В данной статье раскрывается понятие сити-менеджмента, проводится анализ законодательных актов, регулирующих деятельность городских управляющих, выявляются особенности и основные преимущества данного института власти на примере Екатеринбурга.
Ключевые слова: городской управляющий, сити-менеджер, институт сити-менеджмента, местное самоуправление, Екатеринбург
С начала 2000-х годов в Российской Федерации уделяется все больше внимания улучшению системы государственной власти с целью повышения ее эффективности. Этот процесс затронул и органы местного самоуправления.
Начиная с 1 января 2006 г. на территории РФ действует новая редакция федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», внесшая значительные изменения в структуру управления муниципальным образованием. Одним из ключевых нововведений стало появление возможности занимать пост главы местной администрации не непосредственным главой города, а лицом, нанимаемым на эту должность по контракту [1].
Назначение на должность главы администрации на контрактной основе производится после конкурсного отбора специальной комиссией. Согласно законодательству, данная комиссия должна состоять из двух частей: половина членов назначается местным представительным органом, оставшаяся половина высшим должностным лицом субъекта РФ, за исключением предусмотренных законом случаев. Порядок проведения конкурса, общее количество членов конкурсной комиссии, критерии оценки кандидатов — устанавливаются представительным органом муниципалитета [2].
После проведения конкурсного отбора, комиссия объявляет представительному органу кандидатов, из которых последний производит назначение на должность главы администрации [2].
Срок исполнения обязанностей наемного главы администрации, так называемого «городского управляющего», регламентируется законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставом муниципального образования. Согласно названным документам, контракт с городским управляющим заключается на срок полномочий представительного органа муниципалитета, при этом он не может быть менее двух лет [2].
Опыт внедрения института «сити-менеджмента» был перенят у ряда западных стран, где эта система активно применяется. Как пишет Ричард Стиллман в журнале «Public Managment», применение городских управляющих началось еще в 1908 году в Стонтоне, США. Эксперимент показал эффективность данной системы муниципального управления, что привело к повсеместному ее применению в ряде других городов на территории США [3].
В Екатеринбурге практика применения сити-менеджеров началась с 12 октября 2010 года, когда депутатами городской Думы были приняты поправки к Уставу Екатеринбурга, касающиеся поста главы администрации. Полномочия главы города стали возлагаться на председателя городской Думы, а должность главы городской исполнительной власти стала контрактной [4].
Уставом города зафиксированы основные требования к кандидатам на должность главы Администрации [5]:
- Наличие высшего профессионального образования
- Стаж муниципальной / государственной службы не менее шести лет, либо семи лет по специальности
- Возрастной ценз — возраст кандидата не может быть меньше 35 лет
- Срок проживания в г. Екатеринбурге не менее десяти лет в совокупности (на момент подачи заявления для участия в конкурсе)
- Стаж работы на руководящих должностях в органах местного самоуправления / органах государственной власти / организациях, деятельность которых относится к областям промышленного производства, права, либо финансов — не менее пяти лет
- Знание законодательства Российской Федерации
Помимо основных федеральных законов, рамки деятельности городского управляющего регламентируется Уставом Екатеринбурга. Полномочия главы Администрации ориентированы на регулирование экономической, хозяйственной сферы управления городом, среди них: разработка проекта бюджета, планов развития муниципального образования, внесение в городскую Думу проектов решений, связанных с распоряжением имуществом муниципалитета, принятие решений по вопросам землепользования и застройки территории города и так далее [5].
Согласно одному из важнейших пунктов, регламентирующих деятельность городского управляющего, пункту 8 статьи 38 Устава города Екатеринбурга, глава Администрации подконтролен и подотчетен городской Думе [5].
Внедрение института городских управляющих в городскую вертикаль власти обуславливается рядом преимуществ данной системы, среди которых и условное разделение сфер деятельности руководителей города: глава города занимается координацией политической жизни муниципалитета, городской управляющий — экономической, что позволяет увеличить эффективность работы обоих.
Одним из преимуществ института сити-менеджмента можно назвать гарантированность профессионального уровня управленца, который четко зафиксирован в условиях конкурса на должность главы администрации, чего нельзя сказать о мэре. Рамки деятельности первого, за которые он не может выходить, четко регламентированы контрактом, что исключает конфликты с местным представительным органом, связанные с вопросами полномочий [6].
Городской управляющий, как уже сказано, несет ответственность за свои решения перед представительным органом муниципалитета. Это дает возможность регулировать деятельность главы администрации, так как в случае его неэффективной работы контракт может быть расторгнут. Некоторые эксперты приходят к выводу, что городской управляющий — «оптимальная форма для управления городским хозяйством» [7].
С финансовой точки зрения, проведение конкурса на должность главы местной администрации преобладает над процедурой проведения выборов мэра, так как требует гораздо меньших затрат бюджетных средств [6].
Помимо основных преимуществ, в данной системе управления муниципальным образованием имеются свои недостатки. Недолговечность заключаемого контракта и отсутствие закрепленных в нормативных актах условий для его продления отражаются на отношении городского управляющего к перспективным проектам, над которыми требуется работать гораздо больше времени, чем длится срок контракта [8].
Директор Уральского Института муниципального управления отмечает, что у института сити-менеджмента в «основе заложен конфликт интересов». По его мнению, между избранным главой муниципалитета и городским управляющим, распоряжающимся финансовыми ресурсами, происходит конфликт по поводу разделения полномочий и формирования местного бюджета, что отрицательно сказывается на управлении городом [9].
Таким образом, новая система управления муниципальными образованиями, применяемая в Российской Федерации отвечает основным требованиям современных городов. Полномочия наемного главы администрации не предусматривают участие в политической жизни муниципалитета, делая акцент на управлении экономикой. Эффективность работы городского управляющего определяется рядом факторов, среди которых проведение специального конкурса по отбору кандидатов, зависимость от местного представительного органа и полная ему подотчетность.
Литература:
- Федеральный закон от 6.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 6.10.2003) //«Российская газета», N 3316, 8.10.2003
- Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 12.02.2017).
- Richard Stillman. 1914: Celebrating the Centennial of ICMA and Modern American Government // Public Management. — 2014. — № 8. — С. 43–48.
- Депутаты Гордумы Екатеринбурга одобрили введение поста сити-менеджера // Сетевое издание «Е1.РУ Екатеринбург Онлайн». URL: http://www.e1.ru/news/spool/news_id-336693.html (дата обращения: 16.02.2017).
- Устав муниципального образования «город Екатеринбург» от 30.06.2005 (в ред. от 27.12.2016) // Официальный сайт Екатеринбургская городская Дума. URL: http://www.egd.ru/docs/rules (дата обращения: 1.02.2017).
- Должность сити‑менеджера, ее отличия от должности мэра города. Справка // Сетевое издание «РИА Новости». URL: https://ria.ru/spravka/20110920/440697142.html (дата обращения: 12.02.2017).
- Сити-менеджер // Официальный портал органов власти Чувашской Республики. URL: http://gov.cap.ru/hierarhy_cap.asp?page=./196/7372/7373/12853/12854/24726 (дата обращения: 13.02.2017).
- Леонид Волков — три ножа в спину Сити-менеджера // Сетевое издание «Вечерние ведомости». URL: http://veved.ru/avtorskie-stati/249-leonid-volkov-tri-nozha-v-spinu-siti-menedzhera.html (дата обращения: 20.02.2017).
- Нанять лидера // Интернет-портал «Российская газета». URL: https://rg.ru/2010/06/24/reg-ural/mer.html (дата обращения: 20.02.2017).