Концепция национальной безопасности России — основа политики государства. Она представляет собой систему взглядов на ее национальные интересы, потребности, средства и способы их реализации и защиты от всех видов угроз, которые исходят от врагов, технических объектов и природы. Проблемы национальной безопасности всегда привлекали внимание ученых и практиков, известных политиков и государственных деятелей.
К определению безопасности в УИС необходимо подходить с позиции «безопасность», которое дает ст. 1 Закона РФ «О безопасности» 1992 года и Концепции национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: «Безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов общества, государства, личности от внешних и внутренних факторов». Все его составляющие как субъекты безопасности призваны стремиться к тому, чтобы их интересы находились под надежной защитой. Высшей же целью политики является создание необходимых условий для благополучного, стабильного и устойчивого развития общества, его структур и институтов.
В современных условиях развития укрепление национальной безопасности России находится в зоне пристального внимания государства. Беспрецедентное расширения блока НАТО, политические и экономические санкции, введенные против нашей страны США и странами ЕЭС, события на юго-востоке Украины, попытки вербовки молодых людей в запрещенную в России террористическую организацию ИГИЛ, стремления либеральных лжепатриотов дестабилизировать внутреннюю ситуацию в стране, спекулируя на спаде экономического и социального уровня жизни населения, — все это требует пристального внимания к вопросам национальной безопасности. Кроме того, возросшая экономическая дифференциация уровня жизни населения сопровождается массовой коррупцией, наркотизацией населения, особенно молодежи, что также составляет угрозу национальной безопасности.
Правоохранительная система государства включает в себя многие подсистемы, которые выполняют различные функции. Для реализации назначенного судом наказания в России создана уголовно-исполнительная система (УИС), обеспечивающая изоляцию от общества наиболее опасных преступников, тем самым лишая их возможности вновь совершать преступления против граждан, общества и государства. В силу функциональности своей деятельности УИС оказывает существенное влияние и на другие отношения в обществе, включая экономику, духовность, мораль, здравоохранение.
Лишая свободы гражданина, совершившего преступное деяние, преступившего закон, государство в то же время берет на себя обязательство соблюдать его правовой статус, а также охранять его жизнь и здоровье. К сожалению, следует констатировать, что здесь наблюдаются негативные тенденции. Общее количество лиц, содержащихся под стражей, остается высоким. В некоторых регионах их число превышает количество мест в следственных изоляторах. Переполнение учреждений приводит к общему ухудшению условий содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, нарушаются права и интересы осужденных лиц, содержащихся под стражей, увеличивается нагрузка работников УИС, и создаются конфликтные ситуации. Так, практически каждый десятый осужденный болен туберкулезом. Европейский суд по правам человека уже заинтересовался этой проблемой, принимая к своему производству претензии россиян по возмещению ущерба, причиненного их здоровью во время нахождения в местах лишения свободы. Следовательно, проблема безопасности уголовно-исполнительной системы носит многоаспектный характер, имея важное теоретическое и практическое значение. Очевидно, что без тщательного научного анализа всего комплекса возникающих связей и отношений нельзя разработать и реализовать адекватные меры по преодолению имеющихся негативных явлений, по созданию эффективной системы УИС, отвечающей современным требованиям.
Проблема влияния УИС на внутреннюю безопасность государства анализируется и в контексте криминализации общества в целом. Дело в том, что почва для этого была подготовлена частью населения, которая, преступив закон, прошла через уголовно — исполнительную систему и приобрела тюремный опыт, определяющий ее поведение в обстановке вседозволенности, возможностей присвоения чужого существа, незаконного обогащения, безнаказанного глумления над человеком.
Уголовно-исполнительная система в организме государства является одним из важнейших органов «иммунной» системы государства. В течении длительного периода времени, до 1992 года работа УИС носила репрессивный характер, и это, наверное, одна из самых значительных причин сложности ее состояния. Как отмечает профессор Т. Ф. Минязева, уголовно — исполнительная система требует серьезного реформирования, принятия мер на законодательном уровне, закрепляющих и расширяющих правовой статус заключенных.
Многочисленные внутренние и внешние угрозы мешают успешному развитию общества и государства, требуют повышенного внимания к наиболее острым социально-политическим проблемам. Нам представляется, что серьезные внутренние угрозы национальной безопасности в настоящее время связанны с изъянами российской уголовно-исполнительной системы. Наиболее важной проблемой является утрата социального статуса личности осужденного, которая опасна тенденцией к увеличению рецидивов преступления. Люди, отбывшие наказание, рано или поздно выходят на свободу. Как пройдет их социализация, с какими целями, мыслями, настроениями и интересами они возвращаются в гражданское общество — все это в значительной степени, на наш взгляд, зависит от состояния уголовно — исполнительной системы.
С развитием и укреплением российской государственности постепенно реформируется и укрепляется уголовно-исполнительная система. Распоряжением Правительства от 14 октября 2010 года утверждена Концепция развития уголовно — исполнительной системы РФ до 2020 года. В соответствии с названным документом УИС при исполнении наказания ориентируется на международные стандарты соблюдения прав человека. В сфере материально — бытовых условий содержания планируется завершение в 2017 году строительства и ввод в эксплуатацию 26 следственных изоляторов, условия содержания в которых будут соответствовать европейским стандартам. Это позволит устранить основания обращения осужденных граждан в Европейский суд по правам человека. Утверждена разработка новых видов вещевого довольствия для осужденных, которая отвечает международным стандартам. В целях гуманизации уголовного законодательства Министерство юстиции РФ подготовило поправки в УИК, которые расширяют права осужденных, например, дают право осужденным за тяжкие преступления, в том числе пожизненно осужденным, на одно длительное свидание в течение года.
Концепция развития УИС предусматривает также повышение профессиональных знаний и правовой культуры сотрудников уголовно — исполнительной системы Российской Федерации.
Таким образом, УИС, осуществляя функцию защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства, является неотъемлемой частью и одним из факторов национальной безопасности России.
Литература:
- Хохряков Г. Ф. Парадоксы тюрьмы. — М.; Юридическая литература. — 1991.
- Антонян Ю. Гуманизация и дифференциация условий содержания осужденных. // Государство и право. 1995. — № 8.
- Перминов О. Г. Основы уголовно-исполнительного права. М. Былина. — 2012.
- Теоретические и практические проблемы деятельности уголовно-исполнительной системы; Сборник научных трудов. – М., НИИ УИС Минюста РФ, 2001.
- Уголовно-исполнительный кодекс РФ: федеральный закон от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ // Собрания законодательства Российской Федерации. 1997. № 2, ст. 198.
- Минязева Т. Ф. Правовой статус личности осужденных в Российской Федерации». М. НОРМА. ИНФРА-М. 2011 г.