Особенности морально-этической ориентации детей младшего школьного возраста из благополучных и неблагополучных семей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (144) март 2017 г.

Дата публикации: 14.03.2017

Статья просмотрена: 1405 раз

Библиографическое описание:

Калягина, Е. А. Особенности морально-этической ориентации детей младшего школьного возраста из благополучных и неблагополучных семей / Е. А. Калягина, О. М. Антусенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 10 (144). — С. 424-425. — URL: https://moluch.ru/archive/144/40465/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье анализируются особенности морально — этической ориентации детей младшего школьного возраста из благополучных и неблагополучных семей, и на основе результатов исследования и теоретического анализа литературы обосновывается ее актуальность.

Ключевые слова: морально-этическая ориентация, младший школьный возраст, благополучная семья, неблагополучная семья

Проблемы нравственности и морали на протяжении очень долгого времени находились в центре человеческих размышлений. Потому как любое высокоразвитое общество хотело б видеть людей добрыми, отзывчивыми и заботливыми.

Анализ литературы показал, что проблемой морально — этической ориентации занимались многие авторы: Л. Колберг, Э. Туриель, Л. И. Божович, Н. И. Болдырев, Т. В. Морозова, В. А. Караковский и другие. Понятие «морально — этическая ориентация» трактуется как ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков.

Э. Туриель выделяет три вида моральных норм: моральные, конвенциональные и персональные.Моральные нормы — вид норм, выполняющих функцию регуляции морально-нравственных отношений между людьми. Конвенциальные- это стандартные норм поведения в обществе. Сюда могут входить правила поведения в школе, требования к внешнему виду, этикет. И персональные- те норм, которые охватывают индивидуальные предпочтения человека. Они предполагают семейные правила, режим дня.

В настоящее время вопрос морального развития и нравственного воспитания имеют решающее значение.

К. Д. Ушинский отмечает, что влияние нравственности выступает как основная задача воспитания. Нравственность рассматривается как составная часть комплексного подхода к воспитанию личности школьника. Формирование нравственности является переводом моральных норм, требований и правил в навыки, умения, знания, привычки поведения личности. По мнению И.Ф, Харламова, понятие нравственности формируется на основании «нравов» [3, с. 81].

И. П. Подласый понятие нравственного воспитания рассматривает как систематическое и целенаправленное воздействие на чувства, сознание и поведение школьников для формирования у них нравственных качеств, которые соответствуют требованиям общественной морали [2, с. 261].

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6–7 до 10–11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его поступлением в школу [1, с.56]. Это период интенсивного психического и физического развития.

Младший школьный возраст является таким периодом, в котором происходит активная социализация личности. Поэтому изучение содержания морально — этической ориентации важно в этом возрасте. Попав в школу, младший школьник включается в коллективную деятельность, где и осуществляется усвоение моральных норм и правил, которые регулируют взаимоотношения со сверстниками и учителем. Формирование нравственности происходит на всех уроках, где главная роль принадлежит учителю. Ведь именно он отчасти развивает личность ученика с помощью художественных произведений, личного примера, проблемных ситуаций и многого другого.

Однако на формирование у младших школьников моральных норм и нравственных ценностей оказывает не только человеческий фактор. Одним из важных условий рассматривается учет нравственного содержания учебных предметов и учебного плана. Именно они создают определенный тип мышления и сознания учащихся. А также развивают мировоззрение, гражданскую позицию ученика, и его отношение к миру в целом.

Психологи считают, что именно в младшем школьном возрасте возрастает чувствительность к усвоению социальных норм и правил, что играет важную роль в том, чтобы заложить нравственную основу в развитие личности ребенка.

В младшем школьном возрасте преобладает важная тенденция «отвечать ожиданиям других». Ребенок старается вести себя правильно для того, чтобы окружающие вокруг думали о нем хорошо. Таким образом происходит формирование моральных чувств и морального сознания ребенка.

Цель нашего исследования: изучить и выявить особенности морально-этической ориентации детей младшего школьного возраста из благополучных и неблагополучных семей.

С целью выявления особенностей морально-этической ориентации детей младшего школьного возраста из благополучных и неблагополучных семей были выбраны следующие методики:

1) Анкета «Оцени поступок»(Дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э.Туриелю в модификации Е. А. Кургановой и О. А. Карабановой).

2) Методика «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная Н. В. Кулешовой.

По результатам анкеты «Оцени поступок», проведенной с детьми из благополучных семей было выявлено, что 3 человека (14 %) имеют низкий уровень, характеризующийся недопустимостью нарушения конвенциональных норм. 4 человека (18 %) имеют средний уровень, когда недопустимость нарушения конвенциональных и моральных норм одинакова. 15 человек (68 %) показали высокий уровень, характеризующийся недопустимостью нарушения моральных норм.

У детей же из неблагополучных семей было выявлено, что 5 человек (62 %) имеют низкий уровень, характеризующийся недопустимостью нарушения конвенциональных норм. 2 человека (25 %) имеют средний уровень, когда недопустимость нарушения конвенциональных и моральных норм одинакова. 1 человек (13 %) показали высокий уровень, характеризующийся недопустимостью нарушения моральных норм.

Для диагностики нравственных представлений детей младшего школьного возраста была использована методика «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная Н. В. Кулешовой.

У детей из благополучных семей получилось, что большинство, а это 3 человека (14 %) имеют высокий уровень. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением ориентация на интересы и потребности других людей. Средний уровень выявлен у 5 человек (24 %). Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. И низкий уровень был выявлен у 14 человек (63 %). Такие школьники посещают школу неохотно, стремятся к реализации собственных интересов без учета интересов других, предпочитают уходить от ответственности, нравственные нормы усваивают с трудом.

У детей из неблагополучных семей выявлено, что 2 человека (25 %) имеют высокий уровень. Средний уровень выявлен у 2 человек (25 %).. И низкий уровень был выявлен у 4 человек (50 %).

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, существуют особенности морально — этической ориентации детей младшего школьного возраста из благополучных и неблагополучных семей.

Можно сделать вывод о том, что у детей младшего школьного возраста из благополучных семей уровень нравственных представлений высокий по сравнению с детьми из неблагополучных семей, у которых уровень нравственных представлений низкий. Для детей из благополучных семей недопустимо нарушение общепринятых норм и правил. Скорее всего, это связано с социальной ситуацией, воспитанием в семье, а также собственными представлениями учащихся о нормах морали и нравственности.

Литература:

  1. Божович Л. И. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. — М.:, 2000. — 342 с.
  2. Подласый И. П. Педагогика начальной школы. — М.:, 2008. — 474 с.
  3. Ушинский, К.Д.. Педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1988. — 414 с.
Основные термины (генерируются автоматически): младший школьный возраст, недопустимость нарушения, норма, высокий уровень, семья, ребенок, уровень, этическая ориентация, морально-этическая ориентация детей, нравственное воспитание.


Похожие статьи

Влияние неблагополучной семьи на формирование правового сознания подростков в условиях сельской местности

В статье автор пытается определить факторы, влияющие на формирование правосознания подростков, проживающих в неблагополучных семьях в условиях сельской местности. Также затрагиваются некоторые факторы низкого уровня правосознания у внешне благополучн...

Особенности самооценки подростков из неполных семей

В данной статье рассматривается взаимосвязь самооценки подростков и типа семьи, выявлены особенности самооценки подростков, воспитывающихся в неполной семье. Авторами проанализирована специфика развития самооценки в подростковом возрасте.

Исследование специфики жизнестойкости подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Исследование посвящено специфике развития жизнестойкости у подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Психоэмоциональное развитие ребенка зависит от семьи, в которой он растет, от взаимоотношений с родителями. Если данные аспекты...

Представление родителей группы риска о психологическом благополучии семьи

В статье авторы пытаются выявить, обобщить и проанализировать особенности представлений родителей группы риска о психологическом благополучии семьи. Изучить и выявить различия в удовлетворенности браком родителей группы риска и родителей благополучн...

Формирование семейных ценностей у детей из неблагополучных семей в сельской местности

В данной публикации поднимается вопрос формирования ценностей семьи у несовершеннолетних из неблагополучных семей в сельской местности. Автором дано определение термина «неблагополучная семья» и рассмотрены причины появления данных семей.

Особенности удовлетворенности браком супругов, воспитывающих детей с отклонениями в психическом развитии (теоретический обзор)

В данной статье рассматриваются особенности семей, воспитывающих детей с отклонением в психическом развитии, а также делается обзор современных исследований, направленных на выявление особенностей удовлетворенности браком супругов в связи с воспитани...

Особенности проявления одиночества у подростков из неблагополучных семей

Статья посвящена анализу отдельных аспектов проявления одиночества у подростков из неблагополучных семей. Предложены рекомендации по преодолению одиночества у подростков рассматриваемой категории.

Диагностика нарушений эмоционального развития детей с задержкой психического развития из неблагополучных семей

В данной статье освещена проблема важности благоприятного микроклимата в семье для эмоционального развития детей. Дана характеристика особенностей личности детей с ЗПР и важности семейного благополучия для их эмоционального развития. А также предоста...

Влияние психологического климата в семье на психическое здоровье ребенка

Тема, рассмотренная в моей работе по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений. С каждым годом возрастает количество дете...

Причины деструктивного родительского поведения в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлено теоретическое изучение проблемы деструктивного родительского поведения в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Похожие статьи

Влияние неблагополучной семьи на формирование правового сознания подростков в условиях сельской местности

В статье автор пытается определить факторы, влияющие на формирование правосознания подростков, проживающих в неблагополучных семьях в условиях сельской местности. Также затрагиваются некоторые факторы низкого уровня правосознания у внешне благополучн...

Особенности самооценки подростков из неполных семей

В данной статье рассматривается взаимосвязь самооценки подростков и типа семьи, выявлены особенности самооценки подростков, воспитывающихся в неполной семье. Авторами проанализирована специфика развития самооценки в подростковом возрасте.

Исследование специфики жизнестойкости подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Исследование посвящено специфике развития жизнестойкости у подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Психоэмоциональное развитие ребенка зависит от семьи, в которой он растет, от взаимоотношений с родителями. Если данные аспекты...

Представление родителей группы риска о психологическом благополучии семьи

В статье авторы пытаются выявить, обобщить и проанализировать особенности представлений родителей группы риска о психологическом благополучии семьи. Изучить и выявить различия в удовлетворенности браком родителей группы риска и родителей благополучн...

Формирование семейных ценностей у детей из неблагополучных семей в сельской местности

В данной публикации поднимается вопрос формирования ценностей семьи у несовершеннолетних из неблагополучных семей в сельской местности. Автором дано определение термина «неблагополучная семья» и рассмотрены причины появления данных семей.

Особенности удовлетворенности браком супругов, воспитывающих детей с отклонениями в психическом развитии (теоретический обзор)

В данной статье рассматриваются особенности семей, воспитывающих детей с отклонением в психическом развитии, а также делается обзор современных исследований, направленных на выявление особенностей удовлетворенности браком супругов в связи с воспитани...

Особенности проявления одиночества у подростков из неблагополучных семей

Статья посвящена анализу отдельных аспектов проявления одиночества у подростков из неблагополучных семей. Предложены рекомендации по преодолению одиночества у подростков рассматриваемой категории.

Диагностика нарушений эмоционального развития детей с задержкой психического развития из неблагополучных семей

В данной статье освещена проблема важности благоприятного микроклимата в семье для эмоционального развития детей. Дана характеристика особенностей личности детей с ЗПР и важности семейного благополучия для их эмоционального развития. А также предоста...

Влияние психологического климата в семье на психическое здоровье ребенка

Тема, рассмотренная в моей работе по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений. С каждым годом возрастает количество дете...

Причины деструктивного родительского поведения в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлено теоретическое изучение проблемы деструктивного родительского поведения в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задать вопрос