В статье определяются основные понятия, такие как: дизайн, дизайн-проект, а также роль и значение дизайна в жизни человека; выявляются основные виды и направления в дизайне; раскрывается огромная роль рисунка как основного средства выражения замысла проекта и его значение в воплощении первоначального этапа дизайн-концепции.
Ключевые слова: рисунок, дизайн, дизайн-проект, замысел, этапы проекта
The article defines basic concepts such as: design, design project, as well as the role and importance of design in human life; identify the main types and trends in design; reveals the profound role of drawing as a primary means of expression of design intent and its importance in the embodiment of the initial phase of the design project.
Key words: drawing, design, design project plan, project stages
Человек всегда стремился к красоте. Желание сделать своё предметное окружение индивидуальным и привлекательным присутствует в каждом. В повседневной жизни мы окружены дизайнерскими изделиями: в быту, на работе отдыхе и т.д. С течением времени, функция и значение дизайна в жизни человека только возрастает. Вещи, становятся своеобразным показателями уровня жизни, благополучия и социальной защищенности человека. Рациональное использование продуктов дизайна в повседневной жизни служит основой для физического, и главное морального развития человека [1].
В определении словарей и энциклопедий на сайте «Академик» дизайн — это «вид проектной междисциплинарной художественно-технической деятельности по формированию предметной среды» [2].
Дизайн охватывает множество областей. Основные виды дизайна:
— промышленный (индустриальный) — определение функциональных и внешних качеств изделий; проектирование взаимодействия — разработкой интерактивных изделий, систем, услуг; транспортный дизайн; веб-дизайн (компьютерный дизайн); дизайн пространственной среды: архитектурный, дизайн архитектурной среды, световой дизайн; графический дизайн; ландшафтный дизайн; футуродизайн — проектирующий дизайн и типологию будущего; экологический дизайн; дизайн имиджа человека.
В каждом из этих направлений дизайна используется свой дизайн-проект, включающий графическое изображение — рисунок, составленный вручную. Все идеи зреют у автора в голове и, чтобы грамотно воплотить их, необходимо иметь опыт в рисунке и, как отмечает О. А. Иванов: «для такой деятельности необходимо иметь развитое пространственное воображение и образное мышление». От качества выполненного рисунка зависит успех проекта [3].
Дизайн-проект — это комплект документов и материалов определенного свойства. Так, например, в дизайне архитектурной среды это будет комплект документов и материалов, характеризующих все отделочные решения по дизайну офиса, дома, квартиры или отдельной комнаты. Прописывается всё, начиная с плана возведения новых перегородок и заканчивая схемой подбора цвета для стен и мебели. Дизайн-проект может быть выполнен в любом стиле от классики до модерна и включает в себя несколько разделов, каждый из которых несёт смысловую нагрузку. В целом дизайн-проект является прописанной концепцией дизайна для конкретного объекта из любой области жизнедеятельности человека [4].
Дизайн стал видом творческой деятельности человека и даже профессией, сближающей его с деятельностью художника, с которым дизайн соединяется в познании секретов красоты и гармонии. Эти секреты красоты и гармонии положены в основу предметного мира. Задачу постижения красоты и гармонии помогает решать рисунок — изображение на плоскости, созданное средствами графики. Рисунок — необходимая составляющая дизайн-проекта [5].
Профессиональное обучение дизайнера — проблема сложная, по своей сущности, что объясняется многогранностью самой профессии, интегрирующей в себе научное и инженерно-техническое знание со способностью художественно-образной интерпретации проектных ситуаций. Ранее принятое в нашей стране официальное название — художник-конструктор точно передавало дизайнерскую деятельность как сплав искусства и инженерных знаний. И сейчас «художественное» и «техническое» выступают различными и взаимодополняющими друг друга сторонами творческого процесса профессиональной деятельности дизайнера [6].
Рисунок служит технической подготовкой специалиста художественной профессии к творческому созиданию. В литературе последних лет, при рассмотрении роли рисунка в профессиональной архитектурно-проектной и дизайнерской деятельности, отмечается, что рисунок для архитектора и дизайнера является основным средством выражения замысла, первым и начальным этапом в создании архитектурного сооружения или вещи. Рисунок всегда являлся генератором профессиональной культуры дизайнера и архитектора, а процесс рисования — путем раскрытия и реализации замысла. Для гармоничного развития графической культуры, личности дизайнера необходимо уделять одинаковое внимание обучению и художественной графике, и технической. Профессиональная культура дизайнера базируется на специальной графической подготовке. В данном случае, под специальной графической подготовкой понимается «способность обучающегося оперировать понятиями и пространственными образами, связанными с визуализацией информации, транслировать ее с помощью графических средств» [Там же, с. 266].
Любая дизайнерская деятельность включает в себя несколько стадий, каждая из которых несет определенные задачи: задание на проектирование, предпроектные исследования, фор-эскиз и дизайн-концепция, эскизное проектирование, художественно-конструкторский проект, рабочий проект. В настоящее время в создании проекта играют большую роль современные компьютерные технологии, но наиболее важное место рисунок от руки находит в составлении фор-эскизов и дизайн-концепции, а также в эскизном проектировании, где делается большое количество рисунков и набросков, позволяющих представить объект во всех ракурсах, выделить и подчеркнуть его особенности. Большой вклад в исследование данного вопроса внесли такие авторы как: Е. И. Прокофьев, А. И. Михайлов, Р. В. Шипилов, А. М. Силуянычев — КГАСУ; О. А. Иванов — НГАХА; С. Б. Поморов, С. А. Прохоров, А. В. Шадурин — АлтГТУ; В. К. Еленецкий — Смоленский гуманитарный университет; Л. В. Папилина — Магнитогорский государственный университет и другие.
Таким образом, можно сделать вывод, что рисунок был и остается актуальным инструментом в создании объектов дизайна; способствует развитию художественно-творческого мышления, является основным средством выражения замысла проекта, помогая донести мысль и идею автора в виде графического изображения и играет огромную роль в воплощении первоначального этапа дизайн-проекта.
Литература:
- Дизайн и его роль в жизни современного человека / http://studopedia.ru/8_35525_dizayn-i-ego-rol-v-zhizni-sovremennogo-cheloveka.html
- Словари и энциклопедии на Академике / Академик.–dic.academic.ru
- Иванов А. О. Рисунок. Подготовительный курс к Высшей архитектурно-дизайнерской школе: Уч. пос. — Новосибирск: НГАХА, 2001. -118с.,илл. 15ВМ 5–89170–012–3
- Словари и энциклопедии на Академике / Академик.–dic.academic.ru
- Еленецкий В. К. Значение рисунка в дизайне // Современные проблемы науки. — 2012. — № 2;
- Папилина Л. В. «Особенности обучения техническому рисунку будущих дизайнеров» журнал: «Вестник Оренбургского университета» № 11–2 / 2007