В статье раскрывается понятие «дыхание», что оно собой представляет, о работе учителя-логопеда по формированию речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями.
Ключевые слова: виды дыхания, логопедические игры, упражнения для формирования воздушной струи
Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Воздушная струя является энергетической основой звука, слога, слова, фразы. Без сильной длительной воздушной струи нарушается не только звукопроизношение, но и общее звучание речи: речь «взахлёб», не проговаривание окончаний слов, «смазанность» конца фразы. Развитие речевого дыхания — один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на дошкольников с речевыми нарушениями.
В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста, просветительская работа с родителями. Своевременное проведение коррекционной работы с детьми-логопатами, тесное сотрудничество с родителями позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях. Все это говорит о важности и значимости работы учителя-логопеда по формированию у дошкольников с речевыми нарушениями правильного речевого дыхания.
Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Хорошо поставленное дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Формирование речевого дыхания зависит от правильного функционирования физиологического дыхания. Оно отличается от речевого тем, что в процессе высказывания после вдоха, который чаще всего осуществляется одновременно через рот и нос, следует пауза, а затем плавный выдох (при физиологическом дыхании после вдоха сразу следует выдох, а потом пауза). Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое — автоматически. При речевом дыхании выдох в зависимости от содержания высказывания может быть то короче, то длиннее; вдох осуществляется одним импульсом, выдох — несколькими и постоянно меняется по своей силе.
Чтобы научить ребёнка владеть голосом, надо научить его правильно дышать: и та и другая функция выполняются одними и теми же органами. Правильное дыхание — это короткий глубокий вдох и плавный, экономный выдох. Такое выполнение движений представляет трудность для детей, у которых имеются речевые нарушения. С ними необходимо планомерно работать над формированием речевого дыхания, начиная с лёгких дыхательных упражнений, переходя к более сложным. Логопедическая практика показывает, что речевые нарушения у детей дошкольного возраста становятся все более сложными.
В норме речевое дыхание окончательно формируется у детей к 10-летнему возрасту произвольно. Речевое дыхание у таких детей развивается по мере становления речевой функции.
Физиологическое дыхание дошкольников с речевыми нарушениями имеет свои особенности:
‒ дыхание поверхностное, верхнереберного типа;
‒ ритм дыхания неустойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке;
‒ объем легких существенно ниже возрастной нормы.
Соответственно, речевое дыхание у таких детей развивается патологически. В процессе речевого высказывания у них отмечается следующее:
‒ задержки дыхания;
‒ судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки;
‒ дополнительные вдохи.
Процесс формирования речевого дыхания осуществляется на основе междисциплинарного подхода, позволяющего в комплексе решать логопедические, педагогические, психологические, медицинские вопросы, обеспечивающего закономерные связи в использовании нетрадиционных методов. Игнорирование хотя бы одного из них неизбежно приводит к дефицитарности других и снижению качества логопедической работы с детьми в целом.
A. Р. Лурия, Н. М. Сеченов, И. А. Сикорский различают три способа дыхания:
‒ верхнее дыхание (ключичное);
‒ среднее дыхание (грудное и реберное, или межреберное);
‒ нижнее дыхание (брюшное, или глубокое, или диафрагмальное).
Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмальное, или еще его называют диафрагмально-реберное, дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.
Для каждого возраста имеются свои показатели произнесения определенного количества слов на выдохе.
Возраст ребенка |
Количество слов на выдохе внорме |
Длительность коррекционной деятельности по формированию речевого дыхания |
2–3 года |
2–3 слова |
2–3 мин. |
3–4 года |
3–5 слов |
3–4 мин. |
4–6 лет |
4–6 слов |
4–6 мин. |
6–7 лет |
5–7 слов |
5–7 мин. |
Речевое дыхание у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями характеризуется:
‒ малым объемом легких;
‒ слабой дыхательной мускулатурой;
‒ слабым вдохом и выдохом, что ведет к тихой, едва слышной речи (часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных);
‒ неэкономным и неравномерным распределением выдыхаемого воздуха (в результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом, нередко из-за этого он не договаривает конец слова или фразы);
‒ неумелым распределением дыхания по словам (ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой — (вдох) — дем гулять);
‒ торопливым произнесением фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием;
‒ слабым выдохом или неправильно направленной выдыхаемой воздушной струей, которая, в свою очередь, приводит к искажению звуков.
Правильно сформированное речевое дыхание у дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи, обеспечивает быстрое усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику. Учитель-логопед, проводя коррекционно-развивающую деятельность по формированию речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями, тесно сотрудничает с родителями и воспитателями. Родители следят за дыханием своих детей и контролируют его.
Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики:
‒ проводить дыхательные упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке;
‒ коррекционно-развивающую деятельность проводить до еды;
‒ заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
‒ воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать;
‒ выдох должен быть длительным, плавным;
‒ необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями);
‒ в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, груди, живота;
‒ дыхательные упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя;
‒ достаточно трех-пяти повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к гипервентиляции!
Наступление гипервентиляции можно определить по следующим признакам:
‒ дозировать количество и темп проведения упражнений;
после выдоха перед новым вдохом сделать паузу на 2–3 секунды.
Работа по формированию правильного речевого дыхания проводится проекта в определённой последовательности:
1 этап: формирование диафрагмального дыхания (упражнение «Удержи игрушку». Дети, лёжа на ковре, глубоко вдыхают — при этом животик надувается, затем выдыхают — животик втягивается).
2 этап: обучение детей умению дифференцировать вдох и выдох через нос и рот (по схеме), сидя, стоя рука на животике.
3 этап: формируем целенаправленную воздушную струю, вырабатываем сильный плавный удлинённый выдох. Для развития дыхания ребенка используются дыхательные игры: сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки; дуть на легкие шарики, карандаши, свечи, на плавающих в тазу уточек, корабликов, на всевозможные вертушки; надувать надувные игрушки, воздушные шары, пускать мыльные пузыри; поддувать вверх пушинку, ватку.
4 этап: развитие таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность и целенаправленность. Регуляция дыхательного ритма. Начинать с пропевания гласных звуков:
‒ На выдохе один звук (а, у, о)
‒ На выдохе два звука (ау, уа)
‒ Проговаривание на одном выдохе слова, простого предложения (Это кукла. Это собака.)
‒ Постепенно удлиняем фразу, добавляя новые слова.
Развитие и воспитание речевого дыхания тесным образом связаны с развитием и воспитанием голоса. Многие упражнения по развитию речевого дыхания (например, «Покажи, как гудит паровоз», «Как плачет малыш» и другие развивают и голос. Игровые упражнения для развития голоса проводятся на хорошо знакомых детям звукоподражаниях: вою волка — у-у-у-у, ауканью в лесу — ау-ау-ау.
Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадет в особый микромир сказок, песен, игр, стихов.
Формирование правильного речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста позволяет:
- Сократить время для постановки и автоматизации речевых звуков.
- Увеличить количество произнесенных слов на выдохе.
- Выработать четкую и внятную речь.
- Достичь координации дыхания, речи и движений.
- Повысить эффективность коррекции звукопроизношения.
Литература:
- Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3–7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Кривилева Т. А. Методическая разработка: Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях.htt://nsportal.ru/detskii-sad
- Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.-М.: Метафора, 2007.