Проблемы взаимоотношений младшего и старшего ребенка в семье | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Уланова, В. С. Проблемы взаимоотношений младшего и старшего ребенка в семье / В. С. Уланова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 10.1 (144.1). — С. 94-97. — URL: https://moluch.ru/archive/144/40416/ (дата обращения: 17.10.2024).



Мақалада студенттердің ғылыми-зерттеу қызметі.

Научно-исследовательская работа – это работа научного характера, связанная с научным поиском, проведением исследований, в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, установления закономерностей, проявляющихся в природе и в обществе.

Научно-исследовательская работа позволяет нам студентам формировать нашу познавательную самостоятельность.

Научно-исследовательская работа способствует: развитию интереса, расширению знаний по общеобразовательным дисциплинам, по спецпредметам; созданию предпосылок для развития научного образа мышления; освоению творческого подхода к педагогической деятельности.

На подготовительном этапе выбор темы задается преподавателем. Тема окончательно формулируется при подготовке материалов к презентации. Она отражает суть выполненной работы. При определении цели работы нам важно точно представить, что мы собираемся сделать, чего достичь при выполнении работы. Цель может видоизменяться во время выполнения работы, но в каждый конкретный момент четко определена. Выбор объекта исследования, определяется целью работы, реальными возможностями. Обоснован с точки зрения возможности получения достоверных результатов. Формулирование рабочей гипотезы определяется конкретными задачами, решение которых позволит достичь поставленной цели. Жестко связаны с поставленной целью работы. Определение этапов выполнения работы позволяет студенту последовательно, а не хаотично продвигаться к достижению цели.

Поиск и изучение литературы по теме исследования позволяет понять, что уже известно в рамках выбранной научной тематики, уяснить основные термины, понятия, сравнить взгляды разных авторов на проблему.

Тема нашего исследования: «Проблемы взаимоотношения младшего и старшего ребенка в семье». В нашей работе мы хотели изучить, что отношение родителей к младшему и старшему ребенку отличается, что в дальнейшем сказывается на его мировосприятии, показать к чему приводит соперничество между детьми в семье, и соперничество – это путь к собственному развитию или вражде?

Мы рассматривали отношения родителей к детям и детей к родителям в семье.

Эта проблема имеет быть в настоящее время, вопрос отцов и детей, и конфликтность братьев (сестер) всегда будет актуальна, пока мы живем.

Младший ребенок в семье с детства растет в окружении всеобщего обожания: он ведь самый маленький! Ему многое прощают, стараются не давать много поручений, закрывают глаза на его шалости. Поэтому развитие младшего ребенка в семье может пойти двумя путями. Он может начать пытаться доказывать окружающим, что он сам прекрасно справится с тем, что обычно делают за него, что он лучше в том или ином деле (и часто так оно и бывает). Либо (если ребенок недостаточно уверен в своих силах или его очень сильно балуют), он не стремится что-то делать и доказывать окружающим, что он лучший. Он становится зависимым от них, легко подчинятся их воле или внешним обстоятельствам и совершенно не умеет разрешать различные жизненные ситуации. Кроме того, привыкнув быть в центре внимания, такой ребенок не может полноценно строить взаимоотношения с окружающими.

Когда в семье появляется второй ребенок, старший нередко начинает понимать, что время безраздельного владения родительским сердцем закончилось. И здесь все дальнейшее формирование характеров детей целиком и полностью зависит от родителей. И старший, и младший ребенок должны быть полностью уверены в том, что их любят. Что родителям они интересны сами по себе, а не только из-за того, что кому-то надо понянчится с младшим, пока мама занята, или старший в его годы вовсю умел читать, а он пока еще еле-еле складывает слоги в слова. Кроме того, у старшего ребенка в этом случае может появляться чувство зависти и враждебности по отношению к младшему, усталость от чрезмерной нагрузки по уходу за малышом, что накладывает отпечаток на формирование его характера и переносится потом во взрослую жизнь. Видя плохое отношение к себе своего старшего брата или сестры, младший также может становиться агрессивным по отношению к нему, начинает пакостить за родительской спиной, сваливая всю вину на него. И все это возникает из-за тревоги и неуверенности в том, что старший брат или сестра его любит.

Целью нашего исследования является изучение взаимоотношение детей в семье, в зависимости от того, он старший или младший.

Объектом нашего исследования стали студенты Карагандинского гуманитарного колледжа с первого по третий курс.

Предметом исследования является взаимоотношение младшего и старшего ребенка в семье, как на нем отразилось, если он старший или каким он стал, если он младший.

Всего респондентов было 73. Чтобы достигнуть цели работы, мы с руководителем разработали опросник, с помощью которого хотели узнать:

1) Каким ребенком в семье является респондент (младшим/старшим).

2) Какого пола респондент.

3) Оценить по 5бальной шкале отношение родителей к респонденту и его брату/сестре.

4) Влияет ли, пол и возраст детей на отношение родителей.

5) Кого больше выделяют в семье респондента.

6) Важно ли родителям респондента знать о чем он думает или думают его братья или сестры

7) Поддерживают ли родители респондента в его начинаниях или критикуют

8) Когда ругают брата/сестру респондент испытывает чувство сопереживания или превосходства или злорадства.

Итак, наша жизнь разнообразна, но в то же время полна трудностей, с которыми нам приходится сталкиваться чуть ли не ежедневно и, конечно же, решать их. Особенно остро проблемы переживаем мы, подрастающее поколение, так как у нас еще недостаточный жизненный опыт, нет твердой почвы под ногами, и во многом зависим от своих родителей и своего окружения.

В психологическом словаре для родителей находим следующее определение семьи: «Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью…».

В социологии семья рассматривается как: – первичная социальная группа, в которой начинается и протекает-социальная жизнь человека; – основной фактор в социализации.

На самом деле, мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Это целый мир, в котором ребенок живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи ее членом, ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребенок растет либо доброжелательным, открытым, общительным, либо грубым, лицемерным, лживым, что в конечном итоге может привести к нарушению им норм общества и права.

Практически все психологи и психиатры считают, что полностью избежать соперничества детей в семье невозможно. Ведь его истоки лежат в стремлении к завоеванию любви папы и мамы, в ревности по отношению к своему брату или сестре. Сами по себе ревность и соперничество не так уж и плохи – ведь это, по сути, сигналы того, что дети способны любить. Но дело в том, что способов проявления своих чувств маленький ребенок знает немного, что обычно и выливается в бесконечные ссоры, драки и раздоры. Определяющим фактором не только в развитии отношений между детьми, но и в формировании характера и особенностей личности каждого ребенка является порядок рождения в семье. Первенец – всегда первенец. Какое-то время он был «единственным», полностью получал любовь и внимание родителей. И вот ему пришлось испытать горечь «свержения с престола» после рождения второго малыша. Второй ребенок обычно появляется на свет в более спокойной обстановке, к нему на долгое время (а иногда и на всю жизнь) сохраняется отношение как к «младшенькому» – более нежное, трепетное. Однако он с рождения встает перед необходимостью делить любовь родителей с кем-то еще. Пока второй ребенок еще маленький, труднее обычно приходится старшему. Новорожденный получает максимум родительского внимания, находясь в ситуации «безусловной» и всепоглощающей любви. Но проходит время, и из беспомощного младенца он превращается уже в более-менее самостоятельного малыша. На первое место выходит стремление к овладению какими-то навыками, достижениями, а значит, и конкуренция с первенцем. С этого момента можно говорить о соперничестве в полном смысле этого слова. Ребенок строит свое поведение, основываясь на субъективной, подсознательной оценке происходящего вокруг. Уже к двухлетнему возрасту он начинает чувствовать, какое поведение одобряется родителями, какие новые навыки и достижения поощряются ими. Все дети – умелые «манипуляторы». Отличаясь природной наблюдательностью, они очень быстро начинают использовать нужное знание в своих целях. В этом смысле старший ребенок оказывается в более выигрышных условиях: у него было время «разобраться» с подсознательными или осознанными установками родителей и совершенствоваться в этой сфере. Ситуация для второго малыша более сложная. И чаще всего она строится по одному сценарию: ребенок чувствует, что, как ему кажется, необходимо делать, чтобы заслужить любовь родителей, подражает старшему брату и – оказывается в его «тени». Конкуренции, соперничества, а то и открытой вражды вплоть до драк здесь не избежать. Более того, в этой ситуации они будут наиболее оптимальным вариантом развития. Ведь в противном случае получается, что один из детей (чаще всего младший) отказывается от борьбы, теряет надежду достичь ощущения собственной значимости и любви со стороны окружающих. В такой ситуации родителям очень важно с большим пониманием и вниманием отнестись к проявлениям личности своих детей. Если старший ребенок достигает успехов в учебе, музыке или танцах, не нужно все время ставить его в пример малышу. Более того, родители должны внимательно следить, не направляют ли они заранее младшего ребенка по пути развития старшего: например, водят обязательно в одни и те же кружки или секции, заставляют учиться тем же вещам. Напротив, занятия детей лучше разнообразить. Тогда они будут достигать успехов в разных сферах, каждый получит одобрение родителей за собственные достижения, и поводов для соперничества будет меньше. Предоставление детям большей свободы в выборе занятий и проведения досуга не означает потерю контроля над ними: «нестесненное» развитие не значит «неконтролируемое». Психологами было установлено, что терпимое, в некоторых случаях даже снисходительное отношение к путям развития ребенка, является одним из важных факторов будущего психического здоровья личности. Вера в мудрость своего малыша, поддержка, эмоциональная теплота, являются основой для того, чтобы маленький человек сам разобрался в окружающем мире, выбрал свой путь в жизни, и в то же время сохранил нежные и дружеские отношения с семьей.

Развитие отношений между детьми во многом зависит от разницы в возрасте между ними. Психологами была выявлена закономерность: чем меньше лет отделяет малышей друг от друга, тем ярче проявляется их соперничество. Если разница составляет пять и больше лет, то (при условии изначально правильного формирования отношений между детьми), их соперничество может быть сведено к минимуму: для старшего ребенка малыш уже перестает быть конкурентом. Ведь то, чему младший только учится, у старшего получается уже очень хорошо, его часто ставят в пример. Младший, в свою очередь, воспринимает старшего как некий идеал. Интересно, что старший брат или сестра иногда является для маленького большим авторитетом, чем родители. И это неудивительно: ведь мама и папа часто оказываются некомпетентны в некоторых важных для детей сферах: не знают, как зовут героя популярного мультсериала, как дойти до нового уровня в компьютерной игре. Если же старший и младший отличаются по возрасту на один-два года, соперничества и конкуренции в семье не избежать: цели у детей очень похожие, возможности и способы их достижения практически одинаковые. Начинается обычно с того, что старший ребенок пытается доказать родителям и малышу, что он может быть лучшим в какой-то важной для него сфере деятельности – аккуратности, рисовании, спорте. Вслед за этим возникает желание второго ребенка догнать и обогнать первого. Чувствуя, что младший «наступает на пятки», старший стремится все к новым достижениям. Такое соревнование может идти по кругу всю жизнь. Интересно, что конкурентные отношения часто поддерживаются самими родителями. В невинных с первого взгляда высказываниях типа «Саша нарисовал елку более аккуратно, чем Андрей», или «Маша быстрее собрала игрушки, чем Ксюша», лежит сравнение детей между собой, настрой на соревнование и победу.

Используя вопросы нами разработанные мы получили такие результаты:

Из 73 респондентов – 100%, на вопрос:

1) Каким ребенком в семье вы являетесь? (младшим/старшим) 51% – старшим, 49% – младшим.

2) Какого пола респондент. 64% – жен.;36% – муж.

3) Оценить по 5-бальной шкале заинтересованость родителей к респонденту и его брату/сестре (5 – высокая;1 – низкая)

По отношению к респонденту

По отношению к брату/сестре респондента

1 - 0%

1 - 0%

2 - 0%

2 - 0%

3 - 6%

3 - 2%

4 - 53%

4 - 43%

5 - 41%

5 - 55%

4) Влияет ли, пол и возраст детей на отношение родителей. 64% – да, 36% – нет.

5) Кого больше выделяют в семье респондента. 68% – младшего, 32% – старшего.

6) Важно ли родителям респондента знать, о чем он думает. 100% – важно.

7) Поддерживают ли родители респондента в его начинаниях. 98% – да, 2% – нет.

8) Когда ругают брата/сестру респондент испытывает чувство сопереживания или превосходства. 96% – сопереживания, 4% – превосходства.

Проводя исследование, мы наблюдали, что наши респонденты иногда выдавали желаемое за действительное. «Разное» отношение родителей к прилежным и неспокойным детям наши респонденты не видят или не хотят видеть. Или не говорят вслух об этом, возможно это болезненно для наших респондентов. Отношение родителей к будущему детей одинаково заботит всех родителей, но надежды связывают с достойным будущем младших и старших не одинаково. Чаще респонденты это связывают с хорошей учебой или достойным поведением братьев, сестер, с теми, кто оправдывает ожидания взрослых. Наши респонденты говорят, что они несут ответственность за своих младших сестер, братьев. Но мы видим другие проблемы, когда сам респондент не несет ответственность за свои действия, а тем более нести ответственность за других членов семьи как он это себе представляет непонятно. Некоторые наши респонденты плохо слышат окружающих, себя, тогда, как он может заботиться за своих младших братьях и сестрах, если не прислушивается к ним. Мы пришли к выводу, что для более точного выявления взаимоотношений в семье, необходимо подобрать валидные методики которые непосредственно дадут возможность сделать адекватные выводы. Наше исследование также показало, что отношение к младшим и старшим детям редко зависит от пола ребенка, и с возрастом взаимоотношение между детьми налаживается и исчезает соперничество, также на вопрос: Хотели бы вы остаться единственным ребенком в семье-100% ответили, нет. Ответ сам говорит за себя, об истинном взаимоотношении детей

Литература:

  1. Взаимоотношения в семье // Психология ребенка, Мать и дитя, 2003.
  2. Зимина И., Старший-младший (взаимопонимание детей).
  3. Порядок рождения, пол и разница в возрасте детей в семье.
  4. Савенков А.И., Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике.
  5. Я не такой, как ты. Порядок рождения в семье и его следствия. // главы из книги «Современный ребенок. Энциклопедия взаимопонимания» под ред. А.Я. Варги, М., ОГИ, 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, старший ребенок, отношение родителей, семья, респондент, родитель, младший ребенок, родитель респондента, сестра, старший брат.


Похожие статьи

Болашақ психолог мамандардың рефлексиясының қалыптасуына мектептегі психологтың кәсіби қызметінің ерекшеліктері

Іс әрекеттегі зерттеу: Химия сабақтарында белсенді оқыту әдіс-тәсілдерін қолдану 9-сынып оқушыларының зерттеу дағдыларының дамуына қалай әсер етеді?

Жетім балалардың мәселесін шешудің жолы – патронаттық тәрбиені қолға алу

Бәсеке мен бәсекеге қабілеттілік ұғымдарының экономикалық маңызы

Қазақ және ағылшын тілдік қауымдастық өкілдері мифологиялық дүние бейнесінің танымдық ерекшеліктері

Көркем әдебиет шығармаларындағы экология мәселесі

«Бөлме өсімдіктерін күту» курсында проблемалық сұрақтарды пайдалану

Қазіргі отбасы тәрбиесінде ұлттық құндылықтарды пайдалану мүмкіндіктері

Шоғырландырылған қаржылық есеп беруді құрастырудың әдістемелік негіздері

Сюжеттік–рөлді ойындар және оны ұйымдастыру әдістемесі

Похожие статьи

Болашақ психолог мамандардың рефлексиясының қалыптасуына мектептегі психологтың кәсіби қызметінің ерекшеліктері

Іс әрекеттегі зерттеу: Химия сабақтарында белсенді оқыту әдіс-тәсілдерін қолдану 9-сынып оқушыларының зерттеу дағдыларының дамуына қалай әсер етеді?

Жетім балалардың мәселесін шешудің жолы – патронаттық тәрбиені қолға алу

Бәсеке мен бәсекеге қабілеттілік ұғымдарының экономикалық маңызы

Қазақ және ағылшын тілдік қауымдастық өкілдері мифологиялық дүние бейнесінің танымдық ерекшеліктері

Көркем әдебиет шығармаларындағы экология мәселесі

«Бөлме өсімдіктерін күту» курсында проблемалық сұрақтарды пайдалану

Қазіргі отбасы тәрбиесінде ұлттық құндылықтарды пайдалану мүмкіндіктері

Шоғырландырылған қаржылық есеп беруді құрастырудың әдістемелік негіздері

Сюжеттік–рөлді ойындар және оны ұйымдастыру әдістемесі

Задать вопрос