциальный федеральный закон под современные реалии, не включать устаревшие, «мертвые» нормы, осуществление которых заведомо невозможно.

Литература:

  1. Атлас «Ладожское Озеро». — Институт озероведения РАН. — СПб., 2002.— 120 с.
  2. Заседание Совета Безопасности // События. URL: http://kremlin.ru

3. Законопроект № 1143213–6 Об охране Ладожского и Онежского озер // Автоматизированная система обеспечения законодательной инициативы. URL: http://asozd2.duma.gov.ru

4. Законопроекты, работа над которыми завершена // Комитет Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды. URL: http://www.komitet2–21.km.duma.gov.ru

5. Совет при Президенте России поддержит инициативу Главы Карелии о принятии федерального закона «Об охране Ладожского и Онежского озёр» // Официальный интернет-портал Республики Карелия. URL: http://gov.karelia.ru

Основные термины (генерируются автоматически): Онежское озеро, Российская Федерация, окружающая среда, природный комплекс, Байкал, государственная власть субъектов, Государственная Дума, Ладожское озеро, счет субвенций, федеральный бюджет.


Задать вопрос