Правовые обычаи оказали существенное влияние на формирование концепции правового положения женщин в России XIX — начале XX вв., так как большая часть женского населения страны проживала в деревне и руководствовалась в своей жизни нормами обычного права. Обычно-правовое положение женщин характеризовалось рядом отличительных особенностей, выражавшихся в праве жаловаться суду на поведение мужа, в более жёстких санкциях, налагаемых волостными судами, на жён, не желавших проживать совместно со своими мужьями и в возможности разлучения супругов по их взаимному согласию. Имущественные права крестьянок, в отличие от представительниц других сословий, определялись не столько родственными отношениями, сколько участием и ролью их в ведении общего крестьянского хозяйства. Вместе с тем, законодательство активно влияло на общественное сознание крестьян. К началу XX века взгляды крестьян на взаимоотношения супругов, положение женщины в семье и браке, имущественные права женщин во многом совпадали с требованиями закона 1, с.5527.
Однако к началу XX в. доля состоявших в браке крестьян понизилась. По данным переписи 1897 г., женатых и замужних крестьян в России было свыше 65 %. При этом удельный вес лиц в возрасте 40–45 лет, не состоявших в браке, стал несколько ниже по сравнению с серединой XIX в. — около 3 % мужчин и 4 % женщин. К концу XIX в. в деревне тенденция к снижению уровня брачности проявилась так: за последнее десятилетие XIX в. коэффициент брачности понизился до 9 %; за первое десятилетие XX в. — до 8,5 %; за три года, предшествовавших Первой мировой войне, он достиг 8 % [2, с.8].
В XX в. браки крестьян продолжали оставаться очень ранними, следует отметить, что средний возраст женихов и невест по регионам и губерниям заметно колебался. Браки «молодели» с севера на юг и с запада на восток; наиболее молодыми женились в губерниях с сельскохозяйственной специализацией; в промысловых же селениях были самые поздние браки. Более того, возрастные различия наблюдались в пределах губернии, уезда и даже волости. Следует отметить также, что разница в возрасте между женихом и невестой при вступлении в первый брак, как правило, не превышала 2–3 лет [1, с. 5530].
Влияние Первой мировой войны на брачность проявилось прежде всего в уменьшении числа заключенных браков, вызванном мобилизацией мужчин и отчасти ухудшением экономических условий. Обычно война в большей степени влияет на брачность сельского населения, чем городского. Для городов характерны концентрация военнослужащих, система брони для мужчин, работавших на военных предприятиях и в некоторых гражданских учреждениях. В селах же все мужские призывные возраста, за редким исключением, подлежали мобилизации. Количество нереализованных браков в России в годы войны оценивается в 1,7 млн. В целом по сокращению числа браков Россия занимала одно из ведущих мест среди воюющих государств. В 1917 г. число браков увеличилось до 65 % [2, с. 35], видимо, из-за стихийно нараставшей демобилизации и прекратившихся со второй половины года наборов в армию, а также по причине возвращения раненых воинов домой, «прилива» беженцев и военнопленных, увеличения численности лиц, получивших броню. Такое резкое повышение уровня брачности носило отчасти компенсаторный характер. Но в большей степени оно объяснялось введением полной свободы разводов и гражданского брака, а также коренными изменениями бытовых и хозяйственных условий жизни людей 3, с.40.
Семья составляет значительное место в обществе. А ведущей фигурой социализации человека в семье выступает женщина — мать, бабушка, сестра, няня. Благодаря этим женщинам человек получает знания о своем происхождении, истории своей семьи, рода, а далее о коллективной истории — группы, нации, государства 4, с.166.
В России набирает силу промышленная революция, появляется настоящий женский пролетариат, который также, как прежде представительницы дворянства и разночинной среды осваивает идеи феминизма. Женское движение становится гораздо более разнообразным, многосоставным, усложняются его идейные формы. Однако цель у всех его потоков одна — уравнивание женщин в гражданских и политических правах с мужчинами перед лицом закона. Этим озабочены и самое крупное, самое влиятельное «Русское женское взаимно-благотворительное общество», и «Союз равноправности женщин», и «Женская прогрессивная партия», и «Российская Лига равноправия женщин», и др. 5, с.24.
В канун революции 1917 года в России шел процесс накопления социальных и культурных сил для либерально-демократической модернизации страны, и женское движение принимало в нем активное участие. Оно обеспечило такой запас прочности идеям, требованиям и лозунгам, что заставило новую власть, возникшую в ходе революции, считаться с этими идеями и даже включить их в программу построения нового общества 3, с.40.
1917 год в полной мере подтвердил, что для достижения равноправия женщин недостаточно сменить общественно-экономический и политический порядок. Предстояло преодолеть не менее серьезную преграду — консервативно-патриархальные взгляды новой политической элиты и значительной части общества. После падения самодержавия и формирования Временного правительства слой просвещенных женщин был уверен, что для осуществления равноправия полов наступили благоприятные времена. Российская лига равноправия женщин несколько раз направляла своих представительниц в Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов, чтобы выяснить, как он относится к вопросу о предоставлении женщинам политических прав. Мнение руководства Петроградского Совета было отрицательным, мотивировалось оно опасением «консерватизма русской крестьянки». Предложение отложить вопрос о политических правах женщин до созыва Учредительного собрания не могло удовлетворить женщин 6, с. 4.
В марте 1917, на волне успешности второй русской буржуазно-демократической революции, заставившей пасть российское самодержавие и породившей политическое двоевластие, «равноправки» решили продолжить свою борьбу более решительными методами. 19 марта 1917 перед резиденцией Временного правительства в Петербурге состоялась 40-тысячная демонстрация женщин, несших транспаранты «Место женщин — в Учредительном собрании!», «Избирательные права женщинам!», «Женщины, объединяйтесь!», «Работницы требуют избирательных прав!», «Без участия женщин избирательное право не всеобщее!». Не удовлетворившись заверениями председателя Совета рабочих и солдатских депутатов Н. С. Чхеидзе и председателя Государственной Думы М. В. Родзянко об их готовности поддержать борьбу женщин за их права, демонстрантки заявили, что не уйдут отсюда, пока не получат ответа от Председателя Совета министров Временного правительства кн. Г. Е. Львова. Ему и пришлось взять на себя ответственность и подтвердить, что под «всеобщим избирательным правом» Временное правительство понимает избирательное право для лиц обоего пола. 21 марта 1917 Г. Е. Львов на встрече с делегатками РЛРЖ (В. Н. Фигнер, А. В. Тыркова, А. Н. Шабанова, С. В. Панина и др.) еще раз подтвердил от имени правительства намерение осуществить политическое равноправие женщин и заявил, что в Положении о выборах в Учредительное собрание появилась запись о всеобщем избирательном праве «без различия пола». Признание россиянок равноправными субъектами политической жизни — это, таким образом, полностью заслуга женского либерально-демократического движения.7, с.13.
Общее собрание Лиги постановило, что, согласно разъяснению правительства, женщины России являются политически равноправными гражданками 6, с.10.
В результате в Положении о выборах в Учредительное собрание появилась запись, что члены собрания избираются всеобщим, прямым, тайным и равным голосованием без различия пола. Этот шаг вперед по пути признания женщин субъектом политической жизни явился заслугой либерально-демократического женского движения 8, с. 72.
На выборах в городские и районные думы в мае-августе 1917 более всего было выдвинуто женщин-кандидаток от кадетов (12 %, в том числе С. В. Панина), чуть меньше — от большевиков (10 %, в том числе А. М. Коллонтай) и эсеров (7 %, в том числе А. Н. Чернова). Лидеры РЛРЖ вынуждены были признать подобный успех формальным: и политические партии, и широкие слои избирателей вплоть до событий октября 1917 не были готовы признать за женщинами право на участие в управлении государством.
Впервые женщины получают право принять участие в голосовании при формировании органов местного самоуправления по новым законам о выборах в земства и городские думы 1917 г. в постановлениях Временного правительства «О производстве выборов гласных городских дум» и «О выборе волостных земских гласных» говорилось о том, что «правом участия в выборах гласных пользуются Российские граждане обоего пола, всех национальностей и вероисповеданий…» 7, с.6.
Литература:
- О потере женщинами независимого положения при переходе от матриархата к патриархату см. И. А. Курганов «Семья в СССР. 1917–1967"
- Женщины в революции. М., 1959.
- Пушкарёва Н. Л. Русская женщина: история и современность. М.: Ладомир, 2002.
- Иванов С. С. Государство и право России в период сословно-представительной монархии. М., 1960.
- Сергеева Г. П. О концептуальном подходе к проблеме участия женщин в управлении обществом //Женский вопрос: точки зрения и подходы к новому осмыслению. М., 1991.
- Закута О. Как в революционное время ВЛРЖ добивалась избирательных прав для русских женщин. Пг., 1917.
- К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные произведения, т. II М., 1952
- Женский вестник. 1917. № 5–6.