Изучение мнения населения о классах комфортности жилых домов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №10 (144) март 2017 г.

Дата публикации: 08.03.2017

Статья просмотрена: 325 раз

Библиографическое описание:

Саенко, И. А. Изучение мнения населения о классах комфортности жилых домов / И. А. Саенко, Л. Р. Ахметова, М. Ю. Беличенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 10 (144). — С. 88-92. — URL: https://moluch.ru/archive/144/40343/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассмотрено этимологическое происхождение и современные варианты определения понятия «комфортность». Проведено исследование по изучению осведомленности населения о классах комфортности жилых домов и удовлетворенности населения условиями их проживания с помощью проведенного анкетирования населения г. Красноярск. Сделаны выводы по результатам анкетирования.

Ключевые слова: комфортность, жилая недвижимость, классы жилья, анкетирование, доступность жилья

Существует множество критериев, характеризующих жилье, но наиболее емким является понятие — «комфортность». Не столько планы застройщика, сколько финансовые возможности покупателя задают уровень комфортности и параметры потребительского качества жилья. Люди покупают не только жилое помещение, а удобство и комфортность.

Понятие «комфорт» существует в речи народов многих стран с давних времен. Сложно сказать, кто впервые стал употреблять данное слово. Однако многие этимологи сходятся во мнении, что начало данному понятию положили французы.

Ранее в понятие «комфорт» закладывали иное значение, чем в настоящее время (таблица 1).

Таблица 1

Перевод слова «комфорт»

Языковая принадлежность

Произношение

Перевод

Автор/ ссылка на источник

Французский

Confort

Подкрепление

Этимологический словарь русского языка: Русский язык от А до Я, Москва: Юнвес, 2003

Английский

Comfort

Поддержка, укрепление

Этимологический словарь русского языка: Русский язык от А до Я, Москва: Юнвес, 2003

Латинский

Foortis

Сильный, крепкий

Этимологический словарь русского языка: Русский язык от А до Я, Москва: Юнвес, 2003

Существительное было заимствовано русским языком из английского в первой трети XIX века. И сейчас оно имеет несколько другой смысл.

Изучив несколько этимологических словарей русского языка можно констатировать, что все они сходятся в определении комфорта, как условий жизни, обстановки, обеспечивающей удобство, спокойствие и уют [1].

Просмотрев нормативно — законодательную базу, можно заключить, что в целом в понятие комфортного проживания людей закладывается включенный в строительные нормы комплекс санитарно-гигиенических, эргономических и экологических требований. Санитарно — гигиенические требования устанавливаются на оптимальном расчетном уровне, например, температура и влажность воздуха в помещениях; экологические — на допустимом, например, допустимый уровень содержания вредных веществ в воздухе и воде; эргономические требования устанавливаются на минимально достаточном уровне и обеспечиваются при планировке помещений с учетом габаритов мебели и оборудования [2].

В научной же литературе ряд авторов определяет понятие «комфортность жилой среды» как совокупность требования гигиенического, архитектурно-планировочного, экономического, психологического характера и др. [3].

Из чего следует, что комфортная среда обитания важна и необходима человеку. А как же сами люди представляют комфортную среду проживания?

Задавшись этим вопросом, мы разработали анкету и провели анкетирование населения г. Красноярск с целью выяснения осведомленности населения о классах комфортности жилых домов и удовлетворенности населения условиями их проживания.

В анкетировании участвовало 100 человек из них 78 человек — женщины, 22 человека — мужчины. Большая часть респондентов находится в возрасте от 26 до 35 лет (36 %) и 36–45 лет (28 %); является сотрудниками коммерческих предприятий (72 %) и сотрудниками государственных предприятий (20 %). А также большинство из опрошенных проживают в собственном жилье (88 %).

Респондентам было предложено отнести выбранные нами характерные признаки к представленным классам жилья исходя из их мнения и представления об уровнях комфортности объектов жилой недвижимости. Классы жилья и характерные признаки были взяты из единой методики классифицирования жилых новостроек по потребительскому качеству (классу), разработанной и утвержденной в 2012 году специалистами Российской гильдии риэлторов (РГР) специально по заказу Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства (Фонда РЖС) [4]. Получившиеся результаты, в процентах, от общего числа опрошенных, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Распределение характерных признаков, по классам жилья исходя из мнения респондентов, впроцентах от общего числа опрошенных

Характерные признаки

Класс жилых домов

Эконом-класс

Комфорт-класс

Бизнес-класс

Элитный класс

1

Местоположение

окраинные районы города

76 %

32 %

6 %

20 %

центральные районы застройки

16 %

54 %

70 %

30 %

престижные направления застройки

4 %

38 %

56 %

64 %

2

Применение проекта индивидуальной планировки

8 %

2 %

40 %

50 %

3

Количество квартир в доме, шт.

до 400

60 %

12 %

8 %

4 %

до 300

32 %

50 %

22 %

6 %

до 80

10 %

38 %

44 %

22 %

до 50

16 %

12 %

30 %

70 %

4

Количество санузлов

один

74 %

48 %

12 %

6 %

два

4 %

44 %

60 %

34 %

в каждой спальне

0 %

2 %

10 %

74 %

5

Средняя площадь квартиры, кв. м

30–50

80 %

24 %

4 %

0 %

60–100

16 %

88 %

16 %

2 %

100–180

2 %

22 %

74 %

32 %

200–350

0 %

10 %

26 %

76 %

6

Высота потолка, м

менее 2,7

68 %

26 %

2 %

2 %

от 2,7 до 3,0

24 %

84 %

52 %

28 %

от 3,0

2 %

12 %

46 %

74 %

7

Автономное отопление

4 %

12 %

18 %

36 %

8

Материал конструктивных элементов

панель, монолит

80 %

40 %

4 %

4 %

монолит, монолит-кирпич

18 %

78 %

44 %

14 %

монолит, кирпич, стекло, натуральный камень

0 %

16 %

62 %

84 %

9

Наличие ограждения территории

16 %

60 %

72 %

76 %

10

Наличие ведомственной охраны

6 %

44 %

82 %

78 %

11

Наличие видеонаблюдения

24 %

62 %

80 %

82 %

12

Наличие встроенной инфраструктуры (на 1-х этажах расположены магазины, салоны красоты и т. п.)

58 %

76 %

66 %

46 %

13

Размещение службы эксплуатации на площадях нежилого назначения

32 %

66 %

60 %

50 %

14

Наличие объектов социальной инфраструктуры в радиусе

менее 1 км

48 %

78 %

62 %

54 %

более 1 км

40 %

20 %

14 %

24 %

15

Наличие подземного паркинга

0 %

38 %

78 %

80 %

16

Наличие наземной парковки

66 %

82 %

70 %

60 %

Анализируя ответы респондентов, мы отметили несколько тенденций.

Во-первых, большинство сходятся во мнении, что в центральных и престижных районах должно располагаться жилье бизнес- и элитного класса (56–70 %). Однако, по мнению 20 %, на окраинах города также может быть расположено элитное жилье.

Во-вторых, по мнению респондентов, количество санузлов в квартирах получилось прямо пропорционально зависимо от класса дома: чем ниже класс жилья, тем меньше санузлов должно присутствовать в квартире, считают опрошенные граждане, и наоборот чем выше класс, тем больше в квартире должно находиться санузлов. По такому же принципу выстраивается тенденция таких признаков, как наличие ограждения территории, ведомственной охраны, видеонаблюдения, автономного отопления, подземного паркинга, средняя площадь квартиры, высота потолка, а также применение проекта индивидуальной планировки — чем выше класс жилья, тем больше процентов респондентов согласны с тем, что перечисленные признаки должны в нем присутствовать (рисунок 1).

Рис.1. Зависимость наличия характерных признаком от класса жилья, по мнению респондентов, %

В-третьих, мнение респондентов относительно таких признаков, как наличие встроенной инфраструктуры на 1-х этажах домов, размещение службы эксплуатации на площадях нежилого назначения, близость расположения объектов социального назначения разделилось приблизительно поровну и составило от 30 % до 60 %. Что означает личную заинтересованность, либо безразличие касаемо данных признаков и желание их присутствия или отсутствия в домах определенного класса.

Далее был проведен опрос о том, к какому классу жилья респонденты отнесли бы дом, в котором проживают сами и считают ли они условия своего проживания комфортными (рисунок 2).

Рис. 2. Структура мнения респондентов

Исходя из вышеприведенных данных результатов анкетирования, можно сделать выводы, что большинство опрошенных граждан проживают в домах комфорт- и эконом-класса (46 % и 50 % соответственно). И в большинстве случаев опрошенные считают условия своего проживания комфортными (66 %).

При проведении опроса мы заметили, что граждане плохо представляют, каким набором признаков должно обладать жилье комфорт-класса или что из себя представляет жилье бизнес-класа. А значит можно сделать вывод о низком уровне информированности населения о классах комфортности жилых домов.

На сегодняшний день в нашей стране не существует единого документа, который бы давал четкое представление о классах жилых домов, который помог бы обеспечить тот уровень, который должен быть необходим для комфортного проживания людей с разным достатком, разными потребностями, который привел бы к лучшему пониманию друг друга всех участников рынка недвижимости.

Расчеты за 2015 год показали, что в среднем доступность жилья практически не изменилась. Она немного увеличилась, в пределах одного процентного пункта: если в 2014 году приобретение жилья с ипотекой было доступно 29,6 % российских семей, то в 2015 году — 30,8 % семей [5]. По показателю отношения стоимости квартиры и среднедушевого дохода семьи доступность жилья также немного возросла. Если в 2014 году семье из 3 человек для приобретения стандартной квартиры в 54 кв. м требовалось накапливать все свои доходы в течение 3,8 года, то в 2015 году этот срок сократился на 3,6 месяца и составил 3,5 года [5].

С одной стороны, доступность жилья формально не изменилась. С другой стороны, это происходит на фоне сильного снижения рынка ипотеки и уменьшения количества сделок на рынке жилья. Весь рынок очень сильно сжался. В 2015 году ипотека сократилась на 35 % по отношению к 2014 году, а в целом количество сделок с жильем на рынке снизилось на 13 % по сравнению с показателями 2014 года [5].

Отчасти это может быть связано как раз с тем, что предлагаемое на рынке жилье не соответствует ожиданиям покупателей и не отвечает их желаемому уровню комфортности.

Литература:

  1. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1990.
  2. СП 31–107–2004 Архитектурно — планировочные решения многоквартирных жилых зданий. М., 2005. 72 с.
  3. Генералов В. П., Генералова Е. М. Проблемы классификации комфортной жилой среды при создании современной городской застройки // Вестник Оренбургского государственного университета. Оренбург. 2015. 128–131 с.
  4. Единая методика классифицирования жилых новостроек по потребительскому качеству (классу). М., 2012. 43 с.

5. Федеральная служба государственной статистики — [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, класс жилья, доступность жилья, мнение респондентов, дом, класс комфортности, Москва, признак, этимологический словарь, автономное отопление.


Похожие статьи

Гигиенические условия внутриквартальной среды города Ташкента с позиции молодежи

Проведенное социально-гигиеническое исследование, основной целью которого явилась сравнительная оценка мнения молодых и взрослых горожан относительно факторов внутриквартальной городской среды, требует улучшения гигиенических условий проживания в гор...

Гражданский оборот жилых помещений в Российской Федерации: актуальные вопросы теории и практики

В данной статье проанализированы особенности гражданского оборота жилых помещений в Российской Федерации. Исследованы проблемы, которые возникают на практике при приобретении вторичного жилья на рынке. Предложены соответствующие рекомендации по сниже...

Безопасность, комфортность, надежность, доступность как потребительские характеристики при выборе жилищных условий

В статье обосновано выделение потребительских характеристик — безопасность, комфортность, надежность, доступность — при выборе вариантов удовлетворения жилищной потребности и определена смысловая наполняемость данных категорий.

Анализ результатов эмпирического исследования особенностей психологического благополучия педагогов, работающих с разными категориями обучающихся, полученных при проведении анкетирования

В статье представлен краткий анализ описания данных, полученных при проведении анкетирования, направленного на изучение психологического благополучия педагогов, работающих с разными категориями обучающихся.

Обследование показателей жилищных условий населения Калининградской области

В статье рассмотрены основные подходы к определению понятия «рынок жилья», представлены результаты статистического исследования рынка жилья. Для определения закономерностей в развитии динамического ряда обеспеченности населения жильем применены показ...

Исследование мотивационных особенностей лиц, обращающихся в центры занятости населения

Статья посвящена проблеме занятости населения в современных условиях рынка труда. В ходе работы выявлены мотивы и потребности человека, определяющие его активность на рынке труда.

Влияние родителей на профессиональную мотивацию ребенка

В данной работе приводятся результаты социологического исследования, доказывающее приоритетную роль семьи при выборе профессии выпускниками школ. Автором предпринята попытка анализа сложившейся практики и проблем, связанных с формированием профессион...

Анализ целевой аудитории компании «Эскимос» в г. Томске

На примере компании по производству мороженого «Эскимос» проведен анализ потребителей с целью определения целевой аудитории. Для этого, проанализированы предпочтения потребителей при покупке товара, рассмотрены группы потребителей продукции, рассчита...

Эмпирический анализ социально-психологической адаптации слепых и слабовидящих получателей социальных услуг на базе ГБУ «Пильнинский дом-интернат для престарелых и инвалидов»

Данная статья посвящена исследованию проблемы социально-психологической адаптации слепых и слабовидящих ПСУ в конкретном Учреждении социального обслуживания. В ней рассмотрены и проанализированы пять детерминант, составляющих основу процесса социальн...

Анализ потребительского поведения на рынке услуг среднего профессионального образования г. Новосибирска

В статье рассматриваются особенности среднего профессионального образования по Новосибирской области. Проведен анализ потребительского поведения на рынке образовательных услуг СПО.

Похожие статьи

Гигиенические условия внутриквартальной среды города Ташкента с позиции молодежи

Проведенное социально-гигиеническое исследование, основной целью которого явилась сравнительная оценка мнения молодых и взрослых горожан относительно факторов внутриквартальной городской среды, требует улучшения гигиенических условий проживания в гор...

Гражданский оборот жилых помещений в Российской Федерации: актуальные вопросы теории и практики

В данной статье проанализированы особенности гражданского оборота жилых помещений в Российской Федерации. Исследованы проблемы, которые возникают на практике при приобретении вторичного жилья на рынке. Предложены соответствующие рекомендации по сниже...

Безопасность, комфортность, надежность, доступность как потребительские характеристики при выборе жилищных условий

В статье обосновано выделение потребительских характеристик — безопасность, комфортность, надежность, доступность — при выборе вариантов удовлетворения жилищной потребности и определена смысловая наполняемость данных категорий.

Анализ результатов эмпирического исследования особенностей психологического благополучия педагогов, работающих с разными категориями обучающихся, полученных при проведении анкетирования

В статье представлен краткий анализ описания данных, полученных при проведении анкетирования, направленного на изучение психологического благополучия педагогов, работающих с разными категориями обучающихся.

Обследование показателей жилищных условий населения Калининградской области

В статье рассмотрены основные подходы к определению понятия «рынок жилья», представлены результаты статистического исследования рынка жилья. Для определения закономерностей в развитии динамического ряда обеспеченности населения жильем применены показ...

Исследование мотивационных особенностей лиц, обращающихся в центры занятости населения

Статья посвящена проблеме занятости населения в современных условиях рынка труда. В ходе работы выявлены мотивы и потребности человека, определяющие его активность на рынке труда.

Влияние родителей на профессиональную мотивацию ребенка

В данной работе приводятся результаты социологического исследования, доказывающее приоритетную роль семьи при выборе профессии выпускниками школ. Автором предпринята попытка анализа сложившейся практики и проблем, связанных с формированием профессион...

Анализ целевой аудитории компании «Эскимос» в г. Томске

На примере компании по производству мороженого «Эскимос» проведен анализ потребителей с целью определения целевой аудитории. Для этого, проанализированы предпочтения потребителей при покупке товара, рассмотрены группы потребителей продукции, рассчита...

Эмпирический анализ социально-психологической адаптации слепых и слабовидящих получателей социальных услуг на базе ГБУ «Пильнинский дом-интернат для престарелых и инвалидов»

Данная статья посвящена исследованию проблемы социально-психологической адаптации слепых и слабовидящих ПСУ в конкретном Учреждении социального обслуживания. В ней рассмотрены и проанализированы пять детерминант, составляющих основу процесса социальн...

Анализ потребительского поведения на рынке услуг среднего профессионального образования г. Новосибирска

В статье рассматриваются особенности среднего профессионального образования по Новосибирской области. Проведен анализ потребительского поведения на рынке образовательных услуг СПО.

Задать вопрос