В статье приводится приспособление организма к окружающей среде при систематических занятиях физическими упражнениями, повышающих активность обменных процессов, тренирующих и поддерживающих механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и энергии, делая мышцы более сильными, а организм в целом более здоровым.
Ключевые слова: баскетбол, бег, нападение, защита, ходьба, бросок
На сегодняшний день, когда все измеряется в скорости и силе, занятия физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на организм. Обмен веществ является источником энергии для всех жизненных процессов и функций организма. При расщеплении сложных органических веществ содержащаяся в них энергия превращается в другие виды энергии (биоэлектрическую, тепловую, механическую и др.). Все знают, что основную составляющую здоровья определяет образ жизни и физическая активность -50 %, факторы же окружающей среды и генетическая наследственность вместе с медициной в сумме составляют 50 %., следовательно, физические, психические и социальные функции человека должны являться показателем здорового образа, и находится в гармоничном единстве. При физических нагрузках образуется поток импульсов, постоянно стимулирующих обмен веществ, улучшающая деятельность нервной системы и всех органов, что в свою очередь улучшает использование тканями кислорода, повышающая защитные свойства организма. Систематические занятия физическими упражнениями повышают активность обменных процессов, тренирует и поддерживает на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и энергии, делая мышцы более сильными, а организм в целом более приспособленным к условиям внешней среды.
Одна из важнейших задач в воспитании — воспитание у детей и взрослых потребности в повседневных занятиях физическими упражнениями. Решение этой задачи требует от преподавателя физической культуры настойчивости, творчества, много умений и знаний. И прежде всего, надо уметь строить не только свою деятельность, но и деятельность воспитанников, а для этого, в первую очередь, надо знать их реальные возможности.
Ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками — разнообразные движения, способствующие улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формирующие координацию. К такому виду спорта относится баскетбол, направленный на активизацию действий, как в нападении, так и в защите.
Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Эффективность воспитания зависит, прежде всего, от того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания.
В системе народного образования баскетбол включен в программы физического дошкольников, общего среднего, среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.
Баскетбол является увлекательной атлетической игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания. Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений, всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культуры, поскольку, во время занятий баскетболом наблюдается увеличение физической выносливости, ловкости, улучшение координации. Игроки при этом учатся работать командой, согласовывать свои действия с партнерами.
Многолетнее обучение баскетболом требует учета особенностей их возрастного развития, и в связи с этим, тщательного набора средств и методов учебной работы. В настоящее время имеется много пособий, подробно освещающих современную технику баскетбола. В них изложены общие вопросы организации педагогической работы, а также приведены конкретные практические материалы, которые необходимо усваивать в определенном возрасте. При построении учебно-тренировочного процесса, надо знать основные методические принципы обучения технике баскетбола и уметь применять их на практике. Знание принципов построения обучающей тренировки и методики обучения техническим приемам, позволяет оценивать и построение тренировочного процесса и правильно подбирать способы, средства и методы, применяемые на занятиях баскетболом.
Педагогам необходимо на каждом уроке ставить учебные задачи, связанные с освоением нового материала, где конспекты уроков должны составляться в соответствии с тематическим планом. Это позволяет построить содержание урока в нужной последовательности, подобрать средства и методы обучения, предусмотреть организацию и постановку задач с учетом конкретных условий. К занятию следует приступать заранее, поскольку заранее надо проверить экипировку занимающихся, подготовку инвентаря, места для занятий. Учебные занятия начинаются со своевременного построения и отметки присутствующих. В начале занятия, с целью повышения умения и навыка занимающихся, следует коротко и ясно ознакомить с задачей урока. Лишь только правильно выбранная методика и техника обучения смогут позволить внедрить в учебный процесс новый подход к планированию программного материала, академического времени тренировочных нагрузок, повысить интерес студентов к занятиям физической культурой, увеличить эффективность проявления всех видов подготовленности в условиях соревновательно-игровой деятельности.
Правильно подобранная педагогическая технология повышает уровень физической, технической, тактической, психологической, интегральной и функциональной подготовленности студентов и эффективность, что в конечном счете будет способствовать увеличению интереса студентов к занятиям физической культурой и усилению мотивации к физическому самосовершенствованию.
Литература:
- Саломов Р. С. Теоретические основы занятий спортом.//–Ташкент. 2005. 238 с.
- Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры.//–М.: Физкультура и спорт. 1991. 543 с.
- Портнов Ю. М. Баскетбол. Учебник для вузов физической культуры. //– М.: Физкультура и Спорт. 1997. 480 с.