Приднестровская Молдавская Республика находится в непростой социально-экономической ситуации. Об этом, помимо основных макроэкономических показателей, свидетельствуют данные о налоговых поступлениях за период 2015–2016 гг. Так, за первое полугодие 2015 года зафиксировано значительное недопоступление налоговых платежей в бюджеты различных уровней и Единый Государственный Фонд Социального Страхования (ЕГФСС) от крупнейших налогоплательщиков республики. По данным Министерства финансов, снижение налоговых отчислений по сравнению с аналогичным периодом 2014 года составило 235 млн. рублей ПМР, или 21 млн. долларов. [5] Вместе с тем зафиксированная задолженность по пенсиям и заработным платам работников бюджетной сферы составляет 397 млн. рублей ПМР, или более 30 млн. долларов. Крупнейшие налогоплательщики республики по итогам первого полугодия 2016 года снизили отчисления в бюджет на более чем 66 млн рублей ПМР. По информации Минфина ПМР, спад отмечен у 27 организаций республики. Без учета платежей в социальный стабилизационный фонд, поступления в доход консолидированного бюджета и ЕГФСС составили 1 млрд 639,8 млн руб. ПМР, что на 60,9 млн руб. ПМР или на 3,6 % меньше доходов, полученных в аналогичном периоде 2015 года. [5] В таких условиях особенно важно активизировать работу по противодействию сокрытия денежных средств от налогообложения, то есть усовершенствовать налоговый контроль.
Согласно научным исследованиям, наиболее эффективной, ведущей формой налогового контроля являются налоговые проверки.
В последнее время вопрос о формах налогового контроля, с теоретической точки зрения, приобретает все большее значение и актуальность. Поскольку формы проведения налогового контроля — это внешнее выражение практической реализации контрольной деятельности налоговых органов.
По мнению Г. Г. Нестерова, Н. А. Попонова, А. В. Терзиди, форма налогового контроля — это установленный нормами налогового законодательства способ организации, осуществления и формального закрепления результатов мероприятий налогового контроля. [1, с. 145]
Налоговые проверки представляют собой основной инструмент налогового контроля, позволяющий выявить факты неуплаты, неполной уплаты налогов и сборов налогоплательщиками. Основная задача налоговых проверок — предупреждение правонарушений. Выявление же злоупотреблений законом приводит к возникновению административной ответственности.
Так, основным элементом налогового контроля являются налоговые проверки. Различают камеральные и выездные налоговые проверки. Целью налоговых проверок является контроль за соблюдением сборов налогоплательщиком, законодательства о налогах и сборах налоговым агентом.
Камеральная проверка представляет собой проверку налоговых деклараций в момент принятия отчетности уполномоченным должностным лицом налогового органа. Это сплошной, массовый, автоматизированный контроль налоговых деклараций, поступающих в налоговый орган. Данная проверка осуществляется по месту расположения налогового органа на основании деклараций и документов, предъявленных налогоплательщиком в соответствии с законодательством, которые служат основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов. Если в ходе проверки будут обнаружены ошибки в заполнении документов или несоответствие представленных сведений, то об этом сообщают плательщику с требованием дать объяснения и осуществить необходимые исправления.
Выездная проверка является более глубокой по сравнению с камеральной проверкой. Она представляет собой проверку правильности и полноты исчисления налогов, в процессе которой подвергается проверке достоверность налоговых деклараций, расчетов на основании сопоставления их данных с данными первичных документов и бухгалтерских записей. Данная проверка осуществляется с выездом на место, то есть у налогоплательщика. Такие проверки проводятся специалистами налоговых инспекций, при необходимости совместно с другими контролирующими органами, по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 года [2]. Предметом выездной проверки являются первичные документы, которые показывают соответствие представленных сведений фактическим. В ходе проведения выездной налоговой проверки должностным лицом налогового органа может быть проведена инвентаризация имущества налогоплательщика, если есть необходимость.
В Приднестровской Молдавской Республике (ПМР) налоговый контроль осуществляется в рамках Закона «О порядке проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора)». [3] В ПМР, в соответствии с инструкцией «О порядке проведения налоговыми органами проверок юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей» [4], предусмотрены следующие налоговые проверки: камеральная, документальная, рейдовое контрольное мероприятие, встречная проверка, повторная проверка. Выездные налоговые проверки проводятся раз в три года обязательно для всех.
Выездные налоговые проверки — это важнейшая форма налогового контроля, так как в результате их проведения формируется наиболее верное представление о деятельности налогоплательщика.
В процессе проведении таких проверок у налогоплательщиков возникает множество вопросов относительно правомерности действий должностных лиц налоговых органов, правовых сторон совершения проверок, других трудностей, которые связаны с осуществлением мер налогового контроля.
Выездная налоговая проверка осуществляется не на территории налогового органа, а на территории налогоплательщика, что производит дополнительные возможности для проверки налоговыми органами различных сторон деятельности налогоплательщика, оказывающих влияние на точность исчисления и уплаты налогов и сборов.
Практика показывает, что вероятность проведения выездной проверки заметно раздражает налогоплательщиков. Ведь помимо того, что контролирующим органом могут быть выявлены нарушения, выездная проверка является серьезным дестабилизирующим фактором, влияющим на повседневную работу налогоплательщика, потому как подразумевает отвлечение сотрудников от выполнения ими должностных обязанностей, отвлечение из документооборота и массовое копирование документов, использующихся в производственной деятельности.
Так же, проведение налоговой проверки на территории налогоплательщика создает прекрасную возможность для различного рода злоупотреблений и нарушений со стороны налогоплательщика и сотрудников налоговых органов. Часто, при прямом контакте налогоплательщик пытается прийти к соглашению с проверяющим лицом в обмен на игнорирование нарушений. В свою очередь, требование достижения плановых показателей по собираемости налогов ведет к тому, что должностные лица налоговых органов выходят за рамки служебных полномочий и проводят отдельные контрольные мероприятия с нарушениями, таким образом, причиняя ущерб деятельности налогоплательщика.
Вследствие проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами должны одновременно решаться несколько задач. Основными задачами выездной налоговой проверки являются:
− всестороннее изучение обстоятельств финансово — хозяйственной деятельности проверяемого лица, которые имеют значение для формирования выводов о правильности и полноте исчисления, своевременности перечисления в бюджеты и внебюджетные фонды установленных налогов и сборов;
− выявление искажений и несоответствий в содержании исследуемых документов, фактов нарушения порядка ведения бухгалтерского учёта, составления отчётности и налоговых деклараций;
− анализ влияния обнаруженных нарушений на формирование налоговой базы по различным видам налогов и сборов;
− формирование достаточной базы по фактам выявленных налоговых правонарушений и обеспечение документального отражения этих нарушений;
− доначисление сумм налогов и сборов, не уплаченных или не полностью уплаченных по причине занижения налогоплательщиком налоговой базы либо неправильного исчисления налогов;
− разработка предложений по устранению выявленных нарушений и привлечению налогоплательщика к ответственности за раскрытые налоговые правонарушения.
Выездные налоговые проверки должны отвечать требованиям абсолютного обеспечения интересов государства и прав налогоплательщиков, повышения их защиты от незаконных требований налоговых органов и обеспечение налогоплательщика максимально комфортными условиями для исчисления и уплаты налогов.
Однако выездные проверки не везде рассматриваются как стандартная и необходимая процедура налогового контроля. Современные мировые тенденции состоят в том, что если выездная проверка состоится, то это уже будет крайняя мера. Например, в Великобритании выезд на территорию и посещение мест ведения деятельности налогоплательщика рассматривается как исключение, а не правило. Большая часть контрольной работы осуществляется камерально, то есть налогоплательщик должен сам предоставить в налоговые органы необходимую документацию. Решение о проведении выездной проверки принимается в случаях, когда необходимо обеспечить доступ к электронной информации налогоплательщика, находящейся на стационарных компьютерах. Это происходит в случае, если нет возможности ее скопировать и предоставить налоговому инспектору по месту работы, либо возникли подозрения в недобросовестности налогоплательщика и требуется сопоставить официальные сведения с фактами, характеризующими его деятельность. [6, с. 253–254]
Во Франции контроль с выездом на место осуществляется при наличии серьезных оснований для подозрений в сокрытии крупных сумм дохода. Проверки обычно осуществляются за три предшествующих года. [7, с. 33]. Определенных положений о частоте проверок в законе нет. Подлежащие проверке предприятия отбираются по многим критериям, в основе которых лежит анализ риска. Выбираются предприятия, являющиеся потенциальными нарушителями, а так же используется информация от осведомителей. Налоговые проверки с выездом на место подчиняются определенным строгим правилам. Например, налогоплательщик должен быть предупрежден о ней как минимум за 8 дней. Лишь при наличии достоверной информации об уклонении от уплаты налогов может быть проведена проверка без предупреждения.
Для большинства зарубежных государств извещение налогоплательщика о начале осуществления проверки является традиционным, что обычно реализуется путем направления ему письменного уведомления. В ПМР также при подготовке проведения плановых контрольных мероприятий орган государственного контроля в обязательном порядке письменно извещает об этом координирующий орган. Однако, обязанность налоговых органов предупреждать налогоплательщика о начале проведения в отношении него налоговой проверки установлена в законодательстве около половины государств — членов ЕС, в то время как налоговые органы еще четверти членов ЕС уведомляют налогоплательщика о начале контрольных мероприятий в соответствии со сложившейся традицией. Таким образом, примерно в четверти государств, входящих в Европейский Союз, налоговые органы не обязаны уведомлять налогоплательщика о начале налоговой проверки. Например, в Германии, Италии и Испании налогоплательщиков заранее не уведомляют о начале контрольных мероприятий. [8]
Тем не менее, данная форма налогового контроля является очень трудоёмкой и отнимает много рабочего времени у сотрудников налоговых органов. Так же она требует достаточно высокой квалификации самих сотрудников. Поэтому осуществление данной формы контроля целесообразно только тогда, когда дополнительно начисленные в результате проверок суммы значительно перекрывают затраты на его проведение.
Когда у налоговых органов имеется возможность осуществления как камеральных, так и выездных проверок, определенный вид проверки может стать преобладающим в деятельности налогового органа. В Великобритании исторически различные формы контроля преобладали при проверке правильности уплаты разных налогов. Так, до объединения налоговых органов в 2005 г. налоговые органы, администрирующие уплату прямых налогов, отдавали предпочтение камеральным способам налоговой проверки с активным использованием информации, полученной от третьих лиц, а при администрировании косвенных налогов более востребованными оказались выездные способы проверки налогоплательщика.
В ПМР, как и в других странах, налоговые проверки осуществляются путем проверки документации налогоплательщика и/или выезда на место к налогоплательщику. Как показывает международная практика, эти два вида проверок, и камеральные и выездные, являются необходимым основанием организации качественного налогового контроля, т. е. налоговые инспекции не могут обеспечить выполнение своих функций надзора без осуществления этих двух видов проверок. Однако в ПМР выездные налоговые проверки проводятся обязательно один раз в три года, это является весьма затратным и трудоемким способом осуществления контроля в условиях кризисного состояния экономики. Поэтому необходимо разработать программу выявления уклонения от уплаты налогов на стадии камеральной проверки, исследования отчетной документации налогоплательщика в соответствии с передовым опытом зарубежных государств в области налогового контроля. Это позволит снизить затраты на проведение налоговых проверок, избежать конфликтных ситуаций как со стороны налогоплательщика, так и со стороны налогового инспектора во время проведения выездной проверки, что в конечном счете скажется в улучшении условий для развития бизнеса в республике.
Литература:
- Айтхожина Г. С. Налоговые проверки как форма налогового контроля. // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». — 2010. — № 3. — С. 145–149.
- Закон ПМР «О порядке проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора)», № 18-ЗИД-IV, от 03.04.06 г.
- Закон ПМР «Об основах налоговой системы в Приднестровской Молдавской Республике», N 160-ЗИД-V (САЗ 11–39), от 29.09.2011 г.
- Инструкция ПМР «О порядке проведения налоговыми органами проверок юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей» № 555 от 5.12.2002 г.
- Информационное агентство «Новости Приднестровья», статья «Крупнейшие налогоплательщики ПМР снизили отчисления в бюджет на 66 млн. рублей», электронный ресурс//novostipmr.com/, дата посещения 20. 02. 2017 г.
- Лыкова Л. Н., Букина И. С. Налоговые системы зарубежных стран: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М.: ЮРАЙТ. — 2016. — 309 с.
- Попонова Н. А. Налоговый контроль во Франции. // Финансы. — 2000. — № 10. — С. 32–34.
- Электронный ресурс Studme, налоговые проверки в зарубежных странах: общие процедурные правила, режим доступа http://studme.org/31241/pravo/nalogovye_proverki_zarubezhnyh_stranah_obschie_protsedurnye_pravila (дата обращения 20.02.2017 г.).