Инновационый подход к практическим работам, связывающим три рабочие профессии при изготовлении данного изделия, применяющиеся в условиях образовательного процесса. Актуальность данной темы заключается в том, что в Концепции государственной молодежной политики Республики Казахстан поставлена задача разработки новых идей развития студенческого самоуправления, связанных с подготовкой будущих специалистов, ориентированных на требования социально-зкономической ситуации на рынке труда, с определенным набором личностных качеств: компетентности, инициативности, коммуникабельности, толерантности, адаптации, доброжелательности. Рабочие профессии, изучаемые в нашем индустриальном колледже, способны оказывать решающее влияние на все сферы жизнедеятельности общества в машиностроительном профиле. Студенты имеют возможность проявить самостоятельность, активность и опыт общения коллективного сотрудничества для развития и достижения поставленых целей. В настоящее время приоритеты в образовании отданы развитию компетентности личности студента, способности добыванию информации, творческих способностей. Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев уделяет большое внимание в получении бесплатных рабочих профессий.
Этот проект – достигнутый при изготовлении изделия с использованием нового технологического процесса, применяемый в условиях образовательного процесса и используемый в жизни. На сегодня инновационые работы возможны в основном высоким ростом в экономике. В настоящее время в Казахстане иновационные проекты совместно с иновационными технологиями воплощаются в производства. Вместе с этим новые проекты нужно правильно оценить, но, чтобы качественно оценить производимые товары, сложно найти союзников и кредиторов. Но, несмотря на это проявляется большой интерес к финансированию инновационных идей.
Цель инновационного проекта – применение при изготовлении данного изделия трех рабочих профессий, изучаемых в условиях образовательного процесса. Из тонкослойного квадратного металла изготовление диска круглой формы на токарно-винторезном станке и соединение деталей аргонодуговой сваркой.
При гибке прутков используется гибочный станок, установленный на заданный размер или шаблон Для обработки и изготовления диска из тонкого алюминиевого материала, заготовку необходимо зажать грибковым центром к дисковой фрезе, заврепленной в трехкулачковый самоцентрирующийся токарный патрон. Тем самым зоготовка плотно прилегает и при обработке дает гарантийный зажим по технике безопасности. Достоинство данной технологии: увеличение объема изготовления деталей и наименьшее затраченное время. Данное готовое изделие применяется в коммунальной сфере.
Западно-Казахстанский индустриальный колледж основан 2 октября 1940 года и называлась ФЗО № 6 Трудовых Резервов. Первый выпуск школы был осуществлен в 1941 году. Многие воспитанники ушли на фронт защищать Родину. В сороковые годы прошлого столетия вел подготовку рабочих кадров по профессиям: мотористы, судоремесленники, судовые плотники, матросы, рулевые для флота реки Урал, радиомеханики, токарь, фрезеровщик, слесарь-ремонтник.
Шли годы, менялось название учебного заведения и менялись директора: с 1 сентября 2012 года – Западно Казахстанский индустриальный колледж и с 2014 года директор – Масалимов Али Хайдарович. Колледж выпускает рабочие кадры для промышленности города и области: токарей, фрезеровщиков, электриков, сварщиков, слесарей-ремонтников, электромонтеров линейных сооружений электросвязей проводного вещания и монтажников связи – кабельщиков.
Адрес колледжа: ЗКО, г.Уральск, ул. имени Академика Асана Тайманова 221.
Объект, где изготавливалось изделие: ЗКИК – слесарная, токарная и аргоносварочная учебные мастерские. Так же в колледже имеется токарно-фрезерная лаборатория, где студенты занимаются исследовательской работой.
Миссия учебного заведения – умение адаптироваться в изменяющихся условиях рыночной зкономики, создание и развитие образовательных программ по тпребованиям социального партнерства и возможность самореализации выпускников а рынке труда после окончания колледжа. Совершенствование епрерывности образования путем взаимодействия со школами, вузами и с предприятиями; создание гибкой системы повышения уровня квалификации кадров, профессиональной переподготовки специалистов, активное внедрение в учебный процесс элементов инновационных технологий обучения. Обеспечение системности в реализации образовательных программ, к содержанию и организации процесса обучения и воспитания, проведение в амках колледжа образовательной политики, направленной на полное и всеобщее удовлетворение потребностей личности.
«Инновационный подход при изготовлении изделий, применяемых в условиях образовательного процесса» на примере изделия «Подставка для цветочных горшков».
Технологический процесс изделия
Подставка для цветочных горшков
№ |
Последовательность работ |
Приспособления |
Инструменты |
|
режущий |
измерительный |
|||
1 |
Заготовительная -Аl Ø10мм х 700мм- 2шт -Аl Ø10мм х 350мм- 2шт -Ø140 Аl Пластина h= мм 3 –3 шт |
Слесарные параллельные тиски |
Ножовка по металлу Болгарка |
Штангенциркуль ШЦ- II Метровка 2м |
2 |
Опиливание концов заготовки Ø10мм в размер |
Слесарные параллельные тиски |
Плоский напильник |
Метровка 2м |
3 |
Холодная гибка заготовок Ø10мм в размер (6 шт) по шаблону |
Гибочный станок |
Жазықты егеу |
ШЦ- II |
4 |
Резка □ 160х160мм |
Рабочий стол |
Болгарка |
ШЦ- II |
5 |
Изготовление дисков Ø140 в размер |
Токарно-винторезный станок |
Фреза дисковая Грибковый центр Проходной упорный резец |
ШЦ- II |
6 |
Прихватка деталей по схеме |
Рабочий стол |
Аргоно-дуговая сварка УДГУ 351 Присадочная проволока |
Внешний осмотр |
7 |
Аргоно-дуговая сварка |
Рабочий стол |
Аргоно-дуговая сварка УДГУ 351 Присадочная проволока |
Внешний осмотр |
8 |
Контроль швов |
Рабочий стол |
Внешний осмотр |
|
Работа в слесарной мастерской. Гибка – операция, при помощи которой из заготовок прямолинейной формы получаем заданное изделие. До гибки производится разметка и до заданнго размера с помощью гибочного
гидравлического станка гнем до заданного размера.
Работа в токарной мастерской Ø140
□160
Проект отличается тем, что из тонкослойного металла 3мм изготавливаем из квадрата диск на токарно-винторезном станке 1К62 методом резания. Такие деталь-заглушки изготавливаются на уроках производственного обучения и применяются при сварке трубы в отопилельных системах и в газо-нефтяной промышленности.
Работа в аргоносварочной мастерской. Детали из алюминия соединяют сваркой плавлением и сваркой давлением. Широкое распространение получила автоматическая аргонодуговая сварка с использованием присадочной алюминиевой проволоки.
Одной из основных задач, стоящих перед техническим и профессиональным образованием Республики Казахстан являются обновление содержания и улучшение качества профессиональной подготовки в соответствии с потребностями рынка труда, так же серьезные изменения произошли и в сфере нормативно-правовой базы. Был утвержден обновленный перечень профессий и специальностей по срокам обучения. В Послании народу Казахстана «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие» президент Нурсултан Назарбаев поручил правительству Республики Казахстан внедрить в стране с 2017 года бесплатное техническое и профессиональное образование.
В век модернизации инновационных технологий квалифицированный рабочий должен обладать высокой профессиональной мобильностью, быть способным быстро осваивать любой новый технологический проект, успешно адаптироваться к изменяющимся условиям производства. В значительной степени современный рабочий должен уметь планировать, организовывать и оценивать свою деятельность. А для этого требуются глубокие, прочные знания теоретического материала и навыки практического обучения.
Современный уровень машиностроения требует применение высокотехнологических материалов, износостойких и не требующих больших затрат при изготовлении деталей.
Литература:
- Крупицкий Э. И. Слесарное дело. Минск, 1967.
- Крупицкий Э. И. Пособие по допускам и техническим измерениям. Минск, 2000.
- Молдакулова М., Рыскельдиева Г. Профессиональное образование. Металлорежущее оборудование. Астана. – 2010.
- Лабораторный практикум по токарному делу. Профессиональное образование. Астана, – 2012.
- Шуленбаева Ф.А. Профессиональное образование. Практикум по основам рыночной экономики. Астана, – 2007.
- Пособие сварщика. Москва, – 2016.