Статья посвящена формированию правовой культуры учащихся в процессе обучения биологии, которая рассматривается как способность учащихся к самостоятельному выбору способов поведения, стратегии, тактике и стилю деятельности, основанная на осознании ими собственных целей и средств их достижения на основе нормативных требований общества или входящих в ее состав социальных групп.
Ключевые слова: правовая культура, правосознание, процесс обучения биологии
The article is devoted to formation of legal culture of students in learning biology, which is regarded as the ability of students for independent choice of ways of behavior, strategy, tactics and style of activities based on the understanding of their own goals and means of achieving them on the basis of the normative demands of society or its constituent social groups.
Key words: legal culture, legal consciousness, the process of learning biology
По мере того как общество пытается осуществить экономическое, социальное, политическое переустройство, расширить права и свободы своих граждан, становится все яснее, что успех этих преобразований зависит от того, насколько быстро и глубоко граждане России, и подрастающее поколение в особенности, осмыслят принципы демократии и права, насколько эти принципы укоренятся в сознании и будут востребованы в повседневной жизни.
Успешное развитие демократического общества с социально-ориентированной рыночной экономикой во многом зависит от становления открытого гражданского общества, обеспечения соблюдения прав и свобод человека, формирование качеств гражданина как активного, свободного и ответственного субъекта и участника гражданских отношений. Формирование правовой культуры школьника невозможно без знания и неукоснительного соблюдения прав человека, уважения и признания их в качестве основополагающей ценности современной ступени развития цивилизации [5].
Сегодня субъекту предоставляется возможность свободно выбирать модель своего поведения [3]. Вот почему важно, чтобы в школе были сформированы устойчивые потребности правомерного поведения. Поэтому школьник должен самостоятельно определять цели и способы деятельности. Изучение вопросов права служит одним из способов повышения правовой активности и культуры школьников, помогает им реально на практике осуществить перенос знаний на действие, поступок, правомерное поведение в обществе. Важно добиваться, чтобы у школьников сформировалось не только знание, уважение, соблюдение, но и понимание ценностей права, как в жизни всего государства, так и отдельного человека, формировалась правовая культура.
Целью является формирование у учащихся правосознания и обеспечение на этой основе сознательного и активного правомерного поведения.
Проблемой формирования правовой культуры занимались такие авторы как С. Н. Кожевников, А. Ф. Никитин, Е. А. Певцова, Я. В. Соколов и другие авторы в своих трудах по воспитанию правовой культуры школьников. В настоящее время имеются разные подходы в понимании правовой культуры и отсутствует единое определение термина «правовая культура» в трудах ученых.
Понять сущность правовой культуры, ее структуру помогли работы Е. В. Аграновской, Е. А. Зорченко, В. И. Каминской, Е. М. Гавриш, которые включают в структуру правовой культуры правосознание. Они полагают, что «правосознание школьников, являясь одной из форм общественного сознания и составным элементом правовой культуры, представляет собой совокупность взглядов, убеждений, настроений, эмоций, понимания ее роли в развитии общества, поэтому правосознание учащихся необходимо целенаправленно формировать» [1].
Целенаправленное формирование правовой культуры школьника является необходимым условием его личной безопасности, и ученик должен знать свои обязанности и права, чтобы обладать умением пользоваться ими в любой жизненной ситуации, где это необходимо [7].
Осуществление формирования правовой культуры лучше реализовывать по трем направлениям, которые соответствуют основным компонентам правовой культуры и являющиеся взаимосвязанными и взаимозависимыми:
1) интеллектуальное — правовые знания, умения и навыки, реализуемые в жизнедеятельности человека;
2) эмоционально-ценностное — нравственно-правовые ценности и взгляды, дающие возможность адекватно оценивать качество правовой жизни общества;
3) практическое — реализация правовых норм, социально-активная позиция в правоохранительной деятельности.
В процессе написания работы нами была изучена научно-методическая литература, проведено обобщение опыта и имеющихся ресурсов, что позволило выстроить систему работы по формированию правовой культуры учащихся в процессе обучения биологии, включающую такие компоненты как:
‒ учебная деятельность учащихся;
‒ внеурочная деятельность;
‒ воспитательное пространство.
Анализируя исследования, посвященные формированию правовой культуры учащихся в процессе обучения биологии, мы сделали вывод о том, что правовая культура рассматривается как способность учащихся к самостоятельному выбору способов поведения, стратегии, тактике и стилю деятельности, основанных на осознании учащимся своих собственных целей, средств их достижения на основе нормативных требований общества или входящих в ее состав социальных групп (например, учебной, возрастной) и ответственность за принятое решение и последствия его реализации.
Основываясь на данный подход, мы разработали модель ученика, владеющего правовой культурой — это личность, являющаяся самоактуализирующейся, имеющая знания об обществе, его ценностях и целях; о правах, роли, ответственности человека; о роли, месте и ценности знаний (в том числе правовых) и т. д.
В процессе обучения биологии ученик формирует правовую культуру в таких направлениях как:
‒ формирование правовой культуры в экологических вопросах;
‒ отстаивание своих прав и прав других людей;
‒ постановка цели, выбор способов и средств деятельности или способов поведения на основе нормативных требований;
‒ грамотное и осознанное действие при столкновении с не правовыми реалиями внешнего мира.
Анализируя практику формирования правовой культуры учащихся школы на уроках биологии, мы установили, что её основным компонентом является осознанность. Её формирование происходит в процессе обучения учащихся критическому мышлению, которое можно охарактеризовать обоснованностью, контролируемостью и целенаправленностью. Кроме того, является оценивающим, анализирующим и проблематизирующим, что обеспечивает переход от преимущественно нерефлексивного использования знаний в жизнедеятельности человека (в том числе, учебной и внеурочной) к осознанному овладению ими.
Педагогами школ стали активно применяться новые нетрадиционные приемы обучения, например, заметки на полях, синквейн, составление вопросов, чтение с остановками, коллективный вердикт, учимся вместе, двойной дневник, шесть шляп мышления (Эдвард де Боне), кластер и т. д. Употребление данных приемов зависит от задачи учителя на различных стадиях формирования правовой культуры учащихся, которые базируются с учетом логики критического мышления [2].
Показателями успешности формирования правовой культуры у учащихся в результате реализации описанных приемов становится их умение ставить цель, выбирать способы и средства собственной деятельности (или одноклассников), умение её анализа и оценки, исходя из разработанных ими критериев. Учащиеся начинают соотносить свое поведение на уроке и вне урока с правилами школьной жизни, правилами работы в группе. Возникающие конфликты решаются на основе общепризнанных норм [4]. Кроме того, учащиеся умеют обосновывать и высказывать свою точку зрения, у них вырабатывается навык внимания к точке зрения другого человека (к источнику информации) и спокойного отказа от своей точки зрения, если она недостаточно аргументирована или аргументы, подкрепляющие ее, оказались несостоятельными.
Литература:
- Гавриш Е. М. Правосознание как элемент правовой культуры школьников. — Педагогическое образование в России. — 2012. — № 2.
- Ивлиева Л. Г. Внеклассные мероприятия по гражданско — правовому воспитанию школьников: практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2006. — 248 с.
- Колыванова Л. А., Носова Т. М. Инклюзивное биоэкологическое образование в аспекте модернизации профессиональной подготовки студентов колледжа. В сборнике: Модернизация естественнонаучного образования: методика преподавания и практическое применение сборник статей IV Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию естественно-географического факультета ФГБОУ ВПО ПГСГА. Самара, 2014. С. 98–104.
- Никишов А. И. Методика обучения биологии в школе. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014. — 158 с.
- Степанова Е. С. Средства оценивания качества профессиональной подготовки учителя географии (на примере тестирования)//диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук/Поволжская государственная социально-гуманитарная академия. Самара, 2011
- Kolyvanova L. A. Practice-oriented activities as a basis for creation of safe living of students with deprivation of view at the medical college. Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 12. С. 11–13.