В статье представлен теоретический анализ сущности информационной деятельности будущих менеджеров-управленцев. Раскрыта роль информационной компетентности в информационной деятельности менеджера.
Ключевые слова: информационная деятельность, информационная компетентность, менеджер, управление, профессиональное образование
В условиях современности заметно возрастает потребность в управленцах высокой квалификации. Процесс управления нуждается в менеджере, способном к выполнению функций в условиях глобализации информационных потоков современного общества. В соответствии с этим происходят изменения в требованиях к содержанию профессионального образования будущих специалистов-менеджеров, в основе которого лежит компетентностный подход.
Для эффективного управления различными социальными организациями и системами необходима информация. Это объясняется тем, что управление включает подготовку, принятие и осуществление последовательных решений управляющей системой с учётом информации, которая отражает особенности управляемого объекта и окружающей среды, а также степень исполнения принятых управленческих решений. Информацию обычно рассматривают в виде процесса передачи сообщений между передающей и принимающей системами, что приводит к изменениям состояния последней.
Раскрывая сущность информационной деятельности менеджера, важно обозначить то, что это деятельность, которая обеспечивает сбор, обработку, хранение, поиск и распространение информации, а также формирует организационный ресурс и организует доступ к нему.
Чеверева Н. А. кратко описывает содержание видов информационной деятельности менеджера следующим образом.
Информационно-ориентационная деятельность выражена в поиске, обработке управленческой информации, необходимой для понимания проблем, целей и задач организации, управления; в самообразовании; в выполнении роли «приёмника информации»; в постановке целей; в актуализации, поиске и обработке информации, необходимой для их реализации; в формализации целей; в оценке их реалистичности и диагностичности; в формировании информационной основы моделирующей деятельности.
Моделирующая деятельность характеризуется прогнозированием как определением возможных изменений основных параметров внутренней и внешней среды, полисценарным прогнозированием; планированием по времени и по содержанию; распределением ресурсов; разработкой стратегий, политики, тактик, правил программ управления, методов процедур; построением информационной модели развития организации.
Коммуникативная деятельность отражается в информировании подчинённых относительно их обязанностей и ответственности; в организации и реализации обратной связи в управлении с учётом контроля и оценки производственно-технологических процессов и поведения персонала; в организации взаимодействия объекта управления с внешней средой; в формировании информационной основы аналитической деятельности.
Информационно-аналитическая деятельность отличается анализом практической деятельности; определением проблемных ситуаций и альтернатив; принятием решений [10, с. 21].
Ишутина Е. В., обозначая этапы формирования информационной деятельности менеджера в истории управления, устанавливает следующее:
– появление новых информационных технологий, средств и устройств, улучшающих и ускоряющих выполнение информационных процессов, формирует предпосылки и одновременно удовлетворяет потребность в создании инновационных форм и методов управления, приводит к закономерному развитию компонентного состава информационной деятельности менеджера;
– специфические условия деятельности менеджера приводят его к необходимости опережающего и максимально эффективного использования существующих информационных технологий;
– для модернизации информационной составляющей деятельности менеджера-управленца характерно эволюционное комбинирование совершенствования устаревших методов работы с информацией и постепенной замены старых методов новыми [4].
Необходимо согласиться со справедливым мнением Астаховой Л. В., утверждающей, что интенсивное информационное развитие привело к экспоненциальному росту количества информации, высокой динамичности информационного пространства, виртуализации общества и личности, а также к переакцентуации ценностной, нравственно-духовной составляющих мировоззренческого поля личности, в ходе чего наблюдается трансформация традиционных форм коммуникации, усложнение системных связей социальных субъектов. По мнению автора, происходит формирование нового мировоззрения — информационного [1, с. 9].
Одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности будущего менеджера-управленца, обеспечивающей успешное выполнение работы, является его информационная компетентность. Различные варианты определения и обоснования её значимости представлены в работах таких исследователей, как А. А. Ахаян [2], В. В. Воробьёва [3], О. А. Кизик [6], Г. Б. Казначевская [5], В. И. Назаров [7], О. Г. Смолянинова [9], А. С. Чеверева [10] и др.
Приходько О. В. отмечает, что для формирования информационной компетентности обучающихся в вузе необходимо:
– обеспечить вариативность образовательных программ по дисциплинам информационно-компьютерного цикла;
– разработать и внедрить модель подготовки в области информационно-коммуникационных технологий, включающую постепенно усложняющиеся профессионально-ориентированные задания компьютерного практикума;
– освоить информационно-компьютерный цикл дисциплин, позволяющий решать профессиональные задачи;
– актуализировать субъектную позицию студента [8, с. 389].
Информационная деятельность менеджера, реализующаяся на основе его информационной компетентности, претерпевает серьёзные изменения в ходе исторического периода существования данной профессии.
Информационная деятельность менеджера включает следующие составляющие:
1) информационное мировоззрение как систему взглядов на окружающую действительность, основанную на знаниях и навыках, полученных из информационного потока;
2) информационный стиль мышления или информационный менталитет как способность разносторонне рассматривать явление или событие, умение видеть вызвавшие его причины, а также возможные последствия; проявление адекватной реакции на новую информацию, умение разбираться в быстро изменяющейся информационной ситуации и верно оценивать складывающуюся обстановку с позиции рациональных, морально-этических и эстетических критериев;
3) владение информационно-коммуникационными технологиями и их применение в практической деятельности в качестве последовательности операций в сфере создания и распространения информации, таких как аналитико-синтетическая обработка информации; самостоятельная работа с разнообразными источниками информации с целью выбора необходимой информации; упорядочение и последующее оформление полученных данных и др.
Правильность действий будущего менеджера находится в зависимости от того, располагает ли он полной информацией об управляемом объекте, и чем сложнее объект, тем больший объём информации ему необходимо использовать в процессе управления. К одной из предпосылок ускорения развития управления относится своевременное получение всех видов информации. Вместе с тем возрастает роль самого менеджера, который на основе полученной информации готов к своевременному принятию ответственных решений в быстроменяющейся обстановке. Производительность управленческого труда менеджера зависит от полноты удовлетворения информационных потребностей руководителей в сфере планирования и прогнозирования, учёта и регулирования, финансовой деятельности и др.
Менеджеру в современном социуме необходимо владение технологиями информационной деятельности. Это предполагает, что будущий специалист должен знать правила пользования информацией, знаниями и умениями на практике; уметь ориентироваться в источниках различной природы — устных, печатных и других; систематично и последовательно обрабатывать информацию, выбирать интересующие его данные среди большого объёма разнообразной информации; владеть навыками эффективного восприятия информации, помогающими ориентироваться в информационных потоках, усваивать и осознавать полученные знания; уметь применять в практической деятельности информацию, взятую из разных источников.
К новейшим информационным технологиям, применяемым в целях совершенствования управленческой деятельности и повышения эффективности, относят автоматизацию офисных операций. Распространёнными технологиями офисной автоматизации выступают электронная почта, текстовые процессоры, технологические возможности проведения телеконференций, факсимильная связь, автоматизированные рабочие места. Текстовый процессор, примеру, сокращает время на черновую подготовку, копирование и распечатку текста, его редактирование; распространение и сортировку по файлам текстов материалов. Электронная почта помогает избежать телефонной «некомпетентности», когда другой не имеет возможности быть на связи.
Проведение телеконференций осуществляется на основании телекоммуникационных технологий: телефонные линии, многоканальная, сотовая и спутниковая связь. Это даёт возможность личного общения на значительном расстоянии и экономит время, материальные ресурсы.
Значительные возможности для развития управленческой деятельности представлены в компьютерных информационных системах известных как системы поддержки принятия решений (СППР).
Большое значение среди современных информационных технологий имеют экспертные системы, предназначенные для подражания процессам мыслительной деятельности человека. Они способны производить вычислительные операции, делать выводы, опираясь на факты и заданные правила, что похоже на умозаключение человека. Эти системы могут использоваться при анализе различных проектов или определении характера чрезвычайных действий в ситуации землетрясения, наводнения, технологической катастрофы и других экстремальных условиях.
Квалифицированное применение современных информационных технологий способствует обеспечению качественной эффективности, количественной эффективности, рентабельности и экономичности управленческой деятельности.
Казначевская Г. Б. обозначает определённые требования к менеджеру, деятельность которого связана с информацией. К ним относятся:
1) Познавательные умения, заключающиеся в способности выделять главное в потоке информации, применять «свёрнутые» записи, такие как тезисы, заметки, конспекты; в выявлении связей между явлениями; в формулировании гипотез, определении путей их проверки; в способности анализировать, синтезировать, обобщать полученные знания.
2) Проектировочные умения, отражающиеся в формулировке цели получения информации и осознании требований к деятельности менеджера в условиях современности; в формулировании целей деятельности с различными источниками информации; в прогнозировании результатов и приёмов достижения цели; в определении задач, темпа и ритма работы.
3) Конструктивные умения, проявляющиеся в выделении самого главного из потока информации; в цитировании, аннотировании, реферировании, рецензировании; в способности делать выводы и обобщать; в составлении плана или тезисов своих действий.
4) Коммуникативные умения, выражающиеся в формулировке вопросов по изучаемому явлению, информации; во внимательном восприятии устных сообщений и анализе их; в построении логически законченного мнения по изучаемому вопросу, заключению и выводам; в высказывании собственного отношения к прочитанному, формулировании и аргументировании своей оценки книги, статьи.
5) Организаторские умения, заключающиеся в организации контактов с другими людьми для достижения целей в сфере профессиональной деятельности; в развитии в процессе работы своих знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшей успешной деятельности; в организации, накопленной в процессе работы, информации таким образом, чтобы ею можно было воспользоваться [5, с. 218].
Следует также обратить внимание на сложности, которые возникают у менеджеров при получении информации:
– получение недостаточно полной и качественной информации в ситуации, где он не владеет специальными приёмами и методами сбора и анализа информации; информация сознательно или не сознательно искажена теми, кто её предоставил; у менеджера нет времени для работы с информацией; информационные потоки скрыты от руководителя вследствие влияния определённых стереотипов взаимоотношений. В данном случае следует овладеть этими методами с целью повышения своей квалификации.
– информация искажается из-за дистанции власти между менеджером и подчинённым. В этой ситуации помогают психологических приёмы, позволяющие сократить дистанцию посредством обращения с просьбой, подчёркивания значимости этого человека, а также использование специальных приёмов, способствующих повышению надёжности информации, таких, например, как получение информации из нескольких источников. Менеджеру необходимо верно построить приоритеты в реализации своего служебного времени, применяя методы рационализации найти это время.
Следует подчеркнуть сложность и интенсивность характера профессиональной деятельности менеджера как работника, занимающего управленческую должность и наделённого полномочиями решать поставленные задачи и принимать решения по определённым видам деятельности организации.
Следует также учесть тот факт, что менеджеры иногда не в достаточной мере применяют доступную информацию, несмотря на её первостепенное значение в процессе управления, так как менеджеры-управленцы оказываются сверхвовлечёнными в обилие информации и статистических данных. Следовательно, сама информация будет оставаться бесполезной, пока менеджер не предпримет действия к её осмыслению, оценке и реализации действий на её основе. Таким образом, менеджеру необходимо получать относительно систематизированную информацию, способствующую совершенствованию управленческой деятельности.
В отношении менеджера первостепенную важность имеют требования компетентности и высочайшего профессионализма. Он должен сочетать качества высококвалифицированного специалиста, обладающего обширными знаниями, и организатора, эффективно выполняющего административные функции. В современных экономических условиях важно вносить изменения во взгляды на природу, роль, сущность и значимость профессиональной деятельности будущего менеджера-управленца. Сейчас на первом месте выступают самостоятельность, инициативность, предприимчивость, творческое мышление и готовность к разумному риску.
Таким образом, специфика профессиональной деятельности будущего специалиста-менеджера заключается в том, что разноплановые социальные, экономические и технические задачи он решает в основном организационно, оказывая влияние на людей, которым предстоит непосредственно решать такие задачи. В современном мире глобализация информационного пространства многократно усиливает значимость информационной компетентности будущего менеджера, так как управленческая деятельность требует умения в сжатые сроки принимать верные управленческие решения с учётом множества факторов.
Литература:
- Астахова Л. В. Информационное мировоззрение: понятие и уровни // Вестник ЧГАКИ. 2014. № 4 (40) С. 9–16.
- Ахаян А. А. Структура, диагностика и средства развития информационной компетентности учащихся. — СПб.: Книжный Дом, 2008.
- Воробьёва (Кюршунова) В. В. Становление информационной компетентности будущего учителя начальных классов. Автореф. дис. … канд. пед. наук / В. В. Воробьёва (Кюршунова) — Петрозаводск, 2006.
- Ишутина Е. В. Динамика содержания информационной деятельности менеджера в историческом аспекте. / Эмиссия. Оффлайн. [Электронный ресурс]: Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал) / 2009. — Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, ISSN 1997–8588 — Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2009/1347.htm.
- Казначевская Г. Б. Менеджмент: Учебник для вузов. — М.: Высшее образование, 2005.
- Кизик О. А. Становление информационной компетентности учащихся в образовательном процессе профессионального лицея. Автореф. дис. … канд. пед. наук / О. А. Кизик — Петрозаводск, 2004.
- Назаров В. И. Возможности новых информационных технологий в социальной работе с разными группами молодёжи. / В. И. Назаров, Л. В. Куклина // Первая научно-практическая международная конференция «Новые социальные технологии в сфере работы с молодёжью и пожилыми людьми». — Иваново, 2003.
- Приходько О. В. Влияние информационной компетентности на уровень конкурентоспособности молодого специалиста / О. В. Приходько // Информационные технологии в образовании, науке и производстве: сборн. тр. по материалам IV междунар. науч-практ. конф., 28 июня — 2 июля 2010 г., Серпухов / под ред. Ю. А. Романенко, — 2010. — С. 387–389.
- Смолянинова О. Г. Развитие информационной и коммуникативной компетентности будущих учителей на основе использования мультимедиа-технологии / О. Г. Смолянинова // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: Мат. 9-ой науч.-практ. конф. / Краснояр. гос. ун-т. — Красноярск, 2003.
- Чеверева С. А. Развитие содержания информационной подготовки в вузе будущего экономиста-менеджера АПК: Монография / С. А. Чеверева, В. И. Пугач. — Самара: СГПУ, 2008. — 172 с.