Готовность студентов к самообразованию в ракурсе профессионального самоопределения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (144) март 2017 г.

Дата публикации: 13.03.2017

Статья просмотрена: 1116 раз

Библиографическое описание:

Мальчукова, Н. Н. Готовность студентов к самообразованию в ракурсе профессионального самоопределения / Н. Н. Мальчукова, С. В. Куликова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 10 (144). — С. 434-436. — URL: https://moluch.ru/archive/144/40338/ (дата обращения: 16.10.2024).



В процессе осознания своего места в обществе, в выборе жизненного пути и сферы профессиональной деятельности у будущего бакалавра возникает потребность в самообразовании. Самообразование при этом становится именно той деятельностью, которая способствует осуществлению поставленной цели. Уровень самообразовательной деятельности зависит от уровня владения студентами познавательными умениями. Чем выше уровень умений, тем успешнее будет проходить самостоятельное познание, тем целенаправленнее будет самообразовательная деятельность. Но, с другой стороны, систематичность и целенаправленность протекания самообразования способствует повышению уровня познавательных умений.

Формирование у студентов стремления к самообразованию рассматривается в педагогической литературе через наличие психологической и практической готовности.

В психологическую готовность включается мотивационный компонент деятельности и личностно-волевой компонент.

Подробно анализируя готовность самообразования студентов, Б. Ф. Райский выделив следующие компоненты их готовности к этой деятельности:

1.) Глубокие и прочные общеобразовательные, политехнические и профессиональные знания, служащие фундаментом самостоятельной познавательной деятельности;

2.) Действенные мотивы, побуждающие личность к непрерывному образованию, убежденность, в общественной необходимости и осознания личной значимости постоянного пополнения знаний для профессионального совершенствования, расширения кругозора, повышение своего идейно-теоретического уровня, стойкие познавательные интересы, влечения, установки;

3.) Развитие навыка самостоятельного овладения знаниями и умениями при использовании различных источников и в разных формах самообразования (чтение, слушание, наблюдение, экспериментирование и. др.);

4.) Формирование операций умственной деятельности (анализ, сравнение, выделение существенного, синтез, установление причинно-следственных связей, абстрагирование и др.) выделение проблемы и пути ее решения;

5.) Умение самоорганизации познавательной деятельности (выбор источника познаний и форм самообразования, планирование и организация рабочего места, саморегуляция, самоконтроля, самоотчеты).

Условность определяется тем, что в последней группе присутствует важный психологический аспект: владение запасом знаний, умениями и навыками самообразования.

Можно предположить, что формирование потребности самообразования обусловлено: сложной системой отношений в коллективе и дома, глубиной осознания общественной и личной значимости самообразования, объективной самооценкой этой деятельности, всесторонней активностью студента в процессе самообразования [1].

Рассматривая вопрос о формировании потребности в самообразовании необходимо, по нашему мнению отметить, что широкая специальная подготовка к этой деятельности, к сожалению, в ВУЗах осуществляется в недостаточной мере. Опрос преподавателей ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья» (г. Тюмень) показал, что не всегда в вузе целенаправленно готовят студентов к самообразованию, как фактору включения в непрерывное образование. Отсюда, исходя из важности самообразования, возникает задача формировать готовность к самообразованию, в процессе обучения в вузе и развивать в ходе практической деятельности.

Одним из факторов мотивации к самообразованию является профессиональное самоопределение молодежи. Осознанный выбор молодым человеком сферы будущей профессиональной деятельности мотивирует его к глубокому постижению профессии, получению профессиональных умений и навыков, формированию соответствующих компетенций. Глубокий интерес и желание стать профессионалом в выбранной профессии стимулирует человека к самообразованию на протяжении всей профессиональной деятельности [2].

Под «профессиональным самоопределением» понимают самопознание и объективную оценку личностью собственных индивидуальных особенностей, сопоставление своих профессионально-важных качеств и возможностей с требованиями, необходимыми для овладения конкретной профессией. Это процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности (выбор профессии, профессионального учебного заведения, места работы). Уральские ученые Ю. Р. Вишневский, Л. Н. Банникова и Я. В. Дидковская понимают «профессиональное самоопределение» как выбор молодежью своего профессионального пути (профессии, вуза, места работы и др.) и построение профессиональной карьеры [3].

Как же молодые люди, будучи абитуриентами, выбирают будущую профессию и место обучения? Опрос, проведенный среди первокурсников Государственного аграрного университета Северного Зауралья в 2016 г., частично дает ответ на этот вопрос. В опросе приняло участие 157 респондентов.

На вопрос «Почему Вы выбрали именно этот профиль обучения?» 62 % респондентов ответили, что это их личный выбор. Это говорит о сформированности профессионального самоопределения студентов. Первокурсники прокомментировали свой выбор следующим: хочу стать хорошим специалистом этого профиля; давно интересуюсь этой профессией; эта профессия отвечает моим личным качествам; хочу продолжить династию; это мое призвание; с этой профессией смогу открыть свое дело; у меня такой склад ума. 20 % респондентов оказались прагматичными, они отметили престижность и востребованность будущей профессии, и как следствие, не будет проблем при трудоустройстве на работу. 9 % выбрали профиль по совету родителей, родственников, знакомых учителей, коллег родителей. Такой же процент респондентов указал причину — не поступил в другой вуз или на другой профиль. 10 % опрошенных решили продолжить династию.

Главной причиной выбора профиля обучения является интерес к своей будущей профессии, что видно из ответов респондентов. Такие же результаты были получены при аналогичном опросе в 2014г. (65 %). Мнение родителей, родственников, знакомых играет существенную роль в выборе профессии, но год от года их влияние уменьшается, абитуриенты пытаются принимать самостоятельное решение по выбору будущей профессии, ориентируясь на свое профессиональное самоопределение и свое понимание профессии.

Студенты, мотивированные к самообразованию, пытаются проявить себя не только в учебном процессе. Такие студенты участвуют в различных предметных олимпиадах, студенческих научных конференциях разного уровня, научных исследованиях, профессиональных мероприятиях и т. д. Кроме того, они готовы совмещать учебу с работой по профессии, причем, размер заработной платы не очень интересует, главное — «погружение в профессию», обучение практическим профессиональным навыкам.

Подлинное стремление студентов к овладению избранного профиля и направления обучения, на основе которого формируется потребность в самообразования, чтобы достичь наивысших результатов, есть, прежде всего, стремление к познанию и усвоению самого содержания этой деятельности, овладения методикой этой работы. Если это не происходит, то степень неудовлетворенности своими результатами оказывается высокой. Поскольку непрерывное образование — это образование через всю жизнь, то для становления студента как конкурентноспособного профессионала необходимы навыки самообразования. поэтому самообразование следует понимать как жизненную необходимость, которая является одним из условий формирования профессионального самоопределения личности, продолжающегося в течение всей профессиональной деятельности человека., при этом оно является необходимым условием для успешного освоения учебных программ, формирования общекультурных и профессиональных компетенций будущего выпускника вуза, мобильного и способного к приобретению новых профессиональных знаний, умений и навыков [4]

Для формирования готовности к развитию профессиональных потребностей реализуемых в самообразовании, с нашей точки зрения, необходимо и возможно, в условиях учебно-воспитательного процесса в ВУЗе, в первую очередь, усилиями преподавательского коллектива создавать атмосферу активной помощи студентов в осмыслении специфики будущей деятельности. Это, с одной стороны, придает уверенность в овладении профессией, с другой — снимает в определенной степени отрицательные эмоции, которые снижают интерес к будущей деятельности. Без соответствующей помощи у студентов не может сформироваться стремления к достижению высоких результатов. Постоянное поощрение через анализ положительного опыта работы, умение увидеть, и оценит удачи студентов, и делать это достижение учебного коллектива развивает интересы студентов к достижению высоких личностных и профессиональных результатов.

Литература:

1. Аграрный вуз в ракурсе профессионального самоопределения старшеклассников. / Гончаренко О. Н., Куликова С. В. // Современные направления теоретических и прикладных исследований: Сборник научных трудов SWorld. – Одесса, 2013. – Вып. 1. Том 20 — С. 17–27.

2. Проблемы профессионального самоопределения абитуриентов. / Куликова С. В. // Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте: Сборник научных трудов SWorld. – Одесса, 2013. – Вып. 4. Том 21. – С. 77–80.

3. К вопросу формирования профессиональных компетенций и самоопределения сельской молодежи. / Куликова С. В. // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Проблемы формирования ценностных ориентиров в воспитании сельской молодежи». Часть 1. Тюмень, 2014. — С. 99–103.

4. Самообразование как часть системы непрерывного образования / Мальчукова Н. Н., Куликова С. В. // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук [Текст]: материалы XXV международной и научно-практической конференции 26–27 ноября 2015 г. В 2 т. / Науч.-инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». – Москва: Изд-во «Институт стратегических исследований»: Изд-во «Перо»,2015. – с. 418.

Основные термины (генерируются автоматически): будущая профессия, самообразование, непрерывное образование, эта, будущая деятельность, выбор профессии, Государственный аграрный университет, профессиональная деятельность, самообразовательная деятельность, Северное Зауралье.


Похожие статьи

Формирование творческих способностей студентов в процессе обучения в техническом вузе

Подготовка педагога к личностному развитию младшего школьника и необходимые образовательные технологии

Готовность к обучению как элемент самообразовательной деятельности

Развитие творческих способностей студентов университета в условиях модернизации образования

Роль дисциплин общеобразовательного цикла в формировании профессионально важных качеств учащихся в условиях компетентностного подхода

Профессионально-личностное самоопределение старшеклассников в условиях профильной школы

Формирование профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа посредством развития субъективных качеств личности

Возможности игрового обучения в формировании экономических знаний и умений старшеклассников

Формирование социальной компетентности студентов в процессе физического воспитания в вузе

Возможности педагогики сотрудничества в формировании культуры самостоятельной работы студента-педагога

Похожие статьи

Формирование творческих способностей студентов в процессе обучения в техническом вузе

Подготовка педагога к личностному развитию младшего школьника и необходимые образовательные технологии

Готовность к обучению как элемент самообразовательной деятельности

Развитие творческих способностей студентов университета в условиях модернизации образования

Роль дисциплин общеобразовательного цикла в формировании профессионально важных качеств учащихся в условиях компетентностного подхода

Профессионально-личностное самоопределение старшеклассников в условиях профильной школы

Формирование профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа посредством развития субъективных качеств личности

Возможности игрового обучения в формировании экономических знаний и умений старшеклассников

Формирование социальной компетентности студентов в процессе физического воспитания в вузе

Возможности педагогики сотрудничества в формировании культуры самостоятельной работы студента-педагога

Задать вопрос