Проблема: Решение квадратных уравнений нерациональным способом. Изучив данную тему в 8 классе, учащиеся в старших классах забывают и порой не видят неполные квадратные уравнения и решают их как полные квадратные уравнения, а на это тратится гораздо больше времени. А это потеря времени существенна при сдаче экзамена по математике в форме ЕНТ.
Цель: Изучить различные способы решения квадратных уравнений и отобрать среди них самые оптимальные и быстрые способы решения квадратных уравнений.
Объект исследования: квадратные уравнения.
Еще в Древнем Вавилоне около 2000 лет до н. э. умели решать квадратные уравнения. Необходимость решать их возникла, когда нужно было решать задачи, связанные с нахождением площадей земельных участков. Правила решения вавилонян по существу совпадают с современными, только их решения даны в виде рецептов, без указания способов их нахождения.
В Древней Индии, в 7-ом веке индийский ученый Брахмагупта изложил общее правило решения квадратных уравнений, приведенных к единой канонической форме: ax2 + bx = c, a >0; в этом уравнении коэффициенты, кроме а, могут быть и отрицательными. Его правило совпадает с настоящим правилом решения квадратных уравнений. Уже в то время в Древней Индии решали задачи, приводимые к составлению квадратных уравнений, где использовали метод выделения полного квадрата.
Общее правило решения квадратных уравнений, приведенных к единому каноническому виду х2 + bx = c, при всевозможных комбинациях знаков коэффициентов b,c было сформулировано в Европе лишь в 1544 г. М.Штифелем.
Всем известная теорема Виета была сформулирована впервые в 1591 г., однако он не признавал отрицательных чисел и при решении уравнений рассматривал лишь случаи, когда все корни положительны. Однако символика Виета была далека от современного вида. Лишь в XVII в. благодаря трудам Жирара, Декарта, Ньютона и других ученых способ решения квадратных уравнений принимает современный вид.
Определение. Квадратным называется уравнение вида: ax2 +bx + c = 0, a 0, в котором х – переменная, а,b,с – любые числа.
Числа а и b называются первым и вторым коэффициентами, а число с – свободным членом квадратного уравнения.
В школьном курсе математики изучаются следующие способы решения квадратных уравнений:
1. Решение с помощью формул корней квадратного уравнения. Таким способом можно решать любые квадратные уравнения.
2. Если второй коэффициент b = 2k – четное число, то формулу корней можно записать в виде:
3. Решение с помощью теоремы Виета, с ее помощью решаются квадратные уравнения с целыми корнями (а = 1), эти корни без труда находятся подбором.
В настоящее время можно привести еще несколько способов решения квадратных уравнений:
4. Способ разложения левой части на множители.
Например: Решим уравнение:
Левую часть уравнения разложим на множители:
.
Таким образом уравнение запишется так:
. Произведение двух множителей равно нулю тогда только тогда, когда один из множителей равен нулю, т. е. или , отсюда x= -10 , или x = 2.
5. Способ выделения полного квадрата
Например: Решить уравнение:
.
x1=1, или x+3=-4, x2=-7.
6. Решение квадратных уравнений с помощью циркуля и линейки.
Графический способ решения квадратных уравнений с помощью параболы неудобен. Если строить параболу по точкам, то требуется много времени, и при этом степень точности получаемых результатов невелика.
Предлагаю следующий способ нахождения корней квадратного уравнения с помощью циркуля и линейки.
Допустим, что искомая окружность пересекает ось абсцисс в точках B(x1;0) и D(x2;0), где x1 и x2 – корни уравнения , и проходит через точки A(0;1) и C(0;c/a) на оси ординат. Тогда по теореме о секущих имеем OB • OD= OA • OC, откуда OC= OB • OD/OA= x1x2/ 1= c/a
Центр окружности находится в точке пересечения перпендикуляров SF и SK, восстановленных в серединах хорд AC и BD
итак:
1) Построим точки (центр окружности) и A(0;1);
2) Проведем окружность с радиусом SА;
3) Абсцисс точек пересечения этой окружности с осью Ох являются корнями исходного квадратного уравнения.
7. Решение квадратных уравнений с помощью номограммы.
Этот старый и забытый способ решения квадратных уравнений.
Номограмма для решения уравнения z2+pz+q=0. Эта номограмма позволяет не решая квадратного уравнения, по его коэффициентам определить корни уравнения. Криволинейная шкала номограммы построена по формулам.
8. Геометрический способ решения квадратных уравнений.
В древности, когда геометрия была более развита, чем алгебра, квадратные уравнения решали не алгебраически, а геометрически. Приведу ставший знаменитым пример из «Алгебры» Аль-Хорезми.
Решим уравнение х2+6х-16=0
х2+6х=16, или х2+6х+9=16+9.
Выражения х2+6х+9 и 16+9 геометрически представляют собой один и тот же квадрат, а исходное уравнение х2+6х-16+9-9=0 – одно и то же уравнение. Откуда и получаем, что х+3=±5, или х1=2, х2=-8
9. Решение квадратных уравнений с помощью теоремы Виета становится уже практически неприменимым, если уравнение имеет дробные корни. Для преодоления озникшей трудности используется следующий прием: «перебросить» коэффициент а в свободный член (умножить свободный член на а). После этого найти корни нового уравнения и разделить их на а.
Приведем пример. Решить уравнение: 12х2 +13х +3 = 0; а= 12,
Таким образом: х2 + 13х + 3 · 12 = 0; Теперь свободный член равен 36, по теореме Виета сумма двух корней должна быть равна (-13). Эти числа (-4) и (-9). Тогда разделив их на 12, получим, что корни исходного уравнения:
10. Способ использования свойств коэффициентов.
Пусть дано квадратное уравнение ax2 +bx +c =0 .
а) Если а+ b+с = 0 (то есть сумма коэффициентов уравнения равна нулю), то
Например. Решить уравнение 345 х2 – 137х -208 =0. Т. к. 345-137-208=0, то
б) Если a - b+c=0 или b=a+c , то
Например. Решим уравнение: 11 х2 +27х +16 = 0, так как, 11+16 =27, то
При решении показательных, логарифмических, тригонометрических, иррациональтных, биквадратных и др. уравнений используются квадратные уравнения. Многие текстовые задачи решаются составлением квадратных уравнений. Подводя итоги, можно сделать вывод: квадратные уравнения играют огромную роль в развитии математики. Способов решения их очень немало. Приведенные же способы решения квадратных уравнений специального вида позволяют очень быстро и рационально решать многие уравнения. Умение быстро находить корни квадратного уравнения имеет большое значение при тестировании и сдаче экзаменов. Знание способов быстрого решения квадратных уравнений может пригодиться нам на притяжении всей жизни. Эти методы решения квадратных уравнений просты в применении и они, безусловно, должны заинтересовать увлекающихся математикой учеников.
Литература:
- Глейзер Г.И. История математики в школе. – М.: Просвещение, 1982.
- Гусев В.А., Мордкович А.Г. Математика: Справочные материалы: Книга для учащихся, – М.: Просвещение, 1988.
- Окунев А.К. Квадратные функции, уравнения и неравенства.
- Рустюмова И.П., Рустюмова С.Т. Пособие для подготовки к ЕНТ по математике. – Алматы, 2010. – 716 с.