В статье проводится теоретический анализ проблемы конфликтного взаимодействия в современном обществе. Рассматриваются социально-психологические факторы формирования преобладающих стратегий поведения в конфликте.
Ключевые слова: социальный конфликт, конфликтология, конфликтогенность, стратегии поведения в конфликте
Проблема социального конфликта всегда была в той или иной степени актуальна для любого общества, любого человека. Конфликты в трудовых организациях, управление нередко оказывают определяющее влияние на качество деятельности человека, его эмоциональную удовлетворенность, социально-экономический статус. Согласие в семье и с самим собой, умение понять себя и адекватно удовлетворять свои потребности выступает важнейшим условием счастливой жизни каждого человека.
Все это говорит о решающей роли конфликтов в жизни отдельного человека, семьи, организации, общества в целом.
Жизнь доказывает, что конфликты не относятся к тем явлениям, которыми можно эффективно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла. А именно так в основном управляют социальными конфликтами сегодня руководители различных уровней. Сколько-нибудь эффективное воздействие на социальный конфликт может быть оказано в том случае, когда мы достаточно глубоко понимаем истинные причины возникновения конфликта, представляем закономерности его развития и разрешения.
Одно из следствий реформирования российского общества — рост количества и разнообразия социальных конфликтов. Однако суть не в том, что каждый имеет возможность отстаивать свои интересы разнообразными средствами, вплоть до конфликта, сколько в том, что возникающие конфликты должны разрешаться конструктивно, гуманными, цивилизованными способами [1].
Последствия конфликтов часто носят отдаленный затяжной характер, и казавшийся позитивный конфликт часто аннулируется негативными последствиями. Негативные эмоции, стрессовое состояние, нервно-психическое напряжение сопровождающее конфликт со временем приводит к истощению нервной системы, хронической усталости, невротизации личности, появлению неуверенности в себе, тревожности, неустойчивости поведения, неспособности добиваться сознательно поставленных целей.
Одна из причин усиливающегося социального напряжения в обществе состоит как в повышение агрессивности социальной среды, так и в нашем неумении конструктивно разрешать социальные конфликты. Конфликтующие стороны не хотят поступаться не только принципами, ну и вообще чем бы то ни было. Они нацелены не на разрешение противоречий, а на взаимное противодействие, нанесение противнику максимального ущерба. Становясь самоцелью, борьба не может служить движущей силой развития личности и общества в целом.
Для того, чтобы оценивать конфликтогенность принимаемых решений, предупреждать возникновение и деструктивное разрешение конфликтов, каждый человек и особенно руководитель должен обладать необходимыми знаниями о конфликте как явление, постоянно сопровождающем человеческую жизнь и угрожающем ей.
Ключевая роль конфликтов в жизни отдельного человека, семьи, коллектива, государства, общества в целом вызывает необходимость создания и быстрого развития специальной науки, занимающейся изучением, прогнозированием, регулированием конфликтов. Основы такой науки — конфликтологии — в России уже созданы. Наиболее современным подходом в конфликтологии является информационный подход к изучению и регулированию конфликтов. Информация играет важную роль во взаимодействии сложных систем. В конфликтах она определяет возникновение, развитие и завершение ситуации противодействия оппонентов. У каждого из участников конфликта формируется своя информационная модель конфликтной ситуации. Особенности этих моделей определяются спецификой ценностей, мотивов и целей людей. В процессе общения в проблемных ситуациях информация, передаваемая людьми друг другу, может существенно искажаться и теряться. Потенциальной причиной конфликтов выступают потери и искажения информации не только при общении оппонентов, но и в самом восприятии людьми окружающего мира. Человек часто видит мир сквозь призму своих личных интересов, что во многом естественно. Психика обрабатывает поступающую в нее информацию на основе принципа эгоцентризма. Эгоцентризм приводит к непониманию того, что у других людей, естественно могут существовать иные точки зрения, даже противоположные нашей [1].
Исследование информационных причин и последствий эгоцентризма важно для коррекции поведения человека в конфликтных ситуациях. Информация оказывает решающее воздействие на развитие конфликтологии как науки.
Таким образом, конфликтология при условии ее быстрого развития может сыграть в реформировании российского общества весьма прогрессивную роль, помочь руководителям всех уровней принимать менее конфликтогенные решения, более конструктивно вести себя в различных социальных конфликтах, сохранять здоровье, благосостояние и даже жизнь миллионам россиян, ежегодно несущим огромный ущерб в результате деструктивных последствий внутриличностных и социальных конфликтов.
Особое внимание в конфликтологии уделяется изучению социально-психологических факторов формирования преобладающих стратегий поведения в конфликте.
Стратегия поведения в конфликте рассматривается как ориентация личности (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта.
Модель американского психолога К. Томаса показывает, что выбор поведения в конфликте зависит как от интересов участвующих в конфликте сторон, так и от характера предпринимаемых ими действий. Сам стиль поведения в конфликте определяется, во-первых, мерой осуществления собственных интересов (личных или групповых) и степенью активности или пассивности в их отстаивании. Во-вторых, на стиль поведения существенно влияют стремление удовлетворить интересы других сторон, участвующих в конфликте, а также то, какие действия приоритетны для отдельных лиц, социальных групп — индивидуальные или совместные.
Американские ученые Р. Блейк и Дж. Мутон использовали несколько иную двумерную модель, измерениями которой явились направленность на достижение результата, на дело, и ориентация на человека, на взаимоотношения. Соответственно этим измерениям данные авторы по разным основаниям выделили сходные стратегии взаимодействия как способы урегулирования конфликтов: соперничество (конкуренция, противоборство) — открытая борьба как стремление добиться своих интересов в ущерб другой стороне; сотрудничество (кооперация) — удовлетворение интересов обеих сторон; компромисс — урегулирование конфликта посредством взаимных уступок, т. е. частичного удовлетворения одних интересов за счет отказа от некоторых других; избегание (уход) — желание выйти из ситуации, не настаивая на своем, но и не способствуя удовлетворению потребностей другой стороны; приспособление — отказ от своих интересов, сглаживание противоречий в пользу другой стороны и сохранение отношений [1].
Находясь в конфликтной ситуации, можно выбрать и реализовать тот или иной стиль поведения в конфликте в зависимости от того, насколько большое значение имеют для участников личные цели и хорошие взаимоотношения с другой стороной.
Выбор стратегии поведения в конфликте определяется многими факторами, которые могут быть сведены в две группы: факторы ситуации и личностные факторы.
Выбор стратегии поведения зависит от конкретной ситуации, и даже соперничество, при определенных условиях, может являться единственно верной стратегией. Однако если рассматривать выбор стратегии поведения не как ситуативное действие, детерминированное обстоятельствами, а как стабильную, устойчивую характеристику личности, тогда ответ на вопрос о том, что более продуктивно в отношениях с другими людьми: конкуренция, конфронтация или кооперация, сотрудничество, будет иным. Конкуренция стимулирует активность, инициативу, напористость в достижении целей, но при этом игнорируется другой человек. Сегодня общемировые тенденции гуманизации общества, управления производством, образованием свидетельствуют о том, что особую ценность приобретает готовность сотрудничать с окружающими, налаживать совместную деятельность, находить компромиссы.
Как правило, в конфликте используются комбинации стратегий, иногда доминирует одна из них. Порой конфликт начинается с кооперативного поведения, однако при его неудаче в ход пускается соперничество, которое может также оказаться неэффективным. Тогда вновь происходит обращение к сотрудничеству, что приводит к успешному разрешению конфликта [2].
Личностные причины конфликтов связаны, прежде всего, с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Они обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с другими людьми.
Помимо низкой конфликтоустойчивости, типичной личностной причиной конфликтов выступает плохо развитая у человека способность к эмпатии, т. е. пониманию эмоционального состояния другого человека, сопереживанию и сочувствию ему. Недостаточность эмпатийных личностных качеств приводит к тому, что человек ведет себя неадекватно ситуации социального взаимодействия, поступает не так, как этого ожидают партнеры по общению. Оценка поведения человека, который не понимает эмоций и чувств партнера по взаимодействию, как нежелательного или недопустимого может вызвать конфликтную ситуацию.
Завышенный или заниженный уровень притязаний также способствует возникновению межличностного конфликта. Уровень притязаний характеризует, во-первых, уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная перспективная цель); во-вторых, выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате успеха или неудачи прошлых действий; в-третьих, желаемый уровень самооценки личности. Человек нередко переживает внутриличностные конфликты, связанные с завышенными желаниями и недостаточными возможностями для их удовлетворения. Завышенная самооценка вызывает, как правило, негативную реакцию со стороны окружающих. Заниженная самооценка имеет следствием повышенную тревожность, неуверенность в своих силах, тенденцию избегать ответственности и т. д.
Одной из наиболее часто встречающихся причин конфликтов являются индивидуально-типологические особенности личности.
Проведенное нами психодиагностическое обследование показало, что наиболее распространенной стратегией поведения в конфликтной ситуации среди студенческой молодежи является соперничество. Для 15 % студентов, доминирующей стратегией поведения в конфликте является сотрудничество; для 60 % студентов, доминирующей стратегией поведения в конфликте является соперничество; для 5 % студентов, доминирующей стратегией поведения в конфликте является избегание; для 10 % студентов, доминирующей стратегией поведения в конфликте является компромисс; для 10 % студентов, доминирующей стратегией поведения в конфликте является приспособление.
Можно утверждать, что выбор стратегии поведения в конфликте обусловлен определенными индивидуально-типологическими особенностями личности.
Для студентов, стремящихся к сотрудничеству, в конфликте характерны такие психофизиологические особенности как уравновешенность процессов возбуждения и торможения нервной системы, выраженная подвижность нервных процессов.
Для студентов, стремящихся к соперничеству, в конфликте характерны такие психофизиологические особенности как преобладание возбуждения нервной системы над торможением, выраженная подвижность нервных процессов.
Для студентов, стремящихся к компромиссу, в конфликте характерны такие психофизиологические особенности как незначительное преобладание возбуждения нервной системы над торможением, выраженная подвижность нервных процессов.
Для студентов, стремящихся к приспособлению, в конфликте характерны такие психофизиологические особенности как преобладание торможения нервной системы над возбуждением, выраженная подвижность нервных процессов.
Для студентов, стремящихся к избеганию, в конфликте характерны такие психофизиологические особенности как преобладание торможения нервной системы над возбуждением, выраженная инертность нервных процессов.
Можно утверждать, что индивидуально-типологические особенности личности влияют на выбор стратегии поведения в конфликте. Осознанный анализ конфликтов и поиски путей их разрешения посредством взаимоприемлемого согласования позиций конфликтующих сторон существенно продвигает человека по пути самопознания и помогает разобраться во многих особенностях внутренней жизни.
Литература:
- Анцупов, А.Я., Шипилов, А. И. Конфликтология: Учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. — М.: ЮНИТИ, 2000. — 551 с.
- Крогиус, Н. В. Личность в конфликте / Н. В. Крогиус. — Саратов: ГСУ, 1976. — 142 с.