В статье рассмотрены основные элементы правового статуса государственного служащего Федеральной противопожарной службы с учетом последних изменений в законодательстве, выделены ключевые проблемы и предложены пути их решения.
Ключевые слова: правовой статус, служащий, прав, обязанности, ограничения, запреты, федеральная противопожарная служба
Эффективность работы государственного механизма во многом зависит от того, как организована и законодательно урегулирована государственная служба. Для МЧС России важным этапом совершенствования нормативной базы является принятие Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — закон № 141 ФЗ) [1]. Закон разработан в целях замены «Положения о службе в органах внутренних дел Российской федерации», которое было принято еще в 1992 г. и распространялось, в том числе, на сотрудников федеральной противопожарной службы [2]. Так как закон вступил в силу лишь в 2016 г., пока вопросы его применения изучены слабо и практически не освещены в научной литературе. Изложенное определяет актуальность выбранной для исследования темы.
В юридической литературе даётся следующее определение правового статуса государственного гражданского служащего: «Правовой статус государственных служащих представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей, ограничений, запретов, ответственность служащих, установленных законодательством и гарантированных государством» [3, с. 235]. Федеральный закон № 141 — ФЗ в главе 3 закрепляет следующие элементы статуса служащего:
– права служащих (ст. 11);
– обязанности служащих (ст. 12);
– требования к служебному поведению (ст. 13);
– ограничения и запреты для служащих (ст. 14)
– ответственность служащих (ст. 15).
Нормами закона предусмотрено, что сотрудникам федеральной противопожарной службы сохраняются специальные звания внутренней службы, институты присвоения специальных званий в соответствии с занимаемой должностью, сроки выслуги в присвоенных специальных званиях. В целях обеспечения преемственности с ранее действовавшими нормами закреплено соотнесение специальных званий с воинскими званиями, классными чинами государственной гражданской службы и иными видами государственной службы Российской Федерации.
Квалификационные требования к должностям сотрудников федеральной противопожарной службы определены ст. 9 закона № 141 — ФЗ и Приказом МЧС от 01.12.2016 № 653 [4]. Эти требования включают в себя требования к образованию, стажу службы, профессиональным знаниям и профессиональным навыкам. Уровень требования зависит от занимаемой должности. Так, претендент на должность старшего начальствующего состава должен иметь высшее образование, соответствующее направлению деятельности, стаже службы более 5 лет, а также целый ряд управленческих, правовых и профессиональных умений и навыков [4].
На сотрудников распространяется широкий перечень ограничений и запретов, которые создают основу для борьбы с коррупцией. К примеру, сотрудники не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, приобретать ценные бумаги [5, c. 117]. Не могут занимать должности лица, имеющие судимость, утратившие доверие, не соответствующие требованиям по состоянию здоровья.
За нарушение административных запретов, ограничений, неисполнений должностных обязанностей, причинение вреда применяются меры юридической ответственности. Сотрудники федеральной противопожарной службы могут быть привлечены к административной, уголовной, дисциплинарной, гражданско-правовой и материальной ответственности. Среди перечисленных видов закон № 141 — ФЗ прямо регулирует порядок привлечения к дисциплинарной ответственности, а остальные нормы являются отсылочными к действующему административному, уголовному, гражданскому и трудовому законодательству.
Принятие закона представляет собой большой шаг в создании нормативной базы, определяющей статус сотрудников федеральной противопожарной службы. Однако реализация его отдельных положений нуждается в дальнейшей нормативной проработке.
Статья 13 закона № 141 — ФЗ определяет требования к служебному поведению, при этом в части третьей данной статьи указано, что иные требования определяются Кодексом служебного поведения. На начало 2017 г. такой Кодекс не разработан. Представляется, что в качестве образца могут быть использованы Кодекс служебного поведения других органов государственной власти. Принятие Кодекса может способствовать укреплению правосознания, дисциплины и положительно повлиять на восприятие сотрудников обществом.
Статьей 57 закона № 141 — ФЗ предусмотрено, что часть основного отпуска сотрудника федеральной противопожарной службы, превышающая 30 календарных дней, может быть по его желанию заменена денежной компенсацией в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности. Пока данный порядок не установлен.
Финансовое обеспечение службы в федеральной противопожарной службе является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета, рассматриваемые положения законопроекта могут привести к необходимости выделения дополнительных средств из федерального бюджета, в связи с чем требуют корректировки бюджета. Таким образом, данная норма повышает уровень гарантий для служащих федеральной противопожарной службы, однако для ее реализации необходимы дополнительные финансовые средства.
Острым вопросом является вопрос о предельном возрасте служащих. Закон № 141 — ФЗ устанавливает ряд переходных норм (таблица 1).
Таблица 1
Предельный возраст нахождения на службе
Сотрудники |
Предельный возраст (до 1 января 2022г.) |
Предельный возраст (до 1 января 2022г.) |
Генерал-полковник внутренней службы |
60 |
65 |
Генерал-майор внутренней службы |
55 |
60 |
Полковник |
50 |
55 |
Сотрудники, имеющие другое звание |
45 |
50 |
Такие поправки, безусловно, нужны для того, чтобы охранить на службе квалифицированных сотрудников, обладающих большим профессиональным опытом, навыками и знаниями. Первоначально планировалось, что данная норма вступит в силу с 2018 г., однако по причине дефицитности бюджета она отложена до 2022 г. Очевидно, что такая норма ставит в неравные условия тех, кто уже проходит службу по сравнению с теми, кто поступил на нее позже и будет продолжать работу после 2022 года.
Еще одним острым вопросом является вопрос об индексации окладов денежного содержания. В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» размеры окладов денежного содержания должны индексироваться с учетом уровня инфляции [6]. Однако действие этого пункта с 2014 г. по настоящее время приостановлены. Индексация денежного довольствия не проводится, что снижает реальные доходы служащих на фоне роста потребительских цен.
Таким образом, можно согласиться с Н. В. Поляковой и Н. П. Заряевой, что применение закона «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» нуждается в дополнительном подзаконном обеспечении [7, c. 80]. Кроме того, направления совершенствования законодательства могут быть сформированы с учетом правоприменительной практики.
Литература:
- Федеральный закон от 23.05.2016 N 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2016. N 22. Ст. 3089.
- Постановление ВС РФ от 23.12.1992 N 4202–1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации»//Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 2. Ст. 70.
- Ларькина А. П., Свешникова Л. Н. Административно-правовой статус государственных гражданских служащих // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 3 С.235–236.
- Приказ МЧС России от 01.12.2016 N 653 «О квалификационных требованиях к должностям в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы»// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.12.2016
- Чудиновских М. В. Правовое регулирование рынка ценных бумаг: учебно-методическое пособие. — Екатеринбург: Уральский институт коммерции и права, 2016–133 с.
- Федеральный закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7608.
- Полякова Н. В., Заряева Н. П. Современное состояние и проблемы организации и прохождения отдельных видов государственной службы // Вестник ВИ ГПС МЧС России. 2016. № 3 (20) С80