Социальная поддержка детей в разведенных семьях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Делеу, З. О. Социальная поддержка детей в разведенных семьях / З. О. Делеу. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 10.1 (144.1). — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/archive/144/40458/ (дата обращения: 16.11.2024).



В жизни каждого человека самыми значимыми людьми являются члены семьи: мама и папа. Семья – это малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж, жена, родители, дети и другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности.

Счастливая семья – это когда все члены семьи живут в согласии. В семье формируются основные человеческие ценности, отношение к себе, к другим, к семье, к обществу, к деятельности, к старшим, к жизни, в том числе и будущей. Каждый – старый и малый – ощущает любовь и поддержку всех членов семьи, испытывает чувство защищённости, не стесняется открыто проявлять свои чувства, высказывать желания и уверен, что его поймут. Полноценная семья обеспечивает реализацию таких функций, как: репродуктивная; воспитательная; обучающая; коммуникативная; эмоциональная; духовно-психотерапевтическая функция и др.

Статистика последнего времени отмечает увеличение количества разводов.

Развод представляет собой юридическое расторжение брака, вследствие которого происходят разрыв отношений между супругами и полная реорганизация семейной системы.

Причины развода разные: несовместимость характеров, нарушение супружеской верности, алкоголизм одного из супругов, формы девиантного поведения, физическая несовместимость, ревность, вмешательство в семейные отношения родителей или других родственников. Развод оказывает негативное влияние на общество, на членов разводной семьи: супругов и детей.

Социальные последствия развода – разнообразны. Самое неприятное следствие развода, как для общества, так и для государства это снижение производительной функции семьи или говоря проще – уменьшение рождаемости.

Рассматривая психологические последствия развода для супругов, можно сказать, что чувственная, эмоциональная, поведенческая реакция на бывшего супруга резко изменяется на противоположную. В целях сохранения видимого спокойствия, многие бывшие супруги отрицают свою психологическую зависимость друг от друга, демонстрируют пренебрежительное отношение к последствиям развода, на деле это далеко не так: как правило, каждая сторона конфликта проходит одни и те же психологические стадии.

Психологические последствия для детей, после развода родителей, могут быть более тяжелыми. После развода резко ограничивается или прекращается совсем, общение с одним из родителей. Дети любого возраста, от дошколят до подростков, очень остро переживают, почему папа (мама) ушли от них. Возникшее чувств вины пагубно сказывается на психолого-эмоциональной сфере ребенка. Иногда родители ошибочно полагают, что ребенок слишком мал, чтобы осмыслить происходящее. Это далеко не так. Даже младшие дошколята способны проанализировать, что папа перестал приходить домой, забирать из садика, играть по вечерам. Для, более старшего, подростка так же ощутимый вред наносят смена привычного окружения, возможная смена жилья, учебного заведения, изменения материального положения семьи, недоступность прежнего уровня обеспеченности. Судебная практика в России такова, что дети чаще всего после развода остаются жить с мамой.

Жизнь и условия воспитания ребенка без отца имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Даже если мать старается восполнить отсутствие отца и делает все возможное, чтобы соединить в себе обоих родителей, она в принципе не может реализовать одновременно обе родительские позиции – материнскую и отцовскую.

Часто у разведенной женщины-матери проявляется сугубо отрицательный набор чувств к мужчинам, а также к брачной и семейной жизни. Следовательно, у многих детей складываются совершенно искаженные представления о супружеской и семейной жизни. Все переживания ребенка отражаются и во взаимоотношениях ребенка с родителями.

Ряд исследователей, таких как Харчева А. Г., Антонов А. И., Медков В. М отмечают, что специфические условия жизни ребенка будут отражаться на особенностях его личностного развития, его эмоциональном самочувствии, самооценке, отношении к окружающим людям, на успехах в обучении и в жизни. Однако вопрос о том, являются ли эти отклонения временными или сохраняются спустя несколько лет после расторжения брака, остается открытым.

Развод оказывает воздействие и на характер отношений ребенка с родителями.

Нами было проведено исследование, с целью изучения особенностей взаимоотношений системы «родители-дети» в семьях после развода.

Задачи исследования: выявить установки человека, которые показывает его отношение к родителям, к семье, к себе, к представителям противоположного пола, к прошлому и будущему. Для выявления особенностей взаимоотношений родителей и детей в разводных семьях нами была использована методика: тест Сакса Леви «Незаконченное предложение».

Объекты исследования: 15 человек – дети из полных семей, 9 человек – дети из разведенных семей.

Предмет исследования:отношение к отцу, отношение к матери. Отношения ребенка с родителями определяет его отношение к семье, его отношение к противоположному полу, его отношение к себе, к прошлому и будущему. Поэтому эти отношения также стали предметом нашего исследования как косвенные показатели отношений ребенка с родителями.

В процессе исследования были получены следующие результаты.

Отношение к отцу. У детей из разведенных семей 77,9% крайне негативное отношение, 6,6% негативное, 6,6% не достаточно сведений.

У детей из полных семей 46,6% негативное отношение, 46,6% нейтральное, 6,6% не достаточно сведений. У детей из разведенных семей преобладает крайне негативное отношение к отцу. В то же самое время половина респондентов из полных семей отмечает негативное отношение к отцу. Это может быть, как свидетельством возрастных проявлений, так и свидетельством снижения авторитета отца в семье.

Отношение к матери. У детей из разведенных семей 55,6% нейтральное отношение, 44,4% негативное. У детей из полных семей 86,7% нейтральное отношение, 13,3% негативное. Нейтральные отношение к маме у детей из полных семей преобладает. У детей из разведенных семей отношение к маме неоднозначное: от негативного до нейтрального.

Отношение к семье. У детей из разведенных семей 33,4% респондента отметили негативное отношение, 22,2% крайне негативное, 22,2% нейтральное, 22,2% не достаточно сведений. У детей из полных семей 60% нейтральное, 26,7% негативное, 13,3% не достаточно сведений. Нейтральные отношения к семье у детей из полных семей преобладает. У разведенных семей преобладает негативное отношение, так же присутствует и крайне негативное отношение.

Отношение к себе. У детей из разведенных семей 44,5% негативное отношение, 33,3% нейтральное, 11,1% крайне негативное, 11,1% не достаточно сведений. У детей из полных семей 66,7% нейтральное отношение, 20% негативное, 13,3% не достаточно сведений. У детей из разведенных семей преобладает негативное отношение, так же присутствует и крайне негативное. У большей половины детей из полных семей преобладает нейтральное отношение.

Отношение к противоположному полу. У детей из разведенных семей 66,7% негативное отношение, 22,3% нейтральное, 6,6% не достаточно сведений. У детей из полных семей 73,4% нейтральное отношение, 20% не достаточно сведений, 6,6% негативное. У детей из полных семей идет преобладание нейтральных отношений, а у разведенных же идет преобладание негативного отношения.

Отношение к прошлому. У детей из разведенных семей 66,4% нейтральное отношение, 33,3% негативное. У детей из полных семей 80% нейтральное отношение, 13,4 не достаточно сведений, 6,6% негативное отношение. Преобладание идет нейтрального отношения, как у полных семей, так и у разведенных. Так же не маленький процент негативного отношения у разведенных семей.

Отношение к будущему. У детей из разведенных семей 44,4% негативное отношение, 44,4% нейтральное. У детей из полных семей 73,4% нейтральное отношение, 20% не достаточно сведений, 6,6% негативное. У детей из полных семей преобладает нейтральное отношение, так же есть процент негативного отношения. У детей из разведенных семей процент негативного отношения на несколько раз больше, такой же процент составил и нейтрального отношения.

Анализ результатов позволил сформулировать следующие выводы: в разведенных семьях характер детско-родительских отношений является более сложным и противоречивым по сравнению с полными семьями; у детей из разведенных семей преобладает крайне негативное и негативное отношения к отцу и матери; негативное отношение к отцу и к матери определяет негативное отношение к семье, к противоположному полу, к себе, к прошлому и будущему.

Итак, развод оказывает существенное влияние на отношения ребенка с родителями. Неблагополучие этих отношений определяет целый ряд проблем (проблемы поиска себя, формирования межполовых отношений, создания семьи) и как следствие формирование негативного жизненного сценария.

Получив данные результаты исследования, можно сделать вывод, что распад семьи является проблемой современного общества. Брак, семья, развод, повторный брак — сложнейшие личные проблемы человека, от решения которых зависит его благополучие и личное счастье. Иногда испытанное ребенком ощущение потери одного из родителей, перерождается в страх потери и второго. Дети перестают чувствовать себя в опасности, их волнует, кто будет о них заботиться.

Появляется необходимость социальной поддержки ребёнка и гармонизации детско-родительских отношений внутри разводной семьи. В качестве способа социальной поддержки ребёнка и гармонизации детско-родительских отношений внутри разводной семьи нами определена клубная работа. Нами был разработан проект клуба «Счастливая семья».

В рамках проекта детям и родителям будут предложены услуги специалистов в области психологии и педагогики. Участники проекта познакомятся с юридическими и социальными аспектами проблемы развода супругов. Детям и родителям будет предоставлена безопасная нейтральная территория для общения и творческого взаимодействия.

Задачи клуба «Счастливая семья»:

1. Создание безопасной нейтральной территории для общения детей и родителей в после разводном периоде.

2. Оказание информационной, юридической, психолого-педагогической помощи родителю и ребенку.

3. Консультирование ребенка и родителей по вопросам адаптации к новым условиям проживания в семье.

4. Организация активного досуга и творческого самовыражения детей и родителей.

5. Установление и развитие отношений партнёрства и сотрудничества в системе «Родитель-ребёнок».

Клуб будет работать по секциям: «Родитель-ребенок»; «Родитель»; «Ребёнок».

Направления в работе: «Творческая мастерская»; «Досуг-отдых»; «Круглый стол»

Рассмотрим основные мероприятия на каждом этапе:

  1. Подготовительный

Создание творческой группы; реклама; подготовка писем, ходатайств, для привлечения партнеров, спонсоров; создание сайта проекта и др.

  1. Основной

Реализация работы секций и направлений работы:

«Родитель – ребенок» Игра «Удиви меня!»; Игра «Знаем ли мы друг друга»; «Развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка» и др.

«Родитель» Консультирование «Семейное право», по просьбе, а так же запланированные общие встречи; Беседа «Рецепты избавления от стресса»; Тренинг «Как любить своего ребенка» и др.

«Ребёнок» Мастер классы; Беседа «Проблемы в школе»; Тренинги; Игры и др.

  1. Заключительный

Подведение итогов работы клуба; выявление проблемных зон, предложений; публикация результатов; фото-видео отчёт.

В дальнейшем проект может использоваться в образовательных организациях, социальных центрах городов и поселков.

Основные термины (генерируются автоматически): негативное отношение, семья, ребенок, нейтральное отношение, отношение, родитель, развод, разводная семья, сведение, член семьи.


Задать вопрос