Воспитание детей — очень сложное, тонкое и ответственное дело. Мы, воспитатели, оказываемся перед массой вопросов: как научить детей учиться, трудиться, как воспитать в каждом чувство доброты и справедливости, отзывчивости и непримиримости к злу.
Еще острее эти вопросы стоят, когда работаешь с детьми с ОВЗ.
Дети комплексного реабилитационно-образовательного центра имеют свои особенности. У таких детей наблюдается отклонения во всех видах деятельности, особенно в сфере социально-коммуникативных процессов. Но! Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения социально — коммуникативными умениями в силу интереса к осмыслению речевого опыта, общению.
Сформировать социально — коммуникативные умения, значит, научить ребенка задавать вопросы и формулировать на них ответы, внимательно слушать и обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников.
Наблюдая за ребятами, я отметила, что многим трудно вежливо общаться друг с другом, многие не умеют правильно обращаться за помощью к ребятам и взрослым. Порой просто требуют, чтобы им помогли, сделали за них работу, не умеют благодарить. Ребятам трудно договариваться между собой. Наша задача — воспитывать их так, чтобы их поведение во всевозможных жизненных ситуациях соответствовало существующим в нашем обществе социальным нормам.
Внеурочная деятельность оказывает большое влияние на формирование социально — коммуникативной компетенции младших школьников, так как личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке.
Формирование социально-коммуникативных универсальных действий у младших школьников происходит успешнее во внеурочной деятельности. Что же мы делаем для этого? Проводятся всевозможные игры и упражнения, направленные на формирование социально — коммуникативных учебных действий и умений у младших школьников (игра «Давайте познакомимся», «Изобрази предмет», «Общий круг», «Закончи предложение», «Найди пару»).
Для создания условий для более близкого общения детей и закрепление знаний о школьных правилах были проведены занятия: «Я — ученик», «Права и обязанности школьников», «Как вести себя в школе». Для стимулирования внутригруппового общения — социоигра «Найти пару». Для развития межличностного общения в группе: игра «Закончи предложение», час общения «Добрые слова о моей игрушке». Для развития коммуникативных способностей: ролевые игры «Знакомство», «Приветствие», «Разговор по телефону», речевые игры «Учимся благодарить», «Поздравление». Для того, чтобы научить решать возникающие проблемы мирным способом: воспитательский час «Мы дружные ребята»; просмотр и обсуждение мультфильмов «Приключение кота Леопольда», «Зима в Простоквашино».
Для того, чтобы научиться анализировать свои поступки и поступки других людей — разбор жизненных ситуаций «Я на улице», «Общественный транспорт». Для развития положительной самооценки — составление автопортрета «Это — я».
Разобрала основные мотивации стиля здорового образа жизни ребенка и наметила пути, через которые будет формироваться сознательное отношение к здоровой жизни:
− через обучение детей санитарным навыкам можно дать им расширенное представление о мире микроорганизмов, об их вредном воздействии на здоровье человека.
− через ознакомление с правилами дорожного движения — воспитание в них навыков безопасного поведения на улице.
На этих же занятиях давались общие представления о понятии «личность» в теме «Знакомство с самим собой», о здоровом образе жизни.
Разобрали, что значит заботиться о себе (дышать свежим воздухом, есть здоровую, свежую пищу, много двигаться, одеваться по погоде, беречь зрение и выполнять все рекомендации врачей) — вести здоровый образ жизни.
Продолжаю вести работу по закреплению социальных качеств.
Эти социальные качества развиваются через внеурочную деятельность — подготовка и участие в праздниках, трудовая деятельность, выполнение поручений, воспитательские часы.
Вся работа по социализации помогает нашим детям приобрести:
− четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе;
− учиться чувствовать и понимать других людей;
− продолжает происходить приобщение к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как условию духовно-нравственного развития человека.
Обязательным в такой работе является соучастие в ней родителей и воспитателя. Именно от стиля поведения самих родителей и наставника ребенка, особенностей их взаимодействия с детьми зависит успешность и результативность проводимой работы.
И в заключении хочу сказать, что внеклассная и внеурочная деятельность способствуют развитию социально — коммуникативных универсальных действий.
Ну и то, чего я хочу добиться в результате своей работы по формированию социально — коммуникативных действий:
- Умение детей учитывать позиции других людей.
- Умение слушать, вступать в диалог, спрашивать.
- Умение участвовать в коллективном обсуждении.
Во время уроков, праздников, экскурсий, различных видов групповой и парной работы, я стараюсь помогать детям, высказывать своё собственное мнение, создавать ситуацию, чтобы дети помогали друг другу, старались не смеяться над другими, а приходили на помощь товарищу. Конечно, не всегда всё получается. Некоторые дети испытывают трудности в общении со сверстниками, педагогами, воспитателями. Я всё же стараюсь, чтобы каждый ребёнок, даже «слабый» почувствовал свои успехи и увидел положительный результат своих действий.
Литература:
- Коломинский Я. Л. Психология общения / Я. Л. Коломинский. — М: Аспект Пресс, 2003.
- Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. — М.:. Просвещение, 2005.
- Развитие коммуникативных умений младших школьников [Электронный ресурс] /http://ext.spb.ru/ Режим доступа: http://ext.spb.ru/
- Развитие коммуникативных навыков у детей [Электронный ресурс] /http://xreferat.ru/ Режим доступа: http://xreferat.ru/
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2015/01/09/razvitie-kommunikativnoy-funktsii-rechi-u-mladshikh
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2016/12/23/vneurochnaya-deyatelnost-obuchayushchih-s-ovz