In this article the questions of verbal monologue studying of children with minimal dysarthria disorders are considered. From discourse theory positions the parameters of normativity and communicatively-pragmatically orientation of oral monologic utterance are defined.
Формирование у детей доступных базовых навыков коммуникации для успешной социализации в обществе является приоритетной задачей специального образования.
В связи с этим особую актуальность приобретает проблема разработки эффективных методов формирования у детей средств и способов речевого общения.
Одним из основных средств речевого общения является устная монологическая речь. Монологическая речь на современном этапе, в рамках когнитивно-дискурсивного направления в лингвистике, рассматривается как связный текст в единстве с прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами, влияющими на ее порождение и восприятие, т. е. дискурс в современном понимании этого термина (Н. Д. Артюнова, М. М. Бахтин, Ч. Т. Ван Дейк, А. А. Кибрик, И. П. Сусов). Монологическая речь реализуется с помощью комплекса коммуникативных и когнитивных процессов вербального и невербального характера в речевой коммуникации, в которой участвуют говорящий, текст сообщения и слушатели, которым оно адресовано.
Установлено, что в старшем дошкольником возрасте происходит активное развитие устной монологической речи, так как к данному периоду у ребенка формируются речевые средства (М. М. Алексеева, В. И. Яшина), метаязыковая рефлексия на саму речь самостоятельная произвольная речь, обеспечивающая переход к контекстной речи, дискурсивное мышление и коммуникативное или речевое поведение.
Наиболее глубоко проанализирована монологическая речь детей с общим недоразвитием речи, недостаточность которой определяется в связи с состоянием языковых средств, когнитивных способностей, коммуникативных умений, речевого поведения.
Коммуникативных аспект монологической речи, отражающий владение и применение, в соответствии с условиями общения, вербальных и невербальных средств у детей с нарушениями речи, представлен в логопедии недостаточно. Изучения устной монологической речи детей с разными нозологическими формами позволит рассмотреть влияние характера речевого нарушениями на ее реализацию и определить наиболее эффективные методы и приемы ее формирования в индивидуальной и фронтальной работе с учетом природы и структуры дефекта.
В настоящее время в логопедической практике достаточно часто встречается речевое нарушениями, определяемое как «минимальные дизартрические расстройства» (МДР), при котором первичное нарушение произносительной стороны речи обусловлено недостаточностью иннервации речевого аппарата (Е. Ф. Архипова 2007, И. Б. Карелина 1996, Л. В. Лопатина, 2001, Г. В. Чиркина 1989).
Известно, что общение ребенка со сверстниками способствует практическому усвоению языка как речевого навыка, необходимого для коммуникации, и происходит по типу самонаучения (Н. И. Жинкин, А. Г. Рузская и др.). В условиях обучения дети овладевают навыками произвольного и осознанного построения монологического высказывания (А. М. Бородич, О. С. Ушакова, В. И. Яшина и др). Таким образом, можно выделить две линии речевой коммуникации, в которых происходит развитие монологической речи детей: «ребенок — взрослый», «ребенок — ребенок».
У детей с минимальными дизартрическими расстройствами отмечается различный уровень развития монологической речи. Низкий уровень монологической речи характеризуется недостаточностью информативности и коммуникативно-прагматической направленности. На среднем уровне монологической речи собственно лингвистические параметры указывают на достаточную сформированность речевых средств для реализации информативности монологического высказывания. Затруднения в примении речевых средств для передачи информации демонстрируют лингвокогнитивные параметры. Коммуникативно-когнитивные параметры указывают на недостаточность коммуникативно-прагматической направленности монологической речи. Уровень развития монологической речи выше среднего характеризуется достаточной информативностью.
Снижение коммуникативно-прагматической направленности монологическая речи демонстрируют коммуникативно-прагматические параметры. Высокий уровень развития монологической речи характеризуется достаточной информативностью и коммуникативно-прагматической направленностью. На остаточные проявления нарушениями произносительной стороны речи, не влияющими на реализации монологического высказывания, указывают собственно лингвистические параметры и лингвокогнитивные параметры: незначительными нарушения звукопроизношения, темп речи, паузации.
Установлено, что различный уровень развития монологической речи отмечается у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Единообразие параметров монологической речи детей разных возрастных групп позволяет говорить о ее нарушении вследствие недостаточной сформированности произносительной стороны речи. Затруднения применения в монологической речи языковых и неязыковых средств указывают на недостаточность их автоматизации у детей с минимальные дизартрические расстройствами.
Изучение монологической речи детей в различных ситуациях речевой коммуникации позволило выявить ее особенности. Так, в ситуации речевой коммуникации «ребенок — взрослый» дети стремятся употреблять полные синтаксические конструкции, так как условия коммуникации требуют большей произвольности построения монологического высказывания. В ситуации речевой коммуникации «ребенок — ребенок» отмечается включение детьми в монологическую речь элементов «разговорной речи»: использование вводных слов, конструкций, обращений, неполных синтаксических конструкций, обращений, неполных синтаксических конструкций. Таким образом, монологическая речь детей в ситуации общения с ребенком «диалогична», но, тем не менее, дети испытывают затруднения в установлении вербального и невербального контакта со сверстниками.
Для детей с минимальные дизартрические расстройствами характерно нарушение процесса становления спонтанной устной монологической речи. Степень сформированности языковых средств и способности к осознанному овладению правилами смысловой и языковой организации построения монологического высказывания соотносится с выявленными уровнями монологической речи и определяется собственно лингвистическими и лингвокогнитивными параметрами. Уровень развития интенциональности и коммуникативных умений, обеспечивающих коммуникативно-прагматическую направленность монологической речи детей минимальные дизартрические расстройствами, определяется коммуникативно-когнитивными параметрами. Вариативность коммуникативного поведения и способность летей с минимальные дизартрические расстройствами определяется не только качеством звукопроизносительной стороны речи, но и уровнем речевого, когнитивного и коммуникативного и коммуникативного развитии детей.
Систематическое обучение детей с минимальные дизартрические расстройствами монологической речи должно предусматривать развитие сознательного отношения детей к собственному высказыванию, к выбору вербальных и невербальных средств для передачи информации и обеспечения коммуникативно-прагматической направленности монологического высказывания.
Мы полагаем, что использование дискурсивных практик, как разных форм речевой деятельности, организованных в соответствии с требованиями определенного дискурса и обеспечивающих усвоение способов и правил развертывания монологического высказывание, позволит ускорить процесс автоматизации речевых и коммуникативных навыков и их применения адекватно условиями речевой коммуникации.
Литература:
1. Алексеева М. М. Речевое развитие дошкольников / Алексеева М. М., В. И. Яшина: Учебное пособие. — 2-е изд., стереотип. — М.: Академия, 1999.
2. Арутюнова Н. Д. // Большой энциклопедический словарь. Языкознание. — М, 1998.
3. Ван Дейк Т.Язык, познание, коммуникация: / Пер. с англ. / Сост. В. В. Петрова; под ред. В. И. Герасимова; Вступ. ст. Ю. Н. Караулова и В. В. Петрова, М.: Прогресс, 1989.
4. Лопатина Л. В.Система дифференцированной коррекции фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией: Дис. д-ра пед. наук:13.00.03, СПб., 2005.