Логопедический уголок как часть предметно-развивающей среды в группе ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (144) март 2017 г.

Дата публикации: 13.03.2017

Статья просмотрена: 3638 раз

Библиографическое описание:

Файзулаева, Р. Р. Логопедический уголок как часть предметно-развивающей среды в группе ДОУ / Р. Р. Файзулаева, Н. В. Артемьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 10 (144). — С. 453-454. — URL: https://moluch.ru/archive/144/40488/ (дата обращения: 15.11.2024).



В дошкольном возрасте весьма актуальной проблемой является проблема речи во всем ее видовом разнообразии. Существует множество методик, позволяющих регулировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

На развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей групп. В состав предметно-развивающей среды входит коррекционный уголок в группе. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами. В его оборудование входят стеллажи, зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал. С их помощью воспитатели создают условия для коррекции отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. Содержание определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи.

Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям. Только при таком подходе возможна эффективная коррекция речи дошкольников. Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка — “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.

Расположить коррекционный уголок целесообразно в хорошо освещенном месте и несколько удаленном от игровой зоны. Это создаст более комфортные условия для занятий в нем. Доступ к уголку должен быть удобным, чтобы дети сами могли подходить к нему и заниматься. При недостаточном освещении, необходимо предусмотреть дополнительное.

Наполняемость логопедического уголка в группах осуществляется по разделам:

‒ артикуляционная гимнастика в картинках: (картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах).

‒ мелкая моторика: волчки, сухой бассейн, шнуровки, трафареты и т. п.;

‒ дыхание: вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры на воздушную струю и т. п.;

‒ фонематический слух: игры на дифференциацию звуков

‒ звукопроизношение: альбомы по автоматизации звуков, игровые упражнения, игры на автоматизацию звуков: «Логопедические лото» и др.

‒ лексика: картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетная и предметные); развивающие пазлы, игры: лото, «Подбери пару», «Кто больше назовет», «Часть и целое» и др.;

‒ грамматический строй речи: игры «Чей хвост?», «Один — много», «Назови ласково», «Чего нет?» и др.;

‒ связная речь: сюжетные картинки, «Угадай по описанию», «Когда это бывает?», «Играем в профессии» и др.;

‒ грамота: схемы слов, предложений, игры: «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме», «Сложи слово» и др.

Игровой и дидактический материал заменяется и пополняется в коррекционном уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы. Необходимо разнообразить деятельность детей в коррекционном уголке. Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. Не следует перезагружать уголок оборудованием, т. к. это затрудняет выбор. Но необходимо учитывать, что и пустое по содержанию предметное пространство утомляет и побуждает к безделью и агрессии. Опора на игру, как на ведущий вид деятельности дошкольников, обеспечивает педагогам значительный положительный эффект в коррекционной работе.

Подбор игрового и дидактического материала осуществляется логопедом и воспитателем совместно, что делает их взаимодействие не формальным, а очень тесным и плодотворным. Материал, содержащийся в коррекционном уголке должен носить многофункциональный характер, дающим возможность использовать его в разных целях.

Создавая коррекционный уголок группы, очень важно чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Таким образом, использование коррекционного уголка позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении с взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

Литература:

  1. Артамонова О. В. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание.-2005-№ 4
  2. Коноваленко В. В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе —СПб, ГНОМ и Д, 2009.
  3. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду, Н. В. Нощева.-Спб.:Детство-Пресс,2006.
  4. Степанова О. А. Организация логопедической работы в ДОУ.-М.,2007.
Основные термины (генерируются автоматически): коррекционный уголок, игра, речевое общение, автоматизация звуков, дидактический материал, дидактическое оснащение, дошкольный возраст, предметно-развивающая среда, ребенок.


Похожие статьи

Обогащение предметно-пространственной развивающей среды через проектную деятельность учителя-логопеда

Предметно-развивающая среда в ДОУ как пространство для социального развития дошкольников

Создание эколого-развивающей среды в ДОУ

Игровая поддержка как условие организации предметно-пространственной развивающей среды в компенсирующей группе детского сада в соответствии с ФГОС ДО

Специфика создания предметно-развивающей и речевой среды в ДОУ для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Психолого-педагогический консилиум как основная функциональная единица СППС образовательной организации

Использование метода проекта в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОО

Технологии песочной терапии в интегрированной работе инструктора по ФИЗО и педагога-психолога как фактор социально-психологического благополучия ребенка в ДОУ

Семинар-практикум для родителей «Сформированная речь — важный показатель готовности ребёнка к обучению в школе»

Музей боевой славы как инновационная форма работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ

Похожие статьи

Обогащение предметно-пространственной развивающей среды через проектную деятельность учителя-логопеда

Предметно-развивающая среда в ДОУ как пространство для социального развития дошкольников

Создание эколого-развивающей среды в ДОУ

Игровая поддержка как условие организации предметно-пространственной развивающей среды в компенсирующей группе детского сада в соответствии с ФГОС ДО

Специфика создания предметно-развивающей и речевой среды в ДОУ для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Психолого-педагогический консилиум как основная функциональная единица СППС образовательной организации

Использование метода проекта в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОО

Технологии песочной терапии в интегрированной работе инструктора по ФИЗО и педагога-психолога как фактор социально-психологического благополучия ребенка в ДОУ

Семинар-практикум для родителей «Сформированная речь — важный показатель готовности ребёнка к обучению в школе»

Музей боевой славы как инновационная форма работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ

Задать вопрос