Мақалада студенттердің ғылыми-зерттеу қызметі.
Научно-исследовательская работа – это работа научного характера, связанная с научным поиском, проведением исследований, в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, установления закономерностей, проявляющихся в природе и в обществе.
Научно-исследовательская работа позволяет нам студентам формировать нашу познавательную самостоятельность.
Научно-исследовательская работа способствует: развитию интереса, расширению знаний по общеобразовательным дисциплинам, по спецпредметам; созданию предпосылок для развития научного образа мышления; освоению творческого подхода к педагогической деятельности.
На подготовительном этапе выбор темы задается преподавателем. Тема окончательно формулируется при подготовке материалов к презентации. Она отражает суть выполненной работы. При определении цели работы нам важно точно представить, что мы собираемся сделать, чего достичь при выполнении работы. Цель может видоизменяться во время выполнения работы, но в каждый конкретный момент четко определена. Выбор объекта исследования, определяется целью работы, реальными возможностями. Обоснован с точки зрения возможности получения достоверных результатов. Формулирование рабочей гипотезы определяется конкретными задачами, решение которых позволит достичь поставленной цели. Жестко связаны с поставленной целью работы. Определение этапов выполнения работы позволяет студенту последовательно, а не хаотично продвигаться к достижению цели.
Поиск и изучение литературы по теме исследования позволяет понять, что уже известно в рамках выбранной научной тематики, уяснить основные термины, понятия, сравнить взгляды разных авторов на проблему.
Тема нашего исследования: «Проблемы взаимоотношения младшего и старшего ребенка в семье». В нашей работе мы хотели изучить, что отношение родителей к младшему и старшему ребенку отличается, что в дальнейшем сказывается на его мировосприятии, показать к чему приводит соперничество между детьми в семье, и соперничество – это путь к собственному развитию или вражде?
Мы рассматривали отношения родителей к детям и детей к родителям в семье.
Эта проблема имеет быть в настоящее время, вопрос отцов и детей, и конфликтность братьев (сестер) всегда будет актуальна, пока мы живем.
Младший ребенок в семье с детства растет в окружении всеобщего обожания: он ведь самый маленький! Ему многое прощают, стараются не давать много поручений, закрывают глаза на его шалости. Поэтому развитие младшего ребенка в семье может пойти двумя путями. Он может начать пытаться доказывать окружающим, что он сам прекрасно справится с тем, что обычно делают за него, что он лучше в том или ином деле (и часто так оно и бывает). Либо (если ребенок недостаточно уверен в своих силах или его очень сильно балуют), он не стремится что-то делать и доказывать окружающим, что он лучший. Он становится зависимым от них, легко подчинятся их воле или внешним обстоятельствам и совершенно не умеет разрешать различные жизненные ситуации. Кроме того, привыкнув быть в центре внимания, такой ребенок не может полноценно строить взаимоотношения с окружающими.
Когда в семье появляется второй ребенок, старший нередко начинает понимать, что время безраздельного владения родительским сердцем закончилось. И здесь все дальнейшее формирование характеров детей целиком и полностью зависит от родителей. И старший, и младший ребенок должны быть полностью уверены в том, что их любят. Что родителям они интересны сами по себе, а не только из-за того, что кому-то надо понянчится с младшим, пока мама занята, или старший в его годы вовсю умел читать, а он пока еще еле-еле складывает слоги в слова. Кроме того, у старшего ребенка в этом случае может появляться чувство зависти и враждебности по отношению к младшему, усталость от чрезмерной нагрузки по уходу за малышом, что накладывает отпечаток на формирование его характера и переносится потом во взрослую жизнь. Видя плохое отношение к себе своего старшего брата или сестры, младший также может становиться агрессивным по отношению к нему, начинает пакостить за родительской спиной, сваливая всю вину на него. И все это возникает из-за тревоги и неуверенности в том, что старший брат или сестра его любит.
Целью нашего исследования является изучение взаимоотношение детей в семье, в зависимости от того, он старший или младший.
Объектом нашего исследования стали студенты Карагандинского гуманитарного колледжа с первого по третий курс.
Предметом исследования является взаимоотношение младшего и старшего ребенка в семье, как на нем отразилось, если он старший или каким он стал, если он младший.
Всего респондентов было 73. Чтобы достигнуть цели работы, мы с руководителем разработали опросник, с помощью которого хотели узнать:
1) Каким ребенком в семье является респондент (младшим/старшим).
2) Какого пола респондент.
3) Оценить по 5бальной шкале отношение родителей к респонденту и его брату/сестре.
4) Влияет ли, пол и возраст детей на отношение родителей.
5) Кого больше выделяют в семье респондента.
6) Важно ли родителям респондента знать о чем он думает или думают его братья или сестры
7) Поддерживают ли родители респондента в его начинаниях или критикуют
8) Когда ругают брата/сестру респондент испытывает чувство сопереживания или превосходства или злорадства.
Итак, наша жизнь разнообразна, но в то же время полна трудностей, с которыми нам приходится сталкиваться чуть ли не ежедневно и, конечно же, решать их. Особенно остро проблемы переживаем мы, подрастающее поколение, так как у нас еще недостаточный жизненный опыт, нет твердой почвы под ногами, и во многом зависим от своих родителей и своего окружения.
В психологическом словаре для родителей находим следующее определение семьи: «Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью…».
В социологии семья рассматривается как: – первичная социальная группа, в которой начинается и протекает-социальная жизнь человека; – основной фактор в социализации.
На самом деле, мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Это целый мир, в котором ребенок живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи ее членом, ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребенок растет либо доброжелательным, открытым, общительным, либо грубым, лицемерным, лживым, что в конечном итоге может привести к нарушению им норм общества и права.
Практически все психологи и психиатры считают, что полностью избежать соперничества детей в семье невозможно. Ведь его истоки лежат в стремлении к завоеванию любви папы и мамы, в ревности по отношению к своему брату или сестре. Сами по себе ревность и соперничество не так уж и плохи – ведь это, по сути, сигналы того, что дети способны любить. Но дело в том, что способов проявления своих чувств маленький ребенок знает немного, что обычно и выливается в бесконечные ссоры, драки и раздоры. Определяющим фактором не только в развитии отношений между детьми, но и в формировании характера и особенностей личности каждого ребенка является порядок рождения в семье. Первенец – всегда первенец. Какое-то время он был «единственным», полностью получал любовь и внимание родителей. И вот ему пришлось испытать горечь «свержения с престола» после рождения второго малыша. Второй ребенок обычно появляется на свет в более спокойной обстановке, к нему на долгое время (а иногда и на всю жизнь) сохраняется отношение как к «младшенькому» – более нежное, трепетное. Однако он с рождения встает перед необходимостью делить любовь родителей с кем-то еще. Пока второй ребенок еще маленький, труднее обычно приходится старшему. Новорожденный получает максимум родительского внимания, находясь в ситуации «безусловной» и всепоглощающей любви. Но проходит время, и из беспомощного младенца он превращается уже в более-менее самостоятельного малыша. На первое место выходит стремление к овладению какими-то навыками, достижениями, а значит, и конкуренция с первенцем. С этого момента можно говорить о соперничестве в полном смысле этого слова. Ребенок строит свое поведение, основываясь на субъективной, подсознательной оценке происходящего вокруг. Уже к двухлетнему возрасту он начинает чувствовать, какое поведение одобряется родителями, какие новые навыки и достижения поощряются ими. Все дети – умелые «манипуляторы». Отличаясь природной наблюдательностью, они очень быстро начинают использовать нужное знание в своих целях. В этом смысле старший ребенок оказывается в более выигрышных условиях: у него было время «разобраться» с подсознательными или осознанными установками родителей и совершенствоваться в этой сфере. Ситуация для второго малыша более сложная. И чаще всего она строится по одному сценарию: ребенок чувствует, что, как ему кажется, необходимо делать, чтобы заслужить любовь родителей, подражает старшему брату и – оказывается в его «тени». Конкуренции, соперничества, а то и открытой вражды вплоть до драк здесь не избежать. Более того, в этой ситуации они будут наиболее оптимальным вариантом развития. Ведь в противном случае получается, что один из детей (чаще всего младший) отказывается от борьбы, теряет надежду достичь ощущения собственной значимости и любви со стороны окружающих. В такой ситуации родителям очень важно с большим пониманием и вниманием отнестись к проявлениям личности своих детей. Если старший ребенок достигает успехов в учебе, музыке или танцах, не нужно все время ставить его в пример малышу. Более того, родители должны внимательно следить, не направляют ли они заранее младшего ребенка по пути развития старшего: например, водят обязательно в одни и те же кружки или секции, заставляют учиться тем же вещам. Напротив, занятия детей лучше разнообразить. Тогда они будут достигать успехов в разных сферах, каждый получит одобрение родителей за собственные достижения, и поводов для соперничества будет меньше. Предоставление детям большей свободы в выборе занятий и проведения досуга не означает потерю контроля над ними: «нестесненное» развитие не значит «неконтролируемое». Психологами было установлено, что терпимое, в некоторых случаях даже снисходительное отношение к путям развития ребенка, является одним из важных факторов будущего психического здоровья личности. Вера в мудрость своего малыша, поддержка, эмоциональная теплота, являются основой для того, чтобы маленький человек сам разобрался в окружающем мире, выбрал свой путь в жизни, и в то же время сохранил нежные и дружеские отношения с семьей.
Развитие отношений между детьми во многом зависит от разницы в возрасте между ними. Психологами была выявлена закономерность: чем меньше лет отделяет малышей друг от друга, тем ярче проявляется их соперничество. Если разница составляет пять и больше лет, то (при условии изначально правильного формирования отношений между детьми), их соперничество может быть сведено к минимуму: для старшего ребенка малыш уже перестает быть конкурентом. Ведь то, чему младший только учится, у старшего получается уже очень хорошо, его часто ставят в пример. Младший, в свою очередь, воспринимает старшего как некий идеал. Интересно, что старший брат или сестра иногда является для маленького большим авторитетом, чем родители. И это неудивительно: ведь мама и папа часто оказываются некомпетентны в некоторых важных для детей сферах: не знают, как зовут героя популярного мультсериала, как дойти до нового уровня в компьютерной игре. Если же старший и младший отличаются по возрасту на один-два года, соперничества и конкуренции в семье не избежать: цели у детей очень похожие, возможности и способы их достижения практически одинаковые. Начинается обычно с того, что старший ребенок пытается доказать родителям и малышу, что он может быть лучшим в какой-то важной для него сфере деятельности – аккуратности, рисовании, спорте. Вслед за этим возникает желание второго ребенка догнать и обогнать первого. Чувствуя, что младший «наступает на пятки», старший стремится все к новым достижениям. Такое соревнование может идти по кругу всю жизнь. Интересно, что конкурентные отношения часто поддерживаются самими родителями. В невинных с первого взгляда высказываниях типа «Саша нарисовал елку более аккуратно, чем Андрей», или «Маша быстрее собрала игрушки, чем Ксюша», лежит сравнение детей между собой, настрой на соревнование и победу.
Используя вопросы нами разработанные мы получили такие результаты:
Из 73 респондентов – 100%, на вопрос:
1) Каким ребенком в семье вы являетесь? (младшим/старшим) 51% – старшим, 49% – младшим.
2) Какого пола респондент. 64% – жен.;36% – муж.
3) Оценить по 5-бальной шкале заинтересованость родителей к респонденту и его брату/сестре (5 – высокая;1 – низкая)
По отношению к респонденту |
По отношению к брату/сестре респондента |
|
1 - 0% |
1 - 0% |
|
2 - 0% |
2 - 0% |
|
3 - 6% |
3 - 2% |
|
4 - 53% |
4 - 43% |
|
5 - 41% |
5 - 55% |
|
4) Влияет ли, пол и возраст детей на отношение родителей. 64% – да, 36% – нет.
5) Кого больше выделяют в семье респондента. 68% – младшего, 32% – старшего.
6) Важно ли родителям респондента знать, о чем он думает. 100% – важно.
7) Поддерживают ли родители респондента в его начинаниях. 98% – да, 2% – нет.
8) Когда ругают брата/сестру респондент испытывает чувство сопереживания или превосходства. 96% – сопереживания, 4% – превосходства.
Проводя исследование, мы наблюдали, что наши респонденты иногда выдавали желаемое за действительное. «Разное» отношение родителей к прилежным и неспокойным детям наши респонденты не видят или не хотят видеть. Или не говорят вслух об этом, возможно это болезненно для наших респондентов. Отношение родителей к будущему детей одинаково заботит всех родителей, но надежды связывают с достойным будущем младших и старших не одинаково. Чаще респонденты это связывают с хорошей учебой или достойным поведением братьев, сестер, с теми, кто оправдывает ожидания взрослых. Наши респонденты говорят, что они несут ответственность за своих младших сестер, братьев. Но мы видим другие проблемы, когда сам респондент не несет ответственность за свои действия, а тем более нести ответственность за других членов семьи как он это себе представляет непонятно. Некоторые наши респонденты плохо слышат окружающих, себя, тогда, как он может заботиться за своих младших братьях и сестрах, если не прислушивается к ним. Мы пришли к выводу, что для более точного выявления взаимоотношений в семье, необходимо подобрать валидные методики которые непосредственно дадут возможность сделать адекватные выводы. Наше исследование также показало, что отношение к младшим и старшим детям редко зависит от пола ребенка, и с возрастом взаимоотношение между детьми налаживается и исчезает соперничество, также на вопрос: Хотели бы вы остаться единственным ребенком в семье-100% ответили, нет. Ответ сам говорит за себя, об истинном взаимоотношении детей
Литература:
- Взаимоотношения в семье // Психология ребенка, Мать и дитя, 2003.
- Зимина И., Старший-младший (взаимопонимание детей).
- Порядок рождения, пол и разница в возрасте детей в семье.
- Савенков А.И., Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике.
- Я не такой, как ты. Порядок рождения в семье и его следствия. // главы из книги «Современный ребенок. Энциклопедия взаимопонимания» под ред. А.Я. Варги, М., ОГИ, 2006.