Актуальность темы «Индивидуальные особенности памяти младшего школьника» обусловлена тем, что на сегодняшний день существует проблема развития памяти младших школьников т. к. с каждым годом учебная нагрузка возрастает, ребенок должен усвоить большой объем учебного материала и уметь оперировать им. Количество информации все больше и больше, поэтому младшим школьникам все труднее ее запомнить. Много сил уходит на то чтобы развить и расширить память учащихся. Проблема состоит в том, что в данное время младший школьник не способен воспроизвести определенную информацию из памяти. Важно выявить причины забывания памяти младшего школьника, а также, какими способами и методами можно улучшить и расширить объем сохранения памяти.
В младшем школьном возрасте благодаря достигнутому уровню психического развития и под влиянием новых видов деятельности, а также новых требований, предъявляемых к ребенку, происходит дальнейшее усложнение и совершенствование процессов памяти.
Чтобы дети лучше сохранили в памяти какой-либо материал, необходимо организовать их деятельность с этим материалом. Мы исследовали память младшего школьника во 2 классе 52 школы г. Караганды.
В изучении особенностей памяти младшего школьника мы использовали методики «Диагностика типа памяти». Цель исследования: определение типа памяти у младших школьников методом воспроизведения по-разному воспринятых слов. Методика «Повторение цифр». Цель исследования: определить объем кратковременной памяти.
Таблица 1
Слуховое запоминание
Уровни |
Количество детей |
Процентное соотношение |
Высокий |
5 |
26 |
Средний |
6 |
32 |
Низкий |
8 |
42 |
Рис. 1. Диаграмма № 1
Таблица 2
Зрительное запоминание
Уровни |
Количество детей |
Процентное соотношение |
Высокий |
9 |
47 |
Средний |
6 |
32 |
Низкий |
4 |
21 |
Рис. 2. Диаграмма № 2
Таблица 3
Моторно-слуховое запоминание
Уровни |
Количество детей |
Процентное соотношение |
Высокий |
5 |
26 |
Средний |
7 |
37 |
Низкий |
7 |
37 |
Рис. 3. Диаграмма № 3
Таблица 4
Комбинированное запоминание
Уровни |
Количество детей |
Процентное соотношение |
Высокий |
9 |
47 |
Средний |
7 |
37 |
Низкий |
3 |
16 |
Рис. 4. Диаграмма № 4
Результаты изучения диагностики типов памяти показали, что у детей преобладают средние, ниже среднего, высокие показатели типов памяти. Если обратить внимание на таблицы, то мы видим, что моторно-слуховое запоминание средние показатели, зрительное запоминание, высокие результаты 47%, комбинированное запоминание тоже высокие показатели 47%. Слуховое запоминание показатели средние, ниже среднего. Это говорит о том, что слуховое запоминание необходимо развивать. Много информации в начальных классах на слуховое запоминание. Моторно-слуховое запоминание показали средние результаты. В процессе обучения дети испытывают затруднения в запоминании учебного материала, это значит, что необходима коррекция способов запоминания учебного материала. Важно научить детей запоминать осмысленно материал. Учащийся не только вспоминает, но и начинает решать особые мнемические задачи на произвольное намеренное запоминание или воспроизведение требуемого материала.
Методика «Повторение цифр» показала следующие результаты. Мы определяли объем кратковременной памяти.
Рис. 5. Диаграмма № 5. Количество воспроизведенных слов
В методике «Повторение цифр» нужно было воспроизвести в порядке. Самые высокие показатели 28, 27, 26 количество воспроизведенных слов.
Учащиеся показали неплохие результаты. Но данная методика при которой определялся объем кратковременной памяти показывает средние и ниже средние результаты. Исходя из полученных результатов можно сделать вывод: требуется тренировка произвольного, целенаправленного внимания и увеличение объема кратковременной памяти для легкого воспроизведения детьми учебного материала.
Рис. 6. Диаграмма № 6
По результатам 3 повторений можно сделать вывод: после 1 повторения учащиеся показали средние результаты запоминания слов; после 2 повторения учащиеся показали средний и высокий результат; после 3 повторения учащиеся показали высокий результат.
В процессе исследования наблюдается увеличение запоминаемых слов детьми, а также воспроизводимость от раза к разу одинаковое количество одних и тех же слов.
Из этого следует, что нужно развивать память, тренировать в детях осмысленность и сознательность запоминаемого материала, научить устанавливать смысловые связи между словами.
От наиболее простых приемов запоминания через повторение и воспроизведение учащийся переходит к группировке и осмыслению связей основных частей заучиваемого материала. Для запоминания используются схемы и модели. В этом возрасте формируется способность сосредотачивать внимание на требуемом учебном содержании. Внимание становится целенаправленным и произвольным, увеличивается его объём, возрастает способность распределять внимание между несколькими объектами.
Развитие памяти у младших школьников играет важную роль в его учебной деятельности, в частности, на уроках литературы, математике, при изучении различных языков. Если у школьников недостаточно развиты различные виды памяти, присуще его возрасту, то ученику сложнее будет не только воспринимать, но осознавать и воспроизводить логическую цепочку рассуждений, ребенок с трудом будет усваивать учебную программу, рискуя стать отстающим среди своих одноклассников.
Учителю следует уделять время для проведения специальных упражнений, которые помогли бы детям развить память как зрительную, слуховую, так и моторную, моторно-слуховую и другие ее виды.
После выполнения упражнений через некоторое время у учителя есть возможность проверить повысился ли уровень результатов, проведенных методик или нет.
Память играет важную роль в учебном процессе школьника, и. в связи с этим, нужно помогать детям в ее развитии, формировать и укреплять навыки самостоятельной работы над собой. Все это поможет детям в будущей их жизни, в том числе и будущей работе.
Литература:
- Выготский А.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991.
- Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2003.
- Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – М. 1981. – 156 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986. – 185 с.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Просвещение, 1993. – С. 15.