В современных условиях, когда экономика испытывает кризис и предприятия вынуждены мобилизовать все имеющиеся внутренние ресурсы, большую роль в этом процессе играет анализ финансовых результатов деятельности предприятия. Определение реальной величины финансовых результатов предприятия в значительной степени зависит от методических аспектов, совершенствование которых позволит достоверно формировать финансовые результаты и оперативно отражать их в учете и отчетности.
Ключевые слова: доходы, расходы, анализ, контроль, бухгалтерская отчетность
Для оценки эффективности хозяйственной деятельности предприятия необходимо проанализировать его доходы, расходы и финансовые результаты. Данные такого анализа необходимы не только менеджменту предприятия, но и лицам, которые принимают непосредственное участие в его хозяйственной деятельности: инвесторам; кредиторам, которые должны выдать при необходимости кредиты предприятию и быть уверенными, что их кредиты вернут вместе с процентами; руководителям маркетинговых и рекламных отделов, которые на основе этой информации создают стратегию продвижения товара на рынки [4, с.3].
Эффективность функционирования любого предприятия во многом определяется его способностью приносить необходимую прибыль. Для оценки этой способности применяются методы анализа финансовых результатов деятельности, позволяющие определить, насколько стабильны получаемые доходы и производимые расходы; какие элементы бухгалтерской отчетности могут быть использованы для прогнозирования финансовых результатов; какова эффективность использования вложенного капитала; насколько производительны осуществляемые затраты; насколько эффективно управление компанией в целом.
Итак, в связи с тем, что финансовые результаты деятельности предприятия имеют важное значение как для самого субъекта с точки зрения инвестиционной привлекательности и деловой активности, так и для формирования бюджета государства посредством налоговых поступлений, существует значительное количество методик анализа финансовых результатов.
Несмотря на их разнообразие, в настоящее время отсутствует целостный систематизированный аналитический инструментарий, который бы позволил оценить возможность практической реализуемости и полезности таких инструментов и добиться высоких финансовых результатов [1, c.112].
Рассматривая методики различных ученых экономистов, можно сделать вывод о том, что все авторы стремятся к максимизации прибыли, выявляя для этого различные факторы. Наиболее важное значение имеет анализ «затраты — выручка-прибыль» предполагает использование трех элементов: маржинальный доход; относительный доход; передаточное отношение, или операционный (производственный) рычаг.
Таким образом, максимизация прибыли осуществляется путем выбора видов затрат при заданной производственной функции, заданных ценах выпуска и ценах затрат факторов производства. То есть управляя издержками производства можно управлять размером прибыли в соответствии с планами предприятия.
Проанализировав большое количество различных методик и способов проведения анализа финансовых результатов деятельности предприятия, далее представим авторский методический подход к данному вопросу, рисунок 1.
Если внешняя рыночная среда является конкурентной или на рынок выходит крупный игрок, то финансовому анализу нужно уделять самое пристальное внимание. Необходимо анализировать внутреннее состояние предприятия, уменьшать долги и увеличивать рентабельность. Этот процесс целесообразно начать с ликвидации неэффективных подразделений.
В соответствии с методикой, необходимо предусмотреть три уровня постоянного контроля финансового состояния предприятия:
- Оперативный уровень — ежедневная (еженедельная или ежемесячная) процедура. Это постоянная оценка фактического состояния по отношению к плановому. Изменение планов и прогнозов на этом уровне не происходит.
- Краткосрочный уровень — ежеквартальная процедура. Выполняя ее, необходимо углубляться в детали и уже вносить коррективы в плановые показатели на оставшуюся часть года.
- Средне- и долгосрочный уровень — это ежегодное планирование на следующий год и прогноз на последующие два года. Планировать на меньшие сроки не рекомендуется.
Рис. 1. Комплексная методика анализа доходов и расходов предприятия
На все кризисные моменты и возникающие сюрпризы нужно реагировать в кратчайшие сроки — необходимо сначала купировать возникшую кризисную ситуацию, затем разработать краткосрочный план действий и немедленно приступить к выявлению и устранению причин кризиса. Исключением может быть бурный рост бизнеса — тогда необходимо вносить коррективы ежемесячно.
Основным источником данных для финансового анализа является финансовая отчетность, которая включает в себя баланс и отчет о финансовых результатах (приток и отток денежных средств по основным статьям с детализацией по крупным платежам или клиентам). Финансовая служба обязана ежедневно предоставлять информацию: о выручке и прибыли, дебиторской и кредиторской задолженности, состоянии кредитов, задержанных платежах (если такие имеются), состоянии оборотных средств.
Финансовый результат деятельности организации служит своего рода показателем значимости данной организации в народном хозяйстве. В рыночных условиях хозяйствования любая организация заинтересована в получении положительного результата от своей деятельности, поскольку благодаря величине этого показателя она способна расширять свою мощность, материально заинтересовывать персонал, работающий на данной организации, выплачивать дивиденды акционерам и т. д. [2, с. 443]
Необходимо, однако, подчеркнуть противоречивость финансового результата как обобщающего показателя деятельности. Как отечественная, так и зарубежная практика показывает, что рост положительного финансового результата может являться не только следствием эффективной экономической деятельности [3, с. 62.].
Заинтересованность в росте положительного финансового результата означает, заинтересованность в комплексном использовании всех направлений и методов улучшения результатов хозяйственной деятельности, снижения издержек производства, экономии живого и овеществленного труда, в более полной мобилизации внутренних резервов. Кроме того, она заинтересовывает не просто в производстве продукции с возможно меньшими индивидуальными затратами, а той продукции, которая удовлетворяет потребности в ней общества, имеет спрос. То есть, чем более эффективна хозяйственная деятельность, тем большим является положительный финансовый результат и, тем больше средств можно использовать для финансирования расширенного воспроизводства.
В завершении отметим, что представленная методика анализа доходов и расходов, обеспечивающая контроль за формированием финансового результата предприятия на трех уровнях: оперативном, краткосрочном и средне- и долгосрочном, обеспечивая при этом функциональную взаимосвязь бухгалтерского учета, внутреннего контроля и экономического анализа, позволит своевременно принимать решения по устранению возникающих негативных моментов в процессе и нерационального использования производственных ресурсов предприятия.
Литература:
- Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности организации: Учеб. пос. / П. Ф. Аскеров, И. А. Цветков и др.; Под общ. ред. П. Ф. Аскерова — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 176 с.
- Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: учебник под ред. проф. В. Я. Позднякова. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 617 с.
- Лысов И. А., Понятие, сущность и значение финансовых результатов [Текст] / И. А. Лысов // Вестник НГИЭИ. Выпуск № 3 (46). 2015. С. 60–64.
- Пышненко О. С., Пошелюк Л. А. Анализ доходов, расходов и финансовых результатов ООО «Белая балка» [Текст] / О. С. Пышненко, Л. А. Пошелюк // VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум 2015» https://www.scienceforum.ru/2015/1356/8647.