Сущность и содержания понятия «живописное восприятие» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (144) март 2017 г.

Дата публикации: 14.03.2017

Статья просмотрена: 474 раза

Библиографическое описание:

Клетнова, В. А. Сущность и содержания понятия «живописное восприятие» / В. А. Клетнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 10 (144). — С. 427-429. — URL: https://moluch.ru/archive/144/40368/ (дата обращения: 15.11.2024).



Понимание основных законов функционирования живописного восприятия возможно лишь в том случае, когда изучены психологические механизмы восприятия.

Восприятие — уровень познания окружающей действительности, который следует за ощущением. Восприятие как процесс осуществляется совместно с ощущением, если в результате ощущения человек получает информацию о свойствах и качествах предмета или явления, то в процессе восприятия человек получает целостный образ. Если рассматривать данный факт с литературной точки зрения, то можно говорить, что ощущение отвечает на вопрос «какое явление, ситуация, предмет?», а восприятие отвечает на вопрос «что это за явление, ситуация, предмет?» [1].

Наивысшей ступенью в творческой деятельности можно назвать художественное восприятие, которое характеризуется как процесс, обусловленный характерными чертами и свойствами, направленный на субъект воспринимающий художественное произведение и способствующий получению эмоционального отклика. В процессе художественного восприятия участвуют два субъекта, это зритель и автор, в процессе восприятия зритель выявляет заложенную автором идею и считывает цельный образ [2]. В случае прочтения зрителем мыслей и сюжетной идеи автора, можно говорить о положительном отклике художественного восприятия, в противном случае восприятие сталкивается с проблемой визуального языка. Таким образом можно судить о том, что настолько тонкие материи как воплощение художественного образа и его художественное восприятие зрителем является наивысшей формой познавательной деятельности, и осуществить ее может только человек. В результате хочется выделить, что в данной познавательной деятельности упор ставится на духовной и эмоциональной составляющей.

Весь процесс художественного восприятия можно разделить на: линейное, цветовое, колористическое, объемное, пластическое и живописное и т. д. [3]. Конечно, рассматривая различные виды художественного восприятия нельзя говорить о их существовании каждого в отдельности, они существуют в единстве и синтезе. В случае если один из аспектов начинает доминировать в той или иной ситуации, то можно судить о наличии определённого типа восприятия. Ученые Н. Ю. Виргилис, и В. И. Зинченко отмечают, что у творческого человека, будь то художник, музыкант или поэт одновременно может быть сформировано несколько типов восприятия [4].

Восприятие с точки зрения искусства может рассматриваться с двух точек зрения. Во-первых, восприятие может рассматриваться как процесс видения реальности, тогда мы говорим о художественном восприятии реальности. Данный процесс характеризуется как способность восприятия действительности через культуру и искусство средствами его языка, особенных черт и свойств [5]. В случае если говорить о второй способности — восприятие произведения искусства, то следует отметь, что в данном случае художник, как автор говорит со зрителем через свой собственный замысел и своим образным языком. Иначе говоря, первый вид восприятия открывает способность к видению «мира не как все», через призму искусства и культу, а второй вид открывает способность к восприятию действительность средствами художника как проводника.

К характерным свойствам художественного восприятия относится относятся:

‒ эмоциональность;

‒ целостность (умение выделять главное и соединять детали воспринимаемого в единую систему при помощи средств художественной выразительности);

‒ единство эмоций и разума (синтез противоположностей в системе художественного восприятия);

‒ насыщенность видами восприятия (линейное, цветовое, колористическое, объемное, пластическое), в том числе и живописное.

Рассматривая художественное восприятие как наивысшую точку в системе формирования творческой личности, важно выделить — живописное восприятие, как свойство художественного восприятия, и как особый процесс творческого мышления. Таким образом определенно важной ступенью в системе развития творческого процесса является живописное восприятие.

Живописное восприятие — это визуальный процесс, обогащенного художественного видения, которое воплощается в определенной живописной системе. Живописное восприятие находится в неразрывной связи с цветовым видением, в результате данного синтеза образуется многообразие цветовых и тональных отношений, появляется пространство, создается колорит и как следствие живописное произведение.

Цветовое видение как основа живописного восприятия заложено в человеке от природы, не считая отклонений в здоровье (дальтонизм), оно может провялятся в разных степенях у кого-то оно может быть обостренным и развитым, а у кого-то наоборот. В случае нарушения уровня цветового видения или болезни цветового восприятия, человек не сможет стать живописцем, но сможет развить в себе другие виды художественного восприятия.

Рассматривая систему художественного восприятия как высшую точку творческого мышления, нельзя не обратить внимание на тот факт, что живописное и колористического восприятие находятся практически на одном уровне творческого развития, и все же между данными процессами зрительного восприятия есть большая разница. Нельзя сформировать живописное восприятие, не пройдя этап колористического восприятия, так как колорит является наиболее важной единицей в системе живописного обучения. Как известно, колорит в живописи — характерная сложившаяся система цветов и оттенков, способная передать эмоциональное состояние и освещенность в художественном произведении [6], а колористическое восприятие — это способность видеть и объединять в единую цветотоновую систему зачастую разрозненные в природе зрительные впечатления [7]. В результате выше сказанного можно сделать вывод, что каждый человек может обладать цветовым видением, характеризующимся способностью различать оттенки окружающего мира, но не каждый человек способен обладает колористическим восприятие и умением систематизировать увиденные цвета и оттенки в единую, гармоничную картину.

Колористическое и живописное восприятие формируется в процессе обучения. Ребенок пришедший в школу может в большей или меньшей степени обладать колористическим восприятием, кому-то от природы дано гармонично составлять цветовые сочетания, а кому-то нужно прилагать определённые усилия и обучатся. В отличие от колористического восприятия живописное восприятия формируется только средствами живописной практики и в процессе обучения. Например, формирование живописного восприятия может осуществляется по средствам анализа: пространства, цвета, формы и объема, поскольку данные характеристики входят в структуры живописного восприятия. В процессе такого аналитического восприятия обостряется цветовое видение и формируется живописное восприятия.

В художественном образовании, живописным часто называют творческие работы выполнение в графике, ученый Г. Вельфлин описывая методы и приемы изображений указывает, что при графическом восприятие акцент делается в основном на контуры, силуэты [8]. В то время, когда художник работает над графическим произведением, он старается выделить форму, контур, силуэт, подчеркнуть линию и передать особый графический характер. Художник, обладающий живописным восприятием и работающий над живописным произведением отвлекает внимание от контуров, стараясь сделать их менее заметными. Предметы и объекты становятся пятнами, распределенными то тону и образующие единый образ. Но нельзя говорить о том, что графические картины не могут быть живописными, в случае если художник создаёт графическое произведение пользуясь законами живописи и не обостряет внимание на контурах и силуэтах, то смело можно говорить о живописности данного графического произведения. Таким образом можно сделать вывод, что живописное восприятие в некоторых случаях исключает колорит, например, работы многих живописцев выполненные в технике «гризайль» можно назвать живописными.

Анализируя особенности творческого процесса восприятия (художественного, живописного, колористического) можно сделать выводы о том, что первоначальной ступенью к творческому мышлению является цветовое видение. Ребенок осознано или нет видит цвета, распознает их и складывает в определенные системы, и как только эти системы образуют колорит, тогда можно говорить о сформированном колористическом восприятие. В случае создания ребенком живописного произведения, в котором сочетание цветов образуют гармонию и колорит, композиция уравновешена, живописная техника отражают красоту окружающего мира и воздействуют на чувства и эмоции, тогда можно говорить о сформированной живописного восприятия. Данный факт способствует тому, что живописное восприятие — это процесс при котором учитывается не только видение и восприятие цвета, но и умение находить неразрывную связь цвета с многообразием нюансных отношений натуры, в связи с освещением, расположением предметов в пространстве, композицией, воздушной и линейной перспективой и умением художника воздействовать на зрителя. Наивысшим уровнем развития творческого развития является художественное восприятие, в отличии от живописного, художественное восприятие вкладывает в умение художником не только правильно распоряжается своими способностями, но и еще наполнять художественное произведение идеей, смыслом, эстетикой и другими художественно-творческими понятиями.

В результате анализа теоретической литературы по вопросам психологии и философии восприятия, а также при изучении теоретических трудов по искусствоведению, обзора теории и методов преподавания живописи были сделаны выводы о том, что живописное восприятие складывается из следующих составляющих:

‒ развитое цветового видения (способность создавать гармоничный колорит, грамотно использовать основы цветоведения, уметь видеть и распределять тончайшие нюансы цветовых отношений при воздействии на предмет окружающей среды);

‒ развитое целостностое видение (способность создавать единство между деталями изображения, умение грамотно использовать законы композиции, умение выявлять пропорциональные отношения в изображении);

‒ развитое живописно-пространственное видение (способность грамотно передавать световоздушную среду, умение обобщать форму и передавать объем средствами светотени и тона);

‒ эмоциональная выразительность (способность использовать и преобразовывать цвет как образную составляющую, умение предавать средствами композиции творческую идею и замысел).

Литература:

  1. Бойко, Е. И. Механизм умственной деятельности: Динамические временные связи / Е. И. Бойко. — Москва: Педагогика, 1976. — 248 с.
  2. Якобсон, П. М. Психология художественного восприятия / П. М. Якобсон. — Москва: Искусство, 1964. — 86 с.
  3. Выготский, Л. С. Психология искусства / под ред. М. Г. Ярошевского. — Москва: Педагогика, 1987. — 344 с.
  4. Виргилис Н. Ю., Зинченко В. П. Проблемы адекватности образа. — «Вопросы философии». 1967, № 4, с.55–65.
  5. А. Г. Асмолов Личность как предмет психологического исследования. с.189].
  6. Алексеев, С. С. О колорите / С. С. Алексеев. — Москва: Изобразительное искусство, 1974. — 172 с.: ил.
  7. Базыма, Б. А. Психология цвета: теория и практика / Б. А. Базыма. — Санкт-Петербург.: Речь, 2007. — 205 с., ил.
  8. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. — М.-.: 1930.-290 с.: и.
Основные термины (генерируются автоматически): живописное восприятие, художественное восприятие, цветовое видение, восприятие, колористическое восприятие, графическое произведение, живописное произведение, процесс, творческое мышление, художественное произведение.


Задать вопрос