Анализ структуры мирового фармацевтического рынка: тенденции и перспективы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (145) март 2017 г.

Дата публикации: 13.03.2017

Статья просмотрена: 3808 раз

Библиографическое описание:

Калганов, В. А. Анализ структуры мирового фармацевтического рынка: тенденции и перспективы / В. А. Калганов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11 (145). — С. 213-216. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40526/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье проведен анализ структуры фармацевтического рынка, выявлены перспективы его развития с учетом мировых тенденций.

Ключевые слова: фармацевтический рынок, структура фармацевтического рынка, мировой фармацевтический рынок

Важность изучения структуры фармацевтического рынка (ФР) и его сегментов обусловлена двумя основными факторами: во-первых, фармацевтический рынок является социально-значимым рынком в экономике [7] и, во-вторых, источником социального развития общества, практически, в любой стране мира. Высокая технологичность и наукоемкость производства фармпродукции оказывает влияние на развитие других отраслей хозяйствования — науку, химическое производство, машиностроение и др. Кроме того уровень развития фармотрасли в стране является залогом нормального функционирования системы здравоохранения, обеспечивающий сохранение трудоспособности населения, рост качества его жизни [9], [11]. МФР является одним из самых высокодоходных и быстрорастущих рынков в мировой экономике [16]. Несмотря на общий спад в мировой экономике последних лет, ФР продолжает динамично развиваться. Согласно прогнозу «IMS Health», его объем к 2020 году должен возрасти до 1,5 трлн. долларов. Росту ФР способствует множество факторов: это общий рост заболеваемости из-за техногенных факторов и ухудшения экологической обстановки; это тенденция «старения населения» в развитых странах; это рост уровня доходов населения в развивающихся странах, что стимулирует использование более дорогостоящих лекарств [1]. Фармацевтический рынок — экономическая система взаимодействующих субъектов производства и потребления ЛС на основе механизма рыночной конкуренции [2]. В структуру ФР входят производители и потребители, дистрибьюторы и аптечные сети [12]. Анализ распределения МФР по регионам мира показывает, что Северная Америка, Европа и Япония в 2006 году занимали почти 84 % мирового рынка [3]. Монополизация рынка отразилась на социально-экономическом росте стран третьего мира, что явилось стимулом для ряда стран по его переустройству. Развитие ФР в третьих странах во многом определяется тенденциями интернационализации мирового рынка [10], поэтому исследование различных его аспектов на перспективу являются крайне актуальным. Ожидается, что рост рынка в развивающихся странах к 2016 году достигнет почти 12 %, в то время как в среднем мировой рынок будет расти на 4,5 % ежегодно. Особенно высоким ожидается рост в Китае, Бразилии, Индии и России [4].

Для понимания процессов устойчивого и эффективного функционирования фармрынка и его влияние на социально-экономическое развитие третьих стран необходим более глубокий анализ его структуры. В связи с этим важной задачей является анализ состояния МФР, выявление проблем и тенденций его развития, в том числе развивающихся стран. Для экономики Российской Федерации, в настоящее время, изучение состояния мирового фармрынка становится особенно актуальным в связи с возможным введением санкций со стороны ЕС и США, что неизбежно может сказаться на здоровье населения россиян. Целью данной статьи является изучение составных частей (элементов) рынка, их взаимное расположение в сфере обращения фармацевтических товаров. В задачу входит: анализ состояния МФР; выявление проблем и тенденций развития ФР; понимание процессов эффективного функционирования фармрынка.

Российская фармотрасль почти не представлена на МФР. Ведущее место на фармрынке РФ в течение нескольких лет неизменно занимают фирмы со значительной долей и стоимостным объемом продаж на МФР: «Sanofi» — 4,47 %, «Novartis» — 4,06 % и «Фармстандарт» — 3,52 % [5]. Российские производители демонстрируют способность выпуска конкурентной продукции, из чего можно сделать выводы о возможности высокого уровня развития и стабильности отечественного производства товаров и выход их на МФР. По данным «IMS Health» объем МФР в 2015 году составил 1,1 трлн. долл США. Рассмотрим структуру рынка мировых производителей фармпродукции и его состав. Основной особенностью сегодняшней фарминдустрии в США и странах Западной Европы является сосредоточение локализации производства, а особенно НИОКР фармпродукции. Крупнейшие 20 компаний этих стран составляют так называемую группу «Большая фарма» (BigPharma), с объемом продаж свыше 500 млрд. долл. и затратам на НИОКР свыше 70 млрд. долл., важнейшей тенденцией МФР является изменение географической структуры спроса. В настоящее время все больший вклад в его развитие начинают вносить развивающиеся страны. На рис.1 показана региональная структура МФР по классификации 2009 года.

Рис. 1. Региональная структура МФР по классификации «IMS Health», 2009 [1]

Также необходимо охарактеризовать региональную структуру МФР 2012 года и на перспективу до 2020 года.

Рис 2. Региональная структура МФР в 2012 и 2020 гг.

Рис. 3. Тренд перераспределения МФР в пользу развивающихся стран [1]

Однако в отечественной фарминдустрии имеются существенные недостатки: доля отечественных ЛС на внутреннем рынке мала; препараты выпускаются с низкой добавленной стоимостью (дженериковые препараты); большая часть ЛС изготавливалась из импортного сырья [6]. Отвечая на вопросы журналистов на встрече с представителями СМИ 15 декабря 2016 г., премьер-министр РФ Медведев говорил, что внутренний спрос на ЛС в России на 65–70 % удовлетворяется за счет отечественных производителей. Еще недавно Россия «сидела на игле иностранных препаратов», теперь это в прошлом. Социальная политика остается прежней. Бюджет здравоохранения растет. Он с нынешних 2,6 трлн. руб., увеличится до 3,25 трлн. руб. в 2019 году.

Проведенный анализ МФР обнаруживает ряд характерных тенденций и проблем в современной фармотрасли. Проблемами развития являются: 1. Противоречия, ведущие к структурной перестройке МФР и МФО (отрасли), что указывает на наиболее вероятные направления развития МФР и отрасли в русле корректировки стратегий компаний. Поэтому все больше компаний планируют перенос административных функций (44 %), исследований и разработок (43 %) и отделов продаж (51 %) в развивающиеся страны. 2. Снижение эффективности НИОКР и существенный рост статьи расходов у компаний «Большой Фармы». Расходы на НИОКР по всему миру увеличились более чем на 80 %, а новых ЛС стало регистрироваться на 43 % меньше. Соответственно возрастает стоимость разработки одного оригинального ЛС, что стало ключевой проблемой МФР.

Таким образом, в результате проведенного исследования структуры мирового фармацевтического рынка автором статьи были сделаны выводы о том, что некогда стабильный и локализованный по производству МФР теряет стабильность, происходит смещение в пользу развивающихся стран, менее перспективной становится работа группы крупнейших компаний стран Западной Европы и США, составляющих «BigPharma». Дальнейшее развитие российского фармрынка позволит стране стать независимой от мировых производителей фармпродукции, скорректировать экономический курс, оказать влияние на развитие других отраслей, что приведет к увеличению темпов социального развития. Для мирового фармацевтического рынка тенденциями развития являются: высокий уровень концентрации производственных мощностей; рост затрат на НИОКР; активизация развивающихся стран и стран третьего мира на переустройство МФР с целью преодоления превосходства транснациональных компаний; стремление транснациональных компаний на взаимодействие с партнерами и образование структур кластерного типа.

Литература:

  1. Доровской, А. В. Сегменты мирового фармацевтического рынка: тенденции и противоречия развития / А. В. Доровской // Международные экономические новости. — 2014. — С. 34–40.
  2. Дубова, Ю. И. Тенденции и перспективы развития современного рекламного рынка в России: монография / Ю. И. Дубова, А. В. Евстратов, А. Ю. Заруднева; ВолгГТУ. — Волгоград, 2015. — 96 с.
  3. Евстратов, А. В. Теория отраслевых рынков: учебное пособие / А. В. Евстратов, И. В. Днепровская; ВолгГТУ. — Волгоград, 2016. — 72 с.
  4. Евстратов, А. В. Слияния и поглощения компаний на фармацевтическом рынке: мировой опыт и российская специфика: монография / А. В. Евстратов, А. М. Измайлов; ВолгГТУ. — Волгоград, 2016. — 156 с.
  5. Евстратов, А. В. Анализ особенностей формирования и развития инфраструктуры фармацевтического рынка в США / А. В. Евстратов, М. А. Москвичева, М. В. Сенина // Экономика и предпринимательство. — 2016. — № 11–2 (76–2). — С. 920–923.
  6. Евстратов, А. В. Ретроспективный анализ процессов слияний и поглощений на мировом фармацевтическом рынке/ А. В. Евстратов, В. С. Игнатьева // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2016. — № 11 (145). — С. 24–31.
  7. Евстратов, А. В. Исследование процессов слияний и поглощений компаний на мировом фармацевтическом рынке / А. В. Евстратов // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2016. — № 3 (137). — С. 32–37.
  8. Иванова, Е. П. Рынок фармацевтических производителей в России / Е. П. Иванова // Bulletin of Medical Internet Conferences. — 2014. — C. 294–299.
  9. Костромин, П. А. Обеспечение устойчивого развития российских фармацевтических предприятий в условиях внешнеэкономических санкций / П. А. Костромин // Вестник Университета (Государственный университет управления). — 2014. — № 15. — С. 37–41.
  10. Косякова, И. В. Интернационализация мировой экономики и реализация концепции устойчивого развития / И. В. Косякова // Проблемы экономики. — 2007. — № 1. — С. 146–152.
  11. Макаренко, М. В. Современная фармацевтическая промышленность России: удовлетворяет ли потребности здравоохранения в стране? / М. В. Макаренко, П. А. Костромин // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. — 2015. — № 2(24). — С. 98–105.
  12. Пушкарев, О. Н. Оптимизация структуры аптечной сети / О. Н. Пушкарев, А. В. Евстратов // Вестник экономики, права и социологии. — 2016. — № 1. — С. 62–66.
  13. Татаркин, А. И. Перспективы развития фармацевтической промышленности России: состояние рынка, тенденции и факторы развития в условиях ВТО / А. И. Татаркин, А. П. Петров // Бизнес, Менеджмент, Право. — 2012. — № 3. — С. 23–28.
  14. Фармрынок: буря перемен. Альтернативы территориальной экспансии [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://recept.znate.ru/pars_docs/refs/9/8249/8249.pdf
  15. Chill, R. The Pharmerging Future — a new world of revenue growth is breaking the horizon / R. Chill, M. Chiu // Pharmaceutical Executive / July 2009.
  16. Evstratov, A. V. Mergers and acquisitions of companies in the global pharmaceutical market in 1999–2012 / A. V. Evstratov// World Applied Sciences Journal. — 2014. — № 32 (7). — pp 1400–1403.
Основные термины (генерируются автоматически): IMS, фармацевтический рынок, региональная структура, мировой рынок, мировой фармацевтический рынок, Россия, США, Западная Европа, мировая экономика, эффективное функционирование.


Похожие статьи

Основные тенденции и перспективы развития фармацевтического рынка Российской Федерации

В статье рассмотрены основные тенденции развития фармацевтического рынка Российской Федерации, а также проблемные аспекты развития компаний на фармацевтическом рынке.

Страховой рынок России: проблемы и направления развития

В статье рассмотрены основные проблемы российского рынка страховых услуг и предложены пути их решения. Кроме того, изложены основные перспективы развития российского страхового рынка.

Анализ структурных параметров развития фармацевтического рынка Российской Федерации

В статье проведен анализ структурных параметров развития фармацевтического рынка Российской Федерации, и выявлены перспективы его развития с учетом существующих тенденций.

Формирование структуры фармацевтического рынка Российской Федерации

В статье рассмотрены тенденции и перспективы формирования структуры фармацевтического рынка Российской Федерации, а также проанализированы конъюнктурные параметры развития фармацевтического рынка, которые в свою очередь, оказывают влияние на структур...

Анализ трендов глобального маркетинга

В статье представлена характеристика современного маркетинга, рассмотрена его роль в жизни общества. Также в статье проводится анализ трендов глобального маркетинга, освещены текущие тенденции на рынке маркетинга.

Инновации в фармацевтической отрасли. Состояние дел на российском рынке отечественных разработок

В данной статье автор проводит анализ ситуации на рынке отечественных препаратов и оценивает перспективы его развития.

Основные тенденции и перспективы формирования и развития аптечных сетей на фармацевтическом рынке Российской Федерации

В статье рассмотрены тенденции и перспективы формирования и развития аптечных сетей на фармацевтическом рынке Российской Федерации, а также выявлены перспективы развития фармацевтического рынка в целом.

Тенденции развития мирового финансового рынка

В работе представлена структура мирового финансового рынка и проанализирован кругооборот финансовых ресурсов, определены основные участники мирового финансового рынка. Работа направлена на анализ тенденций развития мирового финансового рынка и изучен...

Анализ состояния и тенденции развития рынка общественного питания в России

В статье проведен анализ состояния рынка общественного питания, в частности дана характеристика структуры рынка, рассмотрена динамика оборота общественного питания, выделены основные тенденции и проблемы в данной отрасли.

Факторы повышения конкурентоспособности современных фармацевтических предприятий

В статье представлен анализ текущего состояния фармацевтической отрасли, ее тенденции и основные факторы повышения конкурентоспособности фармацевтических предприятий.

Похожие статьи

Основные тенденции и перспективы развития фармацевтического рынка Российской Федерации

В статье рассмотрены основные тенденции развития фармацевтического рынка Российской Федерации, а также проблемные аспекты развития компаний на фармацевтическом рынке.

Страховой рынок России: проблемы и направления развития

В статье рассмотрены основные проблемы российского рынка страховых услуг и предложены пути их решения. Кроме того, изложены основные перспективы развития российского страхового рынка.

Анализ структурных параметров развития фармацевтического рынка Российской Федерации

В статье проведен анализ структурных параметров развития фармацевтического рынка Российской Федерации, и выявлены перспективы его развития с учетом существующих тенденций.

Формирование структуры фармацевтического рынка Российской Федерации

В статье рассмотрены тенденции и перспективы формирования структуры фармацевтического рынка Российской Федерации, а также проанализированы конъюнктурные параметры развития фармацевтического рынка, которые в свою очередь, оказывают влияние на структур...

Анализ трендов глобального маркетинга

В статье представлена характеристика современного маркетинга, рассмотрена его роль в жизни общества. Также в статье проводится анализ трендов глобального маркетинга, освещены текущие тенденции на рынке маркетинга.

Инновации в фармацевтической отрасли. Состояние дел на российском рынке отечественных разработок

В данной статье автор проводит анализ ситуации на рынке отечественных препаратов и оценивает перспективы его развития.

Основные тенденции и перспективы формирования и развития аптечных сетей на фармацевтическом рынке Российской Федерации

В статье рассмотрены тенденции и перспективы формирования и развития аптечных сетей на фармацевтическом рынке Российской Федерации, а также выявлены перспективы развития фармацевтического рынка в целом.

Тенденции развития мирового финансового рынка

В работе представлена структура мирового финансового рынка и проанализирован кругооборот финансовых ресурсов, определены основные участники мирового финансового рынка. Работа направлена на анализ тенденций развития мирового финансового рынка и изучен...

Анализ состояния и тенденции развития рынка общественного питания в России

В статье проведен анализ состояния рынка общественного питания, в частности дана характеристика структуры рынка, рассмотрена динамика оборота общественного питания, выделены основные тенденции и проблемы в данной отрасли.

Факторы повышения конкурентоспособности современных фармацевтических предприятий

В статье представлен анализ текущего состояния фармацевтической отрасли, ее тенденции и основные факторы повышения конкурентоспособности фармацевтических предприятий.

Задать вопрос