В соответствии с федеральным государственным стандартом, главная задача обучения — подготовка детей к жизни, умение самостоятельно оценивать и отбирать полученную информацию, так как ребенок включен в информационные процессы (телевидение, компьютер, Интернет), и ему приходится активно воспринимать и перерабатывать мощный поток информации. А в период ученичества дети фактически лишь в игре получают возможность трансформации окружающего мира в соответствии со своими желаниями, и, кроме того, игра, как справедливо утверждает Д. Брунер, является источником удовольствия для ребенка, она способствует его безболезненной адаптации к условиям социальной жизни в дальнейшем. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения и воспитания, развивающей подобные умения, является игра [1].
А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: " Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре... " [6].
Игра содействует формированию физических и духовных способностей растущего человека, его познавательной деятельности, воображения, воли. Игра — это школа общения. Ребенок учится в игре понимать другого, входить в его положение, что чрезвычайно важно для жизни в обществе. Поэтому игра — действенное средство нравственного воспитания и модель “взрослой” жизни [2].
Воспитательный потенциал игры и ее влияние на развитие детской личности особенно, ярко обнаруживают себя при тщательном изучении и использовании скрытых игровых механизмов. В процессе игры у детей возникают три вида целей. Цель первая — наиболее общая — наслаждение, удовольствие от игры. Вторая цель — это и есть собственно игровая задача, связанная с выполнением правил, разыгрыванием сюжета, роли. Третья цель непосредственно связана с процессом выполнения игровой задачи, что по сути своей составляет творчество [3].
Таким образом, игра становится средством перевода требований, предъявляемых к ребенку взрослыми, в требования, которые ребенок предъявляет сам себе. Это и составляет основной механизм ее влияния на личность ребенка и процесс его самовоспитания.
В игровой деятельности также происходит развитие подструктур личности ребенка и сфер психики, обеспечивающих их выполнение. К ним относятся интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная, волевая, предметно-практическая, экзистенциальная и сфера саморегуляции. Эти сферы в развитом виде характеризуют целостность, гармоничность, индивидуальность и разносторонность человека. От их развития зависит его социальная активность. Они же определяют его образ жизнедеятельности. Рассмотрим их сущности, прежде всего в качестве целей развития школьника.
Интеллектуальная сфера, характеризуется видами, стилем мышления, качествами ума, познавательными процессами, мыслительными операциями, умениями учиться, внепредметными и предметными знаниями, умениями и навыками, целостной системой общеобразовательных и специальных знаний [4].
Мотивационная сфера включает всю совокупность потребностей, мотивов и целей человека, которые формируются и развиваются в течение всей его жизни [4].
Эмоциональная сфера характеризуется не только эмоциями и чувствами, но также тревожностью и самооценкой. [4].
Волевая сфера характеризуется осознанной постановкой человеком цели, сверхзадачи. Человеку с развитой волей присущи целеустремленность, преодоление внешних и внутренних препятствий, преодоление мышечного и нервного напряжения, самообладание, инициатива [4].
Сфера саморегуляции характеризуется свободой выбора целей и средств их достижения; осознанностью их выбора; совестливостью, самокритичностью, разносторонностью и осмысленностью действий; умением соотносить свое поведение с действиями других людей; добропорядочностью, рефлексией, оптимистичностью; умением человека управлять своими физическими и психическими состояниями, умением удерживать их на должном уровне. [4].
Предметно-практическая сфера включает в себя способности, поступки, умения учащихся в различных видах деятельности и общении [4].
Экзистенциальная сфера характеризуется гармонией чувств и поступков, слова и дела, чувств и общения, которые выражаются в жизненной позиции человека по отношению к себе и другим [4].
Таким образом, организация в учебном процессе игровой деятельности младших школьников, направленной на их личностное развитие, предполагает, с одной стороны, осознание педагогом тех психических сфер, развитие которых обеспечивает конкретная игра, с другой — использование тех игр, которые обеспечивают комплексное развитие сфер психики ребенка.
Г. К. Селевко описывает три функции игровой деятельности — воспитывающую, развивающую и социализирующую. Обратимся к его интерпретации названных функций.
Воспитывающая функция учебных игр исходит из специфики игры, ее характера, которые востребуют волевые усилия, развивают целеустремленность, так как без них нет победы в игре. Одновременно, игра способствует развитию самодисциплины, так как нарушение игровых правил ведет к разрушению игрового пространства, точно также как неумение вести себя в коллективе либо выводит участника ее вне игры или разрушает игру.
Развивающая функция состоит в том, что игра ставит участника в такие ситуации, что он вынужден самостоятельно искать решение проблемы. Однако для этого необходимо научиться формулировать эту проблему, обсудить ее, что без хорошего развития мышления и речи представляется затруднительным. Игра в любом ее виде способствует творчеству, развитию находчивости, воображения, особенно деловые игры. Постоянный активный поиск, некоторая непредсказуемость игры, заключенная в ней тайна, способствует поддержанию познавательного интереса, развитию мотивации учебной деятельности.
Социализирующая функция заключена в том, что через игру происходит приобщение к общечеловеческой и национальной культуре, происходит полилог культур. Не в назидательной, а в непринужденной форме учащийся обучается основным нормам поведения в обществе. Обладая уникальными психотерапевтическими свойствами, игра вводит ребенка с наименьшими для него потерями в общество, при этом учащийся сам проводит диагностику, определяя ближайший уровень развития.
В игре мы выделяем обучающую, развивающую, воспитывающую и социализирующую функции, которые воздействуют на все сферы личности. Причем обучающая функция игры выступает источником и средством развития и воспитания личности. Влияние игры на развитие личности представлено на рисунке № 1:
Рис. 1. Влияние игры на развитие личности ребенка
Большое влияние на формирование личности ребенка оказывают такие игры, как: сюжетно-ролевые и тематические дидактические, подвижные и театрализованные игры. Они представлены в таблице № 1.
Таблица 1
Виды игр |
Характеристика |
Дидактические игры |
Данный вид игры имеет готовый игровой материал, замысел и правила. Дидактические игры имеют цель, т. е. эта игра направлена на получение конкретного результата. Цель имеет два аспекта: — познавательный, т. е. то, чему мы должны научить ребенка; — воспитательный, т. е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям. Игровой замысел представляет собой игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Среди дидактических игр можно выделить: — игры, направленные на развитие гуманных, нравственных отношений, волевых качеств личности, которые выражаются в поступках и действиях. — игры, способствующие сенсорному развитию (слуховое восприятие, восприятие цвета, формы, качеств, величины). — игры, развивающие познавательные процессы (интеллект, память, внимание, речь). |
Подвижные игры |
Направлены на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворении их биологической потребности в движениях. Подвижные игры должны содержать интересные двигательные задания, игровые образы, неожиданные ситуации. Существуют подвижные игры, направленные на развитие ловкости, координации движения, скорости и т. д. |
Театрализованные игры |
Делают возможным знакомство школьника с окружающим миром через образы, краски, звуки. Зрелищность вызывает радость, а сказочность образов усиливает привлекательность игры. Театрализованные игры делят на режиссерские и игры-драматизации. К режиссерским относят настольный театр, теневой театр. Тут ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа — объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. |
Сюжетно-ролевые |
В ходе сюжетно-ролевых игр школьник берет на себя определенные роли и подчиняется правилам, требуя и от других детей их соблюдения. Учитывая данную особенность сюжетно-ролевых игр, взрослому важно грамотно руководить игрой детей, чтобы донести до них нравственные нормы поведения и правила, которые воспроизводятся детьми в процессе игровой деятельности. |
Результатом игры являются более глубокие представления детей о жизни и деятельности взрослых людей, об их обязанностях, переживаниях, мыслях и отношениях. Результатом игры являются также формирующиеся в процессе игры товарищеские чувства, гуманное отношение к людям, разнообразные познавательные интересы и умственные способности детей. В игре развиваются наблюдательность и память, внимание и мышление, творческое воображение и воля. Важнейшим результатом игры является глубокая эмоциональная удовлетворенность детей самим процессом игры, в наибольшей мере отвечающей их потребностям и возможностям действенного познания окружающего мира и активного общения с людьми. [5]. Таким образом, можно сказать, что в игре происходит развитие всех сфер личности ребенка.
Литература:
- Брунер Д. Игра, мышление, речь // Перспективы: Вопросы образования. 1987. — № 1.
- Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. — 1966. — № 6.
- Гельфан, Е.М., Шмаков С. А. От игры к самовоспитанию./ Е. М. Гельфан, С. А. Шмаков. — М.: Педагогика. — 1971. — 104с.
- Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие / Калинингр. ун-т. — Калининград, 2000. — 572с.
- Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. — М.: Просвещение, 1971.
- Макаренко А. С. Лекции о воспитании. — М.: Просвещение, 2000. — 246 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Просвещение, 1998.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2010. — 31с. — (Стандарты второго поколения)
- Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: «Владос» 1999. — 360с.