В статье анализируются особенности морально — этической ориентации детей младшего школьного возраста из благополучных и неблагополучных семей, и на основе результатов исследования и теоретического анализа литературы обосновывается ее актуальность.
Ключевые слова: морально-этическая ориентация, младший школьный возраст, благополучная семья, неблагополучная семья
Проблемы нравственности и морали на протяжении очень долгого времени находились в центре человеческих размышлений. Потому как любое высокоразвитое общество хотело б видеть людей добрыми, отзывчивыми и заботливыми.
Анализ литературы показал, что проблемой морально — этической ориентации занимались многие авторы: Л. Колберг, Э. Туриель, Л. И. Божович, Н. И. Болдырев, Т. В. Морозова, В. А. Караковский и другие. Понятие «морально — этическая ориентация» трактуется как ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков.
Э. Туриель выделяет три вида моральных норм: моральные, конвенциональные и персональные.Моральные нормы — вид норм, выполняющих функцию регуляции морально-нравственных отношений между людьми. Конвенциальные- это стандартные норм поведения в обществе. Сюда могут входить правила поведения в школе, требования к внешнему виду, этикет. И персональные- те норм, которые охватывают индивидуальные предпочтения человека. Они предполагают семейные правила, режим дня.
В настоящее время вопрос морального развития и нравственного воспитания имеют решающее значение.
К. Д. Ушинский отмечает, что влияние нравственности выступает как основная задача воспитания. Нравственность рассматривается как составная часть комплексного подхода к воспитанию личности школьника. Формирование нравственности является переводом моральных норм, требований и правил в навыки, умения, знания, привычки поведения личности. По мнению И.Ф, Харламова, понятие нравственности формируется на основании «нравов» [3, с. 81].
И. П. Подласый понятие нравственного воспитания рассматривает как систематическое и целенаправленное воздействие на чувства, сознание и поведение школьников для формирования у них нравственных качеств, которые соответствуют требованиям общественной морали [2, с. 261].
Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6–7 до 10–11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его поступлением в школу [1, с.56]. Это период интенсивного психического и физического развития.
Младший школьный возраст является таким периодом, в котором происходит активная социализация личности. Поэтому изучение содержания морально — этической ориентации важно в этом возрасте. Попав в школу, младший школьник включается в коллективную деятельность, где и осуществляется усвоение моральных норм и правил, которые регулируют взаимоотношения со сверстниками и учителем. Формирование нравственности происходит на всех уроках, где главная роль принадлежит учителю. Ведь именно он отчасти развивает личность ученика с помощью художественных произведений, личного примера, проблемных ситуаций и многого другого.
Однако на формирование у младших школьников моральных норм и нравственных ценностей оказывает не только человеческий фактор. Одним из важных условий рассматривается учет нравственного содержания учебных предметов и учебного плана. Именно они создают определенный тип мышления и сознания учащихся. А также развивают мировоззрение, гражданскую позицию ученика, и его отношение к миру в целом.
Психологи считают, что именно в младшем школьном возрасте возрастает чувствительность к усвоению социальных норм и правил, что играет важную роль в том, чтобы заложить нравственную основу в развитие личности ребенка.
В младшем школьном возрасте преобладает важная тенденция «отвечать ожиданиям других». Ребенок старается вести себя правильно для того, чтобы окружающие вокруг думали о нем хорошо. Таким образом происходит формирование моральных чувств и морального сознания ребенка.
Цель нашего исследования: изучить и выявить особенности морально-этической ориентации детей младшего школьного возраста из благополучных и неблагополучных семей.
С целью выявления особенностей морально-этической ориентации детей младшего школьного возраста из благополучных и неблагополучных семей были выбраны следующие методики:
1) Анкета «Оцени поступок»(Дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э.Туриелю в модификации Е. А. Кургановой и О. А. Карабановой).
2) Методика «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная Н. В. Кулешовой.
По результатам анкеты «Оцени поступок», проведенной с детьми из благополучных семей было выявлено, что 3 человека (14 %) имеют низкий уровень, характеризующийся недопустимостью нарушения конвенциональных норм. 4 человека (18 %) имеют средний уровень, когда недопустимость нарушения конвенциональных и моральных норм одинакова. 15 человек (68 %) показали высокий уровень, характеризующийся недопустимостью нарушения моральных норм.
У детей же из неблагополучных семей было выявлено, что 5 человек (62 %) имеют низкий уровень, характеризующийся недопустимостью нарушения конвенциональных норм. 2 человека (25 %) имеют средний уровень, когда недопустимость нарушения конвенциональных и моральных норм одинакова. 1 человек (13 %) показали высокий уровень, характеризующийся недопустимостью нарушения моральных норм.
Для диагностики нравственных представлений детей младшего школьного возраста была использована методика «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная Н. В. Кулешовой.
У детей из благополучных семей получилось, что большинство, а это 3 человека (14 %) имеют высокий уровень. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением ориентация на интересы и потребности других людей. Средний уровень выявлен у 5 человек (24 %). Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. И низкий уровень был выявлен у 14 человек (63 %). Такие школьники посещают школу неохотно, стремятся к реализации собственных интересов без учета интересов других, предпочитают уходить от ответственности, нравственные нормы усваивают с трудом.
У детей из неблагополучных семей выявлено, что 2 человека (25 %) имеют высокий уровень. Средний уровень выявлен у 2 человек (25 %).. И низкий уровень был выявлен у 4 человек (50 %).
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, существуют особенности морально — этической ориентации детей младшего школьного возраста из благополучных и неблагополучных семей.
Можно сделать вывод о том, что у детей младшего школьного возраста из благополучных семей уровень нравственных представлений высокий по сравнению с детьми из неблагополучных семей, у которых уровень нравственных представлений низкий. Для детей из благополучных семей недопустимо нарушение общепринятых норм и правил. Скорее всего, это связано с социальной ситуацией, воспитанием в семье, а также собственными представлениями учащихся о нормах морали и нравственности.
Литература:
- Божович Л. И. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. — М.:, 2000. — 342 с.
- Подласый И. П. Педагогика начальной школы. — М.:, 2008. — 474 с.
- Ушинский, К.Д.. Педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1988. — 414 с.