Сегодня остро и актуально встает вопрос о приоритетном значении обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и развитии. Об этом свидетельствует ряд нормативных документов. Законодательное закрепление вопросов, связанных с обеспечением надлежащих условий для обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, нашло отражение в Конституции РФ и Законе РФ «Об образовании».
В решении коллегии Министерства образования РФ от 18.01.2000г. №1-2 «О повышении роли системы дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» говорится, что «… основная задача, стоящая перед государством и обществом в целом в отношении детей данной категории, создание надлежащих условий и оказание помощи в их социальной реабилитации и адаптации, в подготовке к полноценной жизни в обществе». В данном документе обращается особое внимание на: интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников; на их допрофессиональную подготовку в целях обеспечения социальной незащищенности; разработку системы мер по активизации работы в учреждениях дополнительного образования детей; усиление взаимодействия образовательных учреждений с семьями детей; активное вовлечение детей в подготовку и проведение массовых мероприятий.
В своем исследовании останавливаемся на дополнительном образовании, которое является – особым образовательным пространством, осваиваемым детьми в свободное внеурочное время по собственной инициативе и с учетом его интересов и потребностей. Решая задачи социализации, индивидуализации личности, содержание образовательной деятельности дополнительного образования выстроено на сочетании познания, творчества и досуга, реализуемое в детских объединениях по интересам.
В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значимость системы дополнительного образования, способствующей творческому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья, их адаптации в жизни общества.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания. Дети с ограниченными возможностями должны получать социальный опыт, это может проходить через следующие направления работы с ними: художественно-эстетическое; научно-техническое; спортивно-техническое; эколого-биологическое; физкультурно-оздоровительное; туристско-краеведческое; военно-патриотическое; социально-педагогическое; культурологическое; экономико-правовое.
В данном исследовании останавливаемся на художественно-эстетическом направлении, одном из его видов – изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность является одной из форм усвоения ребенком социального опыта. В процессе создания рисунка дети овладевают знаково-символической системой координат, специфичной для выражения отношений предметного мира, а также человеческих чувств. Специально организованная изобразительная деятельность должна отражать весь спектр социально-личностных потребностей ребенка, влиять на становление личностных качеств и социальную компетентность.
Педагогами отмечается, что занятия изобразительной деятельностью способствуют сенсорному развитию детей, формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют дифференциации восприятия, развитию мелких движений руки, что в свою очередь, влияет на умственное развитие.
Выделяется несколько направлений работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья средствами искусства. Объект исследования – процесс организации и проведение занятий по изобразительной деятельности в системе дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования – методика организация и проведение занятий по изобразительной деятельности в системе дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Цель исследования – раскрыть методику организации и проведения занятий по изобразительной деятельности в системе дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Для достижения цели работа велась по следующему плану: Выявить и раскрыть особенности деятельности учреждений дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Выделить особенности изобразительной деятельности. Раскрыть категории и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Изучить содержание учебных занятий по изобразительной деятельности в системе дополнительного образования. Определить способы организации занятий изобразительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Выявить особенности проведения занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья по изобразительной деятельности.
Выделяется несколько направлений работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья средствами искусства: психофизиологическое – коррекция психосоматических нарушений; психотерапевтическое – воздействие на когнитивную и эмоциональную сферы; психологическое – коррекция регулятивной функций и формирование коммуникативной функций; социально-педагогическое – развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественно-эстетического кругозора, активизация потенциальных возможностей ребенка в творчестве. В связи с выше изложенным, возникает следующая проблема: как правильно организовать и построить занятия с детьми, имеющими особые потребности.
Данная проблема обусловила выбор темы нашего исследования. Выявляя и раскрывая особенности деятельности учреждений дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Основными особенностями деятельности учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья является осуществление целостной социально-педагогической реабилитации обучающихся. Которая должна включать в себя развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения. А также подготовку детей к посильным видам трудовой деятельности. В которой должны формироваться навыки самообслуживания, художественной деятельности, социальной адаптации. На занятиях должна создаваться благоприятная обстановка и тесная связь образовательного учреждения с семьёй. Обязательной должна быть организация медико-социального и психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
Выделяя особенности изобразительной деятельности, можем сказать, что любая продуктивная деятельность человека всегда связана с осознанием ее целей, представлением конечного результата, что определяет способ и характер действий, мобилизует волю человека. Педагог, должен знать, какой характер носит деятельность в области искусства вообще, какими выразительными средствами пользуется художник для создания художественного образа, каковы этапы его творческой деятельности. Творчество – это определенная деятельность, создающая новые оригинальные предметы, имеющие общественное значение. Деятельность художника связана с созданием произведений искусства, отражающих окружающую жизнь. Изобразительная деятельность – это процесс познания и образного отражения окружающей действительности. Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности через рисование, лепку, конструирование, аппликацию. Изобразительная деятельность, носит преобразующий и созидательный характер. Здесь ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. В процессе изобразительной деятельности ребенок испытывает разнообразные чувства. Создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.
Раскрывая категории и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, приходим к следующему выводу, Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. На сегодняшний день определено восемь основных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Диапазон различий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям образовательной среде.
В связи с этим следует отметить, что особенности изобразительной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья заключаются не только в констатации факта нарушений, но и в определении адекватных методов коррекции средствами изобразительной деятельности того или иного конкретного нарушения.
Изучая содержание учебных занятий по изобразительной деятельности в системе дополнительного образования, мы рассмотрели виды изобразительной деятельности и выявили, что они тесно связаны между собой. Эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание работ. Учебное занятие, являясь ограниченным по времени процессом, представляет собой модель деятельности педагога и детского коллектива его содержание должно отвечать цели учебного занятия. В связи с этим учебное занятие необходимо рассматривать в логике организации деятельности, выделяя цель, содержание, способы, результаты деятельности, а также этапы их достижения.
Определяя способы организации занятий изобразительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья отмечаем, что должны быть созданы условия включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения, специальных учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг помощника или присутствие родителей на занятиях, оказывающего необходимую техническую помощь. Проведение групповых и индивидуальных занятий. Обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Для организации занятий и определения подходов к каждому ребенку можно проводить диагностики, на основе которых определять индивидуальные образовательные маршруты.Выявляя особенности проведения занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья по изобразительной деятельности приходим к выводу, что средства, формы, методы обучения таких детей зависят от вида аномального развития, степени и характера нарушений различных функций, возрастных возможностей, а также от индивидуальных способностей детей.
В ходе занятий педагогу необходимо учитывать уровень интересов, склонностей того или иного ребенка, его возможности. Конкретно для каждого ребенка с учетом его заболевания необходимо разрабатывать адаптированную программу. Отличительной чертой занятий является гибкость, чувствительность к сбоям. Структура, методика проведения, даже содержание занятия может измениться в зависимости от: состояния здоровья ребенка; его настроения; непредвиденных ситуаций.
Во время проведения занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо соблюдаются следующие условия: замедленный в отличие от здоровых детей темп обучения; оптимальное привлечение детей к предметно-практической деятельности; опора на наиболее развитые положительные качества ребенка; дифференцированное руководство деятельностью детей и корректирование их действий.Исходя из актуальности выбранной темы, мы выявили, что методика организации и проведения занятий в системе дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в наши дни раскрыта не полно, мало используется инклюзивное образование, в основном применяется дифференцированный подход в обучении. Мало литературы и методических рекомендаций для педагогов дополнительного образования в данном направлении деятельности.
Литература:
- Береснева В. Г. Дополнительное образование как один из факторов успешности развития личности ребенка». [Текст] / В. Г. Береснева //Наследие Льва Семеновича Выготского: материалы региональной конференции – Киров, 2006. – С. 23.
- Ганина, С. А. Электронная библиотека диссертаций / С. А. Ганина // Развитие личности младшего школьника в системе дополнительного образования детей – «Р». – (http://www.dissercat.com/content/razvitie-lichnosti-mladshego-shkolnika-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detei).
- Конституции Российской Федерации и Законе Российской Федерации «Об образовании» [Текст]: [В решении коллегии Министерства образования Российской Федерации от 18.01.2000 г. № 1-2].
- Орлова, Е. В. Интеграция детей с ограниченными возможностями в социуме через творчество[Текст]: теоретический и научно методический журнал/ Е. В. Орлов// Воспитание школьников. – 2013. – № 7. – С. 43 – 44; с. 46.
- Тимченко, Э. А. Педагогический рисунок [Текст]: на уроках изобразительного искусства в коррекционном классе / Э. А. Тимченко // Начальная школа. – 2010. – N 2. – С. 9.