Ключевые слова: здоровый образ жизни, сотрудничество с семьей, интерактивные формы работы
Целью сотрудничества семьи и дошкольного учреждения является формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни. Формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, являются занятия физической культурой и спортом, а также совершенствование профессионального мастерства педагогов в условиях интерактивной развивающей среды, посредством активных форм взаимодействия с родителями и со специалистами. Вовлечь родителей и педагогов в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом. Создать благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов.
Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка дошкольного возраста.
В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Не секрет, что уже при поступлении в детский сад дети дошкольного возраста имеют очень слабое физическое развитие, поскольку испытывают «двигательный дефицит»: дети стали вести малоподвижный образ жизни, практически не играют во дворах в подвижные и спортивные игры, много времени проводят у компьютера, телевизора.
Ухудшение здоровья населения страны и особенно детей становится национальной проблемой. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность систематических занятий физической культурой и спортом.
Детский сад и семья — вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в ДОУ не создано детско-взрослое сообщество (дети — родители — педагоги).
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, где родители являются первыми педагогами своих детей.
Перечислим основные направления организации работы дошкольного учреждения с семьей по формированию основ физической культуры и здоровья:
– составление характеристик семей воспитанников (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень)
– организация диагностической работы по изучению потребностей семей в здоровом образе жизни;
– использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работы с семьей по формированию системы знаний здорового образа жизни у детей;
– организация психолого-педагогического просвещения родителей;
– создание системы массовых досугово — оздоровительных мероприятий с родителями,
– выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания;
– внедрение в семейное воспитание традиций здорового образа жизни;
– оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, диагностике и предупреждении негативных проявлений у детей;
– использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами, вовлечение их в совместную с детьми досуговую деятельность, направленную на повышение их авторитета.
Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи представляет собой комплекс взаимодействий, взаимоотношений, совместной и индивидуальной деятельности. Единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только педагогам, но и родителям; когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
В дошкольном образовании накоплен обширный опыт сотрудничества с родителями, привлечения их внимания к жизни ребенка в детском саду с помощью различных форм, методов и приемов работы с родителями.
Я использую оптимальное сочетание форм сложившейся традиционной системы работы с родителями с нетрадиционными формами взаимодействия с семьей, которые основываются на совместной деятельности и обмене опытом, мыслями, чувствами, переживаниями. В практике взаимодействия нашего детского сада и семьи сложились наиболее рациональные формы работы, которые можно поделить, в зависимости от количества участников, на виды: массовые, групповые, индивидуальные.
Формы работы сродителями по количеству ее участников:
Массовые:
– совместные мероприятия педагогов и родителей: родительские собрания, тренировки в выходные дни, тематические вечера для родителей («Веселые старты», «Вместе весело играть»)
– школа для родителей
– клубы по интересам («Здоровая семья»)
– совместные мероприятия педагогов, родителей и детей
– Дни открытых дверей
– Тематические акции («Здоровый образ жизни», «Лес здоровья»)
– Радиовещание по радиосети дошкольного учреждения: «Здорово здоровым быть!».
Групповые:
– КВН, викторины по здоровому образу жизни
– консультации
– совместное творчество
– праздники
– родительские собрания
– выпуск семейных газет, журналов («Журнал для заботливых родителей»)
– концерты (агитбригада «Движенье — это здоровье»)
– соревнования
– родительские клубы
Индивидуальные:
– беседы
– посещения на дому
– выполнение индивидуальных поручений.
В настоящее время все чаще используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать.
Интерактивный — означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Отсюда, интерактивные формы взаимодействия — это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам воспитания детей (наказания и поощрения, подготовка к школе). Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.
Интерактивные формы работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста используемые в ДОУ:
– родительские собрания в нетрадиционных формах (игры, семинары–практикумы, тренинги);
– Дни здоровья и марафоны «Здоровое поколение»;
– туристические походы, спортивные соревнования;
– выставки детских работ;
– «Круглые столы»;
– «Устные журналы» для родителей;
– клубы «Молодая семья»;
– выпуск журнала «Журнал для заботливых родителей»;
– семейные фотовыставки «Наша спортивная семья»;
– выпуски «Полезной книги для родителей», бюллетеней, рекомендаций;
– конкурсы на лучшие семейные проекты, поделки;
– совместные занятия с детьми и родителями на лыжной базе и стадионе;
– мини-турпоходы;
– День открытых дверей «Добро пожаловать в детский сад»;
– родительская гостиная;
– родительская Академия «Здоровье», «Школа здоровья»
– ведение «Дневников здоровья».
Таким образом, взаимодействие семьи и детского сада по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ физической культуры и здоровья — это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. Новые формы взаимодействия с родителями способствуют реализации принципа партнерства, диалога, укреплению общественного согласия, солидарности в вопросах воспитания детей; повышает престиж семьи, отцовства и материнства, сохраняет и укрепляет традиционные семейных ценностей.
Разнообразие, интерактивность форм взаимодействия с родителями, позволяют педагогу значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям. Интерактивные формы взаимодействия родителей и ДОУ означает способность взаимодействия в режиме беседы, диалога. Основные цели интерактивного взаимодействия — обмен опытом, выработка общего мнения, формирование умений, навыков, создание условия для диалога, групповое сплочение, изменение психологической атмосферы, что способствует повышению роли системы общего и дополнительного образования в воспитании детей, а также повышение эффективности деятельности в сфере физической культуры и спорта.
Лучший способ приобщить ребенка к здоровому образу жизни — это показать на собственном примере, как нужно относиться к физкультуре и спорту. Если ребенок видит, что родители испытывают удовольствие от здорового активного досуга, они обязательно будут им подражать. Успех в работе мы определяем через участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей. Обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса.
Литература:
- Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. — 2011. — № 12. — С.88–94.
- Борисова, Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия [Текст] / Борисова Н. П., Занкевич С. Ю. // Дет. сад. управление. — 2007. — № 2. — С. 5–6
- Евдокимова, Н. В. Детский сад и семья: методика работы с родителями. / Н. В. Евдокимова. — М.: Мозаика — Синтез, 2007. — 144с.
- Никишина И. В. Настольная книга современного педагога.