В статье рассмотрены факторы, влияющие на налоговый потенциал региона.
Ключевые слова: налоги, налоговый потенциал региона, внутренние и внешние факторы влияния
Налоговый потенциал региона непосредственно связан с составом и структурой налоговой системы. Производимая оценка и мониторинг налогового потенциала предназначаются для исследования проблем региональной экономики, разработки антикризисных мер управления социально-экономического развития региона, а также привлечения инвестиций в реальный сектор экономики [1, 9–12,14].
На сегодняшний день существует несколько определений и методик расчета налогового потенциала. Для выявления сущности налогового потенциала как экономической категории учеными было использовано два аспекта: первый основывался на теоретических положениях категории «налог», а второй отражал взаимосвязь налогового потенциала со сходными и взаимозависимыми категориями такими, как экономический и финансовый потенциалы. Существование функциональной связи между налоговым потенциалом и экономическим и финансовым потенциалами позволяет утверждать, что «налоговый потенциал» можно рассматривать как разновидность экономической, либо финансовой категории. Широко известно, что налоговый потенциал определяет бюджетные возможности государства, являясь функционально производной от экономического потенциала.
С точки зрения экономической теории «налоговый потенциал» региона представляет собой полную сумму объектов налогообложения, сосредоточенных в пределах налоговых правомочий. Данный термин может быть рассчитан в натуральных и стоимостных единицах [7].
По мнению Архипцевой Л. Н. под «налоговым потенциалом» понимается совокупный объем налогооблагаемых ресурсов территории с учетом макроэкономических показателей развития региона [2].
Автор Прокопенко Р. А. считает, что общая величина налогового потенциала определяется исходя из формирования доходной части бюджета субъекта федерации. При этом важно отметить, что данный автор определяет «налоговый потенциал» в широком понимании, как полный объем ресурсов региона, подлежащих налогообложению, а в узком понимании, как максимально допустимую сумму налоговых поступлений, исчисленных в рамках действующего законодательства [12].
Лемешко Н. С. отмечает налоговый потенциал как ресурс доходов бюджета региона или возможный бюджетный доход на душу населения, который органы власти региона могут получить за установленный период времени при использовании на территории страны в равных условиях налогообложения [9].
Саакян Р. А. под «налоговым потенциалом» понимает максимально возможную сумму начисленных налогов и сборов в условиях действующего налогового законодательства [13].
Автор Пансков В. Г. также считает, что налоговый потенциал -это максимально возможная сумма налоговых поступлений на определенной территории за определенный промежуток времени в условиях действующего налогового законодательства [10].
Горский И. В. в свою очередь трактует термин «налоговый потенциал» как общую сумму налогов, действующих на данной территории [3].
Теоретические исследования показали, что различные авторы либо выбирают какой-то один аспект, либо останавливаются на слиянии двух. При всем этом, необходимо отметить, что названные аспекты имеют различные качественные и количественные характеристики, и независимыми друг от друга не являются [14,15].
Соответственно, налоговый потенциал региона представляет собой совокупность максимально возможных налоговых поступлений в бюджет, рассчитанных из налогооблагаемых баз, которые могут быть получены в рамках региона по действующим (прогнозным) налоговым ставкам с учетом установленного порядка их начисления в сложившихся условиях хозяйствования региона.
Таким образом, налоговый потенциал является экономической категорий, так как налоги с экономической точки зрения представляют собой инструмент фискальной политики, а налоговое регулирование считается косвенным методом стимулирования. Налоговое законодательство регионов характеризуется различным перечнем налогов и сборов для предоставления налоговых льгот. Стоит также отметить, что показатель налогового потенциала является результатом социально-экономического развития регионов.
Безусловно, налоговый потенциал региона зависит от множества факторов, влияющих на его величину и структуру. Часто распространенной классификацией считается: разделение факторов на внутренние и внешние [4–8].
К внешним можно отнести природно-климатические, географические и геополитические. Проводимая в регионах налоговая политика, которая приводит к изменению налогового законодательства, всегда вызывала влияние на финансово-экономические показатели региона.
О внутренних факторах можно говорить гораздо шире. К ним относятся: региональная налоговая политика в совокупности с налоговым планированием и налоговым прогнозированием, социально-экономическая направленность региона, методы налогового администрирования, инвестиционная политика, проводимая в регионе, человеческие факторы в рамках интеллектуального капитала. Исходя из всех выше перечисленных факторов, все регионы можно классифицировать на несколько группы.
К первой группе относятся регионы с высоким налоговым потенциалом, которые полностью обеспечивают себя и также оказывают существенную поддержку другим регионам, к примеру, Москва, Республика Татарстан, Самарская область.
Вторая группа регионов представляет собой регионы, находящиеся на самофинансировании, но получающие незначительные объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности на душу населения. Это один из показателей, характеризующий налоговый потенциал региона, К данной группе можно отнести Красноярский край, Томскую область, Республику Башкортостан.
К третьей группе относятся регионы дотационные, где объем налоговых доходов на душу населения настолько мал, что основной статьей доходов бюджетных данных регионов являются безвозмездные поступления из федерального бюджета. При этом дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности составляют более 60 % от общей суммы безвозмездных поступлении в бюджет региона (Республика Алтай, Республика Тыва).
В целом все факторы, можно выделить в отдельные группы, представленные в таблице № 1.
Таблица 1
Факторы, влияющие на налоговый потенциал региона
Группа факторов |
Состав |
Законодательные |
Налоговое законодательство Бюджетное законодательство Бюджетно-налоговая политика |
Налоговое администрирование |
Налоговое планирование Налоговое прогнозирование Налоговое регулирование Эффективность налогового контроля |
Политические |
Реализация стратегических целей Социально-экономическое развитие региона |
Экономические |
Уровень ВРП Уровень инфляции Уровень занятости населения Инвестиционный климат |
Финансовые |
Финансовое состояние субъектов |
Географические и природно-ресурсные |
Полезность Потенциальность Рыночная позиция |
Социально-демографические |
Численность населения Уровень жизни Уровень образования Уровень развитости производства Размещение производительных сил |
Таким образом, вышеперечисленные факторы дают возможность для проведения всесторонней оценке и мониторинга региона и его налогового потенциала.
В заключение рассмотрения сущности налогового потенциала как экономической категории, можно сделать вывод, что налоговый потенциал — это возможность привлечения налогов в бюджет. Также он может представлять собой объем предельно возможных поступлений налогов в бюджет, определенных в зависимости от базы налогообложения, которые могут быть получены в пределах региона по существующим или прогнозируемым налоговым ставкам исходя из установленного порядка их исчисления в сложившихся экономических условиях субъекта федерации. В сложившихся условиях в целях повышения результативности управления налоговыми доходами является исследование и оценка налогового потенциала региона.
Налоговый потенциал обусловливает устойчивость экономики региона. Чтобы обеспечить наполняемость бюджетов регионов, следует проводить политику, направленную на увеличение налогового потенциала. Налоги являются основным финансовым источником бюджета. С их помощью государство регулирует экономику посредством повышения или снижения налогового бремени для конкретного воздействия на отдельные категории налогоплательщиков или виды деятельности.
Литература:
- Аронов А. В., Кашин В. А. Налоговая политика и налоговое администрирование: учеб. пособие — М.: Магистр, ИНФРА-М, 2013. — 544 с.
- Архипцева Л. М. Налоговый потенциал: теоретические и практические аспекты использования в планировании налоговых поступлений// «Налоги и налогообложение», 2008, № 7
- Горский И. В. Налоговый потенциал в механизме межбюджетных отношений // Финансы.1999.№ 6
- Дедусенко М. Л. Налоговый потенциал в системе межбюджетного регулирования // Молодой ученый, — 2015, — № 7 — С. 381–384.
- Ерко Н. С. Методики определения налогового потенциала региона // Международная научно-практическая конференция «Организация — 2014». — Барнаул — Белокуриха. Издательство АлтГТУ, 2014 г.
- Жиляева М. И., Кабардова И. А. Методика оценки налогового потенциала регионов РФ [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://science-bsea.bgita.ru/2010/ekonom_2010/jiljaeva_metod.htm
- Коломиец А. Л. Мельник А. Д. О понятиях налогового и финансового потенциалов региона // Налоговый вестник. 2000. № 1. с. 3–5
- Левина В. В. Оценка эффективности распределения межбюджетных трансфертов на региональном уровне // Финансы, 2015, № 2 — С. 14–20.
- Лемешко Н. С. Сравнительная характеристика методов оценки налогового потенциала регионов // Экономические науки, 2012, № 7 (92) [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ecsn.ru/download/journal/201207 7.
- Пансков В. Г., Князев В. Г. Налоги и налогообложение. М.: МЦФЭР,2003. С.576
- Петрова Н. А. Наше налоговое будущее // Налоговая проверка, 2015, № 2 — С. 24–36.
- Прокопенко Р. А. Понятие и роль налогового потенциала в экономическом развитии региона // Современные наукоемкие технологии. — 2007. — № 12. — С. 113–115
- Саакян Р. А. Методология анализа и планирования налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации: автореф.дис….д-ра экон.наук. М.,2007.
- Симонов А. Ю. Налоговый потенциал // Молодой ученый, 2014, № 1 — С. 423–425.
- Суглобов А. Е., Слободчиков Д. Н. Экономическое содержание налогового потенциала в современных моделях экономического развития // Налоги и налогообложение, 2013, № 7 — С. 24–37.